АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23997/2022
г. Казань Дело № А57-18659/2021
01 ноября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаевой М.З.,
судей Гильмановой Э.Г., Сабирова М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Макаровым А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей, присутствовавших в Арбитражном суде Саратовской области:
истца – ФИО1, доверенность от 18.02.2022 № 01-26/681,
ответчика – ФИО2, доверенность от 23.03.2021 № 19-Ю,
в отсутствие:
соответчика – извещен надлежащим образом
третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ленинского района муниципального образования Город Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022
по делу № А57-18659/2021
по исковому заявлению администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ВКС Центр» (ОГРН <***>) и к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежда» (ОГРН <***>) о взыскании расходов на проведение ремонтных работ,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования «Город Саратов; Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов»; Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов»; Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области; конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежда» ФИО3; Прокуратуры Саратовской области; Прокуратуры Ленинского района города Саратова; общества с ограниченной ответственностью «Каркас»,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» (далее – Администрация Ленинского района, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ВКС Центр» (далее – ООО «ВКС Центр», ответчик) о взыскании 2 927 306 руб. 88 коп. – расходов на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением несущей стены многоквартирного дома № 71 по проспекту 50 лет Октября в городе Саратов.
Иск мотивирован наличием оснований для возмещения расходов по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации: обрушение парапета кирпичной части несущей стены, ослабление опор, поддерживающих кровлю и провисание кровли; за счёт фонда капитального ремонта, т.е. денежных средств на специальном счете ответчика.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежда» (далее – ООО «УК «Надежда», соответчик).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования «Город Саратов; Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов»; Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов»; Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области; конкурсный управляющий обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежда» ФИО3; Прокуратура Саратовской области; Прокуратура Ленинского района города Саратова; общество с ограниченной ответственностью «Каркас» (далее – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022, отказано в удовлетворении исковых требований.
Законность вынесенных по делу судебных актов проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе истца, который полагает, что арбитражным судом при исследовании и вынесении обжалуемых судебных актов нарушены нормы, как материального, так и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам. Позиция заявителя подробно изложена в жалобе, по существу которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен в материалы дела.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Саратовской области.
В процессе рассмотрения кассационной жалобы представитель истца настаивал на правовой позиции, приведенной в обоснование жалобы; представитель ответчика просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Администрация Ленинского района является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим от её имени исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района в части и объёме, установленных Положением об Администрации, а также иными муниципальными правовыми актами.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также участие в организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, в создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств является одной из задач, поставленных перед администрацией Ленинского района, связанных с решением вопросов местного значения.
Многоквартирный дом № 71 по проспекту 50 лет Октября в г. Саратове находится в управлении ООО «ВКС Центр».
Перечисление взносов на капитальный ремонт осуществляется на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете. Владельцем специального счета с 03.12.2019 является ООО «ВКС Центр».
Согласно материалам дела 30.03.2019 произошло обрушение парапета кирпичной части несущей стены, ослабление опор, поддерживающих кровлю и провисание кровли указанного жилого дома.
На основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22.04.2019 № 25, Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 30.05.2019 № 165-р администрации Ленинского района из резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов выделены денежные средства в сумме 2 944 000 руб. на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанной с внезапным обрушением части несущей стены спорного многоквартирного дома.
Администрация Ленинского района выполнила восстановительные работы по ремонту фасада здания, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, так как в случае непринятия срочных мер, сохранялась вероятность наступления неблагоприятных последствий для жителей данного дома, а также для жителей города Саратова, находящихся к данному дому в непосредственной близости. В рамках ремонтных и аварийно-восстановительных работ администрацией Ленинского района была восстановлена кладка кирпичной части несущей стены.
Между Администрацией Ленинского района (заказчик) и ООО «Каркас» (подрядчик) 06.06.2019 был заключен муниципальный контракт № 4-19 на выполнение работ по проведению ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением части несущей стены многоквартирного дома № 71 по проспекту им. 50 лет Октября в Ленинском районе города Саратова.
Согласно пункту 3.1 контракта цена определяется в соответствии с локальным сметным расчетом и составляет 2 943 993 руб. 60 коп.
Между сторонами 06.09.2019 было подписано соглашение о расторжении муниципального контракта № 4-19, согласно которому контракт исполнен на сумму 883 198 руб. 08 коп.
Администрация Ленинского района платежными поручениями от 20.06.2019 № 9198 и от 20.06.2019 № 9197 перечислила ООО «Каркас» денежные средства в сумме 883 198 руб. 08 коп.
Впоследствии между Администрацией Ленинского района и ООО «Каркас» 06.09.2019 был заключен муниципальный контракт № 5-19 на выполнение работ по проведению ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением части несущей стены многоквартирного дома № 71 по проспекту им. 50лет Октября в Ленинском районе города Саратова. В соответствии с локальным сметным расчетом цена контракта составила 2 060 795 руб. 52 коп.
Между сторонами 15.09.2019 было подписано соглашение о расторжении муниципального контракта № 5-19, согласно которому контракт исполнен на сумму 2 044 108 руб. 80 коп.
