ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-18653/2021 от 01.09.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-22083/2022

г. Казань                                                 Дело № А57-18653/2021

05 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Сабирова М.М.,

судей Гильмановой Э.Г., Савкиной М.А.,

при участии представителя:

истца (администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов») – Нарышкиной И.Ю. (доверенность от 18.02.2022 № 01-26/681),  

в отсутствие:

ответчика и третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов (ИНН 6453015253, ОГРН 1036405301954),

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022

по делу № А57-18653/2021

по исковому заявлению администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6450999440, ОГРН 1146400001351), о взыскании расходов на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ,

с участием в деле в качестве третьих лиц администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166), Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сириус», г. Саратов (ИНН 6453161367, ОГРН 1196451021205), общества с ограниченной ответственностью «Каркас», г. Саратов (ИНН 6450010602, ОГРН 1026402193157), Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6452911715, ОГРН 1056405029560), Прокуратуры Саратовской области, г. Саратов,

УСТАНОВИЛ:

администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (далее – Фонд) о взыскании 5626771 руб. расходов на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ.

Исковое заявление мотивировано оплатой Администрацией работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, наличием оснований для возмещения расходов по ремонту за счёт фонда капитального ремонта, Фонд является региональным оператором, в ведении которого находится фонд капитального ремонта.

В качестве третьих лиц по делу Администрацией указаны администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Сириус».

Фонд в отзыве на исковое заявление просил отказать в его удовлетворении, поскольку Фондом был заключён договор со специализированной организацией на выполнение противоаварийных и восстановительных работ, исполнение договора было приостановлено в связи с заключением Администрацией договора на выполнение ремонтных работ, в последующем работы по договору с фондом выполнены, выполненные по договору с Администрацией работы не относятся к работам, проводимым в рамках программы капитального ремонта, и не предусмотрены региональной программой капитального ремонта, у Фонда отсутствует обязанность по компенсации расходов Администрации.

Определением от 11.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

Определением от 16.11.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Каркас» и Прокуратура Саратовской области.

Общество с ограниченной ответственностью «Каркас» в отзыве на исковое заявление подтвердило факт выполнения работ и оплату по договору с Администрацией.

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» в отзыве поддержал доводы Администрации.

Прокуратура Саратовской области в отзыве на исковое заявление указала на отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку использование средств капитального ремонта на проведение аварийно-восстановительных работ жилищным законодательством не предусмотрено, законом не предусмотрена компенсация спорных расходов Администрации за счёт средств фонда капитального ремонта.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в отзыве просило отказать в удовлетворении требований Администрации, поскольку проведённые по договору с Администрацией работы не являются работами, проводимыми в рамках программы капитального ремонта, не предусмотрены региональной программой капитального ремонта, обязанность по компенсации спорных работ у Фонда отсутствует.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Решение суда первой инстанции мотивировано отнесением спорных затрат Администрации к расходам резервного фонда Администрации, не отнесением спорных работ к работам, проводимым в рамках реализации программы капитального ремонта, понесённые Администрацией затраты из резервного фонда не подлежат компенсации Фондом из средств фонда капитального ремонта.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 решение суда первой инстанции от 11.04.2022 оставлено без изменения.

В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, Администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить исковые требования.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями не учтено следующее: жилищным законодательствам к расходам фонда капитального ремонта относится ремонт фасадов домов, судом общей юрисдикции признано незаконным бездействие Фонда по неисполнению обязанности по ремонту фасада спорного дома, расходы Администрацией понесены в связи с чрезвычайной ситуацией и подлежат компенсации за счёт средств фонда капитального ремонта, понесённые Администрацией расходы являются убытками, убытки у Администрации возникли в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей Фондом.

В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии представителей Фонда и третьих лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Указала на неправомерность выводов судов об отсутствии правовых оснований для взыскания компенсации с Фонда, средства Администрацией потрачены на проведение капитального ремонта, расходы по капитальному ремонту подлежат возмещению за счёт средств регионального фонда капитального ремонта, проведение работ в рамках ликвидации чрезвычайной ситуации не исключает возможности компенсации затрат за счёт средств регионального фонда капитального ремонта.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Администрации, заслушав представителя Администрации, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.

