ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-18872/20 от 12.07.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19944/2022

г. Казань                                                 Дело № А57-18872/2020

15 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммерческого сервиса «Сфера»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022

по делу № А57-18872/2020

по исковому заявлению автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации Ленинского района муниципального «Город Саратов» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании задолженности в размере 1 425 467,74 рублей, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова, общество с ограниченной ответственностью «АТСЖ»,

УСТАНОВИЛ:

автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» (далее – АНО «Сфера», истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области к муниципальному образованию «Город Саратов» в лице администрации МО «Город Саратов» (далее – администрация МО «Город Саратов», ответчик) о взыскании задолженности в размере 295 883,35 рублей.

Делу присвоен номер № А57-18872/2021.

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истца администрация Ленинского района МО «Город Саратов» привлечена к участию в качестве соответчика.

Кроме того, истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с надлежащего ответчика задолженность в размере повышающего коэффициента к плате за коммунальные услуги за жилые помещения:

Адрес

Размер повышающего коэффициента (руб.)

период

ФИО1 д. 1/а- 5

6684,97

с 01.05.2019 г. по 30.04.2020 г.

ФИО1 д. 1/а - 67

22294,47

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО1 д. 10 - 65

17929,91

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО1 д. 15/а -19

5149,58

с 01.09.2017 г. по 30.11.2018 г.

ФИО1 д. 19/а - 6

31297,87

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО1 д. 19/6 - 54

10264,78

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО1 д.З/а - 3

21259,26

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО1 д.31 - 119

811,58

с 01.09.2017 г. по 30.11.2017 г.

ФИО1 д.31 -189

1339,30

с 01.09.2017 г. по 30.11.2017 г.

ФИО1 д.8 - 138

6906,07

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО1 д. 8 - 30

1754,78

с 01.11.2019 г. по 30.04.2020 г.

ФИО2 д.6 - 202

22260,80

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО2 д.6 - 297

15752,90

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО2 д.6 - 84

4044,27

с 01.12.2019 г. по 30.04.2020 г.

ФИО3 д.6 - 6

22628,24

с 01.12.2018 г. по 30.04.2020 г.

ФИО3 д.9 -107

24641,19

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО3 д.9 - 158

10379,34

с 01.03.2018 г. по 30.04.2020 г.

ФИО3 д.9 - 162

13641,33

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО3 д. 3 - 112

1580,91

с 01.01.2020 г. по 30.04.2020 г.

в размере 240 621,55 рублей.

Ходатайство об уточнении исковых требований судом удовлетворено в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Кроме того, АНО «Сфера» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации МО «Город Саратов», третьи лица: Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании задолженности в размере 283 727,42 рублей.

Делу присвоен номер № А57-19067/2020.

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истца администрация Ленинского района МО «Город Саратов» привлечена к участию в качестве соответчика.

Кроме того, истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с надлежащего ответчика задолженность в размере повышающего коэффициента к плате за коммунальные услуги за жилые помещения:

Адрес

Размер повышающего

Коэффицента (руб.)

период

Прокатная-2 д.24 -16

8938,21

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Прокатная-2 д.24 - 27

4109,27

с 01.06.2019 г. по 30.04.2020 г.

Прокатная-2 д.24/а-40

2978,09

с 01.01.2019 г. по 30.04.2020 г.

Прокатная-2 д.З/а - 73

10208,35

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Прокатная-2 д.4 - 8

29185,39

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Прокатная-2 д.8 - 57а

17628,92

с 01.10.2017 г. по 30.04.2020 г.

Прокатная-2 д.8 - 576

5668,13

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Прокатная-4 д. 18 - 43

13166,41

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Прокатная-4 д.20 - 41

6583,21

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Рижская д.2/а - 47

14089,45

с 01.06.2018 г. по 30.04.2020 г.

Тарховад.1 - 33

21337,31

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Тарховад.1/а- 45

17321,71

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Тарховад.12 - 36

6906,07

с 01.02.2018 г. по 30.04.2020 г.

ФИО4 д. 13 - 26

3581,31

с 01.01.2019 г. по 30.04.2020 г.

Тарховад.13 - 68

20718,22

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО4 д. 14 -1

6626,04

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО4 д. 14 - 29

9939,02

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО4 д. 14/а- 5

584,93

с 01.02.2020 г. по 30.04.2020 г.

ФИО4 д. 14/6 -24

10359,11

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО4 д. 14/6 - 57

19369,11

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Тарховад.14/б-84

6906,07

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

в размере 236 204,33 рублей.

Ходатайство об уточнении исковых требований судом удовлетворено

Кроме того, АНО «Сфера» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации МО «Город Саратов», третьи лица: Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании задолженности в размере 243 548,78 рублей.

Делу присвоен номер № А57-19070/2020.

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истца администрация Ленинского района МО «Город Саратов» привлечена к участию в качестве соответчика.

Кроме того, истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с надлежащего ответчика задолженность в размере повышающего коэффициента к плате за коммунальные услуги за жилые помещения:

Адрес

Размер

повышающего коэффициента

(руб.)

Период

Перспективная д.5 -14

587,45

с 01.12.2019 г. по 30.04.2020 г.