Администрация Ленинского района платежными поручениями от 25.09.2019 № 14607 и от 25.09.2019 № 14608 перечислила ООО «Каркас» денежные средства в сумме 2 044 108 руб. 80 коп.
Согласно расчетам истца, расходы на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением несущей стены многоквартирного дома №71 по проспекту 50 лет Октября в городе Саратов составили 2 927 306 руб. 88 коп.
По мнению Администрации в соответствии с частью 2, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В то же время, расходы на проведение капитального ремонта имущества собственников помещений многоквартирного дома понесены Администрацией Ленинского района за счёт средств резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов».
Ответчик не урегулировал спор в досудебном порядке, претензия истца с требованием о перечислении в пользу Администрации Ленинского района денежных средств за компенсацию расходов на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушение парапета кирпичной части несущей стены многоквартирного дома № 71 по улице проспект им. 50 лет Октября в городе Саратове в сумме 2 927 306 руб. 88 коп. осталась без ответа.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что работы по проведению ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, требование о взыскании стоимости которых предъявлены Администрацией Ленинского района в рамках настоящего дела, не являются работами, проводимыми в рамках реализации программы капитального ремонта, т.к. данный вид работ не предусмотрен региональной программой капитального ремонта, что исключает возможность взыскания за счёт средств фонда капитального ремонта с ответчика.
Областной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 № 800-П запланирован капитальный ремонт фасада многоквартирного дома № 71 по улице проспект им. 50 лет Октября в городе Саратове, на 2031 год.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
Согласно части 4 статьи 81 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 166 Жилищного Кодекса Российской Федерации, утвержден исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Работы по проведению ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации не являются работами, проводимыми в рамках реализации программы капитального ремонта, а также данный вид работ не предусмотрен региональной программой капитального ремонта.
Как установлено в пункте 14.2 части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Восстановление несущих строительных конструкций к капитальному ремонту не относится.
Муниципальные контракты от 06.06.2019 № 4-19, от 06.09.2019 № 5-19 были заключены Администрацией Ленинского района с ООО «Каркас» на проведение ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением МКД части кирпичной кладки несущей стены и согласно смете, подрядчиком восстанавливались несущие конструкции каркаса здания.
В соответствии с Законом Саратовской области от 25.03.2013 № 36-ЗСО «О дополнительных видах услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, на территории Саратовской области», перечень дополнительных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя: - усиление несущих и ненесущих строительных конструкций, включая несущие и ненесущие стены, плиты перекрытий, несущие колонны, промежуточные и поэтажные лестничные площадки, лестничные марши, ступени, косоуры; - утепление фасада; ‑ капитальный ремонт печей, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; - разработка проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), проведение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; - услуги по строительному контролю; - ремонт или замена оборудования в индивидуальных тепловых пунктах, расположенных в многоквартирных домах, в том числе замена циркуляционных насосов систем отопления и горячего водоснабжения; - разработка проектной документации и ремонт, проводимый в соответствии со статьей 166 Жилищного кодекса Российской Федерации в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленным объектом культурного наследия, с осуществлением авторского и технического надзора за проведением таких работ в случае, если данные работы не затрагивают предмет охраны такого объекта.
В статье 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрены цели, на которые могут быть использованы средства Фонда капитального ремонта.
Возмещение затрат на проведение аварийно-восстановительных работ не входит в их число.
Из содержания Постановления Администрации города Саратова от 31.03.2008 № 376 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов» также следует, бюджетные ассигнования резервного фонда администрации муниципального образования «Город Саратов» направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Выполнение аварийно-восстановительных работ носит разовый характер и направлено исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии, чрезвычайной ситуации и их последствий, что косвенно подтверждается фактом наличия возможности осуществить закупку определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании положений пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, т.е. ввиду исключительности ситуации – в целях сокращения сроков неконкурентным способом и без публикации извещения об осуществлении такой закупки, и заключить контракт в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации возникших последствий.
Названные средства носят целевой характер и их выделение предусмотрено законом, которым не предусмотрена возможность их последующей компенсации за счет средств регионального оператора капитального ремонта.
Постановление Администрации города Саратова от 31.03.2008 № 376 «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации муниципального образования «Город Саратов» также не содержит положений о порядке возмещения затрат на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Вывод суда о том, что на управляющую компанию не возложена нормами права обязанность по компенсации истцу расходов на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, правомерен.
Довод истца о том, что при отсутствии в законе прямо предусмотренной возможности последующей компенсации средств резервного фонда не лишает его возможности возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно отклонен судом, поскольку не представлены доказательства причинно-следственной связи заявленных убытков и действий управляющей компанией.
Доводы заявителя жалобы выражают по существу его несогласие с выводами судов, сделанными в результате оценки представленных в дело доказательств, и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении норм права либо о наличии выводов, не соответствующих обстоятельствам дела.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, не установлено кассационной инстанцией.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.06.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по делу № А57-18659/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья М.З. Желаева
Судьи Э.Г. Гильманова
М.М. Сабиров