Администрация является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от её имени исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района в части и объёме, установленных Положением об Администрации, а также иными муниципальными правовыми актами.

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также участие в организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, в создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств является одной из задач, поставленных перед администрацией Ленинского района, связанных с решением вопросов местного значения.

Многоквартирный дом № 3 по ул. Измайлова расположен на территории Ленинского района г. Саратова и находится в управлении ООО «Управляющая компания Сириус».

В многоквартирном доме имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Саратов», держателем которых как объектов имущественной части муниципальной казны является Администрация.

Данные помещения значатся в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов» и сводном реестре муниципальной казны.

Взносы на капитальный ремонт собственниками жилых помещений, в том числе Администрацией, осуществляется на счёт регионального оператора, каковым является Фонд, в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

17.03.2019 произошло обрушение части кирпичной кладки несущей стены, обрушение железобетонных перемычек над оконными проемами, ослабление опор поддерживающих плиты кровли, разрыв гидроизоляционного ковра кровли многоквартирного дома № 3 по адресу: ул. Измайлова в г. Саратове.

На основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования «Город Саратов» от 25.03.2019 № 14, распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 26.03.2019 № 95-р Администрации из резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов выделены денежные средства в сумме 5668700 руб. на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанной с внезапным обрушением части кирпичной кладки несущей стены многоквартирного дома № 3 по улице Измайлова в г. Саратове.

Учитывая, что восстановление кладки кирпичной части несущей стены требовалось выполнить в рамках ремонтных и аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, так как в случае их невыполнения сохранялась вероятность наступления неблагоприятных последствий для жителей данного дома, а также для жителей г. Саратова, оказывающихся к данному дому в непосредственной близости, Администрация выполнила восстановительные работы по ремонту фасада здания.

29.03.2019 между Администрацией и ООО «Каркас» заключён муниципальный контракт № 1-19 на выполнение работ по проведению ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением части кирпичной кладки несущей стены многоквартирного дома № 3 по ул. Измайлова в Ленинском районе г. Саратова на сумму 5626771 руб.

Работы по контракту выполнены 31.07.2019.

Администрация на счёт ООО «Каркас» перечислила в совокупности 5626771 руб. 20 коп.

По мнению Администрации в соответствии с частью 2,3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

В то же время, расходы на проведение капитального ремонта имущества собственников помещений многоквартирного дома понесены Администрацией за счёт средств резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов».

04.08.2021 в адрес Фонда Администрацией была направлена претензия о перечислении в пользу Администрации денежных средств на компенсацию расходов на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением несущей стены многоквартирного дома 3 по улице Измайлова в г. Саратове в сумме 5626711 руб.

Неисполнение Фондом изложенных в претензии требований послужило основанием для обращения Администрации в суд с требованиями по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что работы по проведению ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, требование о взыскании стоимости которых предъявлены Администрацией в рамках настоящего дела, не являются работами, проводимыми в рамках реализации программы капитального ремонта, т.к. данный вид работ не предусмотрен региональной программой капитального ремонта, что исключает возможность взыскания за счёт средств фонда капитального ремонта с Фонда.

Суд округа соглашается с указанными выводами судов в связи со следующим.

Решением Кировского районного суда г. Саратова от 29.05.2018 по делу № 2-3232/2018 признано незаконным бездействие Фонда по не проведению работ по ремонту фасада многоквартирного жилого дома по адрес: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 3. В обязанность Фонда вменено организовать проведение работ по ремонту.

Фондом с ООО «Каркас» 15.08.2018 заключён договор № РТС264Г182573 на выполнение работ (услуг) по разработке проектно-сметной документации на проведение усиления несущих конструкций и капитальный ремонт фасада в многоквартирном доме по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 3. Проектно-сметная документация выполнена и представлена в Фонд.

В Фонд поступило письмо от 26.10.2018 № 685, согласно которому в августе 2018 года специалистами ООО «Каркас» было выполнено инженерно-техническое обследование основных строительных конструкций многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 3. В процессе обследования было установлено, что основные строительные конструкции несущих стен, в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» находятся в ограниченноработоспособном состоянии, за исключением отдельных размороженных участков наружных стен в осях «2-1/В» (санузлы в уровне) и в осях «7-8/А» (чердачное перекрытие, карниз), находящихся в аварийном состоянии. Также были даны рекомендации о необходимости проведения в кратчайшие сроки противоаварийных мероприятий (установка временных стоек под плиты перекрытия, опирающиеся на аварийные участки наружных стен в осях «2-1/В» (санузлы в уровне) и в осях «7-8/А» (чердачное перекрытие, карниз).

26.10.2018 специалистами ООО «Каркас» по результатам визуального осмотра конструкций наружных стен многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 3, зафиксирован факт дальнейшего разрушения размороженной кирпичной кладки в осях «2-1/В» (санузлы в уровне) и в осях «7-8/А» (чердачное перекрытие, карниз) с выпадением расслоившихся кирпичей и раствора. Наибольшее разрушение зафиксировано в осях «7-8/А» в месте расположения армокирпичной перемычки. Данная армокирпичная перемычка на момент проводимого в августе 2018 года обследования находилась в аварийном состоянии.

Таким образом, для предотвращения дальнейшего обрушения необходимо было в кратчайшие сроки выполнить усиление выявленных аварийных конструкций. До выполнения капитального ремонта и утепления фасада необходимо проведение противоаварийных мероприятий и ремонтно-восстановительных работ.

11.01.2019 Фондом с ООО «Каркас» был заключён договор № РТС264А184656 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада и усилению несущих конструкций многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 3.

Между Фондом и ООО «Каркас» подписано дополнительное соглашение от 23.01.2019 о переносе сроков проведения капитального ремонта фасада и усиления несущих конструкций в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 3, до 15.04.2019.

В Фонд поступило письмо ООО «Каркас» от 09.04.2019 № 292, согласно которому Администрация заключила с ООО «Каркас» муниципальный контракт на проведение ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением части кирпичной кладки несущей стены многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 3 в Ленинском районе города Саратова. Сроки проведения работ - с 29.03.2019 по 28.06.2019.

Фондом в адрес Администрации направлен запрос от 11.04.2019 № 3205 о предоставлении актуальной информации о проведении противоаварийных мероприятий в отношении указанного многоквартирного дома.

С учётом вышеуказанных обстоятельств Фондом и ООО «Каркас» 15.04.2019 подписано дополнительное соглашение о приостановке выполнения работ по капитальному ремонту фасада и усилению несущих конструкций до устранения препятствий, создающих невозможность выполнения работ (услуг).

06.06.2019 Фондом в адрес Администрации направлен повторный запрос № 5286/о о предоставлении информации о проведении противоаварийных мероприятий.

10.06.2019 в Фонд поступило письмо администрации муниципального образования «Город Саратов», согласно которому администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение о выделении денежных средств администрации Ленинского района г. Саратова на проведение ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий обрушения кирпичной кладки стены многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 3.

Так же в Фонд поступило письмо администрации муниципального образования «Город Саратов», согласно которому администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение о выделении денежных средств администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» на проведение ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий обрушения кирпичной кладки стены многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Измайлова, д. 3, в сумме 5668700 руб.

Согласно указанному письму на текущую дату ООО «Каркас» проводились ремонтные аварийно-восстановительные работы.

После проведения ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ в отношении многоквартирного дома - с 16.09.2019 ООО «Каркас» приступило к выполнению работ по капитальному ремонту фасада и усилению несущих конструкций многоквартирного дома, в рамках заключённого договора от 11.01.2019 № РТС264А184656.

Работы по капитальному ремонту фасада и несущих конструкций многоквартирного дома выполнены, приняты без претензий к качеству 10.03.2020 и оплачены.

Как указано выше, по мнению Администрации, понесённые ею расходы из резервного фонда муниципального образования подлежат компенсации за счёт Фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждён исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта, который включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Работы по проведению ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации не являются работами, проводимыми в рамках реализации программы капитального ремонта.

Кроме того, проведённый Администрацией по договору с ООО «Каркас» вид работ не предусмотрен региональной программой капитального ремонта.

В пункте 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что капитальный ремонт объектов капитального строительства – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

То есть, восстановление несущих строительных конструкций к капитальному ремонту не относится.

Муниципальный контракт Администрацией был заключён с ООО «Каркас» на проведение ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением МКД части кирпичной кладки несущей стены и согласно смете подрядчиком восстанавливались несущие конструкции каркаса здания.

В то же время, состав работ по капитальному ремонту фасадов жилых зданий (многоквартирных домов) приведён в пункте 1 Таблицы Б.1 Перечня основных видов работ (Приложение Б к СП 368.1325800.2017).

К ним относятся: - утепление цоколей, фасадов, в том числе монтаж фасадов с теплоизоляционной фасадной композиционной системой с наружным штукатурным слоем, монтаж фасада с навесной вентилируемой фасадной системой с подтвержденным классом пожарной опасности наружных стен с внешней стороны, соответствующим установленному классу конструктивной пожарной опасности жилого здания; - замена оконных и балконных заполнений на энергоэффективные шумоизоляционные; - остекление балконов и лоджий; - ремонт балконов и лоджий с восстановлением гидроизоляции, плиточного покрытия, заменой или ремонтом ограждений, экранов; - устройство козырьков над балконами и лоджиями верхних этажей, входами в подъезды и подвалы; - ремонт фасадов, цоколей; - ремонт пожарных лестниц; - ремонт отмостки; - ремонт наружных стен лифтовых шахт; - замена и ремонт наружного водостока;- ремонт межпанельных швов.

Из содержания Постановления Администрации города Саратова от 31.03.2008 № 376 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что бюджетные ассигнования резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов» направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Выполнение аварийно-восстановительных работ носит разовый характер и направлено исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии, чрезвычайной ситуации и их последствий, что косвенно подтверждается фактом наличия возможности осуществить закупку определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании положений пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, то есть ввиду исключительности ситуации - в целях сокращения сроков неконкурентным способом и без публикации извещения об осуществлении такой закупки, и заключить контракт в количестве, объёме, которые необходимы для ликвидации возникших последствий. Указанные средства носят целевой характер и их выделение прямо предусмотрено законом. При этом закон не предусматривает возможность их последующей компенсации за счёт средств регионального оператора капитального ремонта.

Постановление Администрации города Саратова от 31.03.2008 № 376 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации муниципального образования «Город Саратов» также не содержит положений о порядке возмещения затрат на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

При изложенных обстоятельствах судебные инстанции, отказав в удовлетворении требований Администрации, правомерно пришли к выводу об отсутствии у Фонда обязанности по перечислению Администрации компенсации расходов на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Доводы кассационной жалобы и представителя Администрации в судебном заседании о причинении убытков не могут быть приняты во внимание, поскольку о возмещении убытков Администрацией в исковом заявлении не заявлялось, предметом оценки судами не являлись, в связи с чем, не могут являться предметом рассмотрения суда округа.

Фактически доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о незаконности обжалованных судебных актов, не опровергают выводов судебных инстанций, основаны на ошибочном толковании законодательства, иной оценке доказательств по делу и направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда округа.

При изложенных выше обстоятельствах, судебной коллегией суда округа правовые основания для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы и отмены обжалованных судебных актов не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 по делу № А57-18653/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   М.М. Сабиров

Судьи                                                                          Э.Г. Гильманова

                                                                                     М.А. Савкина