Перспективная д.5/а - 47-2

6906,07

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Перспективная д.6 -35

6906,07

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Перспективная д.6 - 66

3453,05

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Перспективная д.7 - 56

6675,87

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Перспективная д.7/а- 38

3453,05

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Перспективная д.8 -11

6906,07

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Перспективная д.8/б -150

13759,04

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Перспективная д.8/б- 79

9025,73

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей-1 д. 10-20

6906,07

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей-1 д.2 - 38

29207,84

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей-3 д.10 - 65

3675,89

с 01.10.2019 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей-3 д.5 - 68

15930,99

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей-3 д.8/а- 23

20924,87

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей-3 д.8/а- 34

7232,94

с 01.09.2018 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей д.17 - 3

18311,59

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей д. 19 - 29

5027,81

с 01.12.2019 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей д.2 - 37

5661,97

с 01.10.2019 г. по 30.04.2020 г.

Пр. Строителей д.2/а - 98

14009,59

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Пр.Строителей д.20 - 54

21717,04

с 01.10.2017 г. по 30.04.2020 г.

в размере 206 279 рублей.

Ходатайство об уточнении исковых требований судом удовлетворено.

Кроме того, АНО «Сфера» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации МО «Город Саратов», третьи лица: Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании задолженности в размере 272 798,83 рублей.

Делу присвоен номер № А57-19072/2020.

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истца администрация Ленинского района МО «Город Саратов» привлечена к участию в качестве соответчика.

Кроме того, истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с надлежащего ответчика задолженность в размере повышающего коэффициента к плате за коммунальные услуги за жилые помещения:

Адрес

Размер повышающего коэффициента (руб.)

период

Лебедева-Кумача д.74 - 74

13211,32

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д.78 - 79

1266,53

с 01.03.2020 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д. 84 -127

16849,87

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д.84 -132

30568,38

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д. 84 - 72

26215,65

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д.86 - 65

16354,92

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д.88- 3,14

22005,08

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д. 88 - 18

4518,17

с 01.01.2019 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д.88 - 411

3728,76

с 01.10.2019 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д. 88- 421а

9197,11

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д.88 - 58

1413,60

с 01.08.2019 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д. 88 - 616

20888,89

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Лебедева-Кумача д. 88 - 819

24124,40

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО5 д. 14 - 2

8938,21

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО5 д. 16 - 4

1852,29

с 01.09.2018 г. по 30.04.2020 г.

ФИО5 д. 17 - 40

15185,00

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО5 д.2 - 15

681,60

с 01.03.2020 г. по 30.04.2020 г.

ФИО5 д.21 -28

747,99

с 01.01.2020 г. по 30.04.2020 г.

ФИО5 д.23 - 10

6297,39

с 01.11.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО5 д.7 -17

3462,87

с 01.05.2018 г. по 30.04.2020 г.

в размере 230 125,96 рублей.

Ходатайство об уточнении исковых требований судом удовлетворено.

Кроме того, АНО «Сфера» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации МО «Город Саратов», третьи лица: Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова, администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о взыскании задолженности в размере 621 489,77 рублей.

Делу присвоен номер № А57-19138/2020.

В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству истца администрация Ленинского района МО «Город Саратов» привлечена к участию в качестве соответчика.

Кроме того, истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит взыскать с надлежащего ответчика задолженность в размере повышающего коэффициента к плате за коммунальные услуги за жилые помещения:

Адрес

Размер повышающего коэффициента (руб.)

Период

Топольчанская д. 1 - 77

19 146,50

с 01.09.2017 г. по 31.10.2019 г.

Топольчанская д.1/б- 155

3763,84

с 01.12.2019 г. по 30.04.2020 г.

Топольчанская д. 1/6 - 191

86713,63

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Топольчанская д. 1/6 - 38

27362,96

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Топольчанская д.3 - 22

22245,59

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Топольчанская д.3/а - 91

22616,96

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Топольчанская д.3/а - 99

22245,59

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Топольчанская д. 5 - 177

4044,27

с 01.12.2019 г. по 30.04.2020 г.

Топольчанская д. 5 - 182

25258,40

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Топольчанская д. 5 - 2

15930,99

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

Топольчанская д. 9 - 35

15550,48

с 01.08.2018 г. по 30.04.2020 г.

Уфимцевад.Ю - 33

44511,05

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д. 10 - 38

1666,81

с 01.01.2020 г. по 30.04.2020 г.

Уфимпевад.12-384

18226,64

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д. 12 - 468

20822,60

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.2 - 168

6484,73

с 01.10.2019 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.2 - 272

21846,46

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.2 - 289

26267,05

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.2 - 434

8988,13

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.2 - 59

23617,83

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.3 - 28

1335,31

с 01.03.2020 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.4 - 174

20117,61

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.6/3 - 105

3379,32

с 01.12.2019 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.6/4 - 231

25258,40

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

ФИО6 д.6/4 - 233

24835,75

с 01.09.2017 г. по 30.04.2020 г.

в размере 512 236,90 рублей.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.11.202 дела № А57-18872/2020, А57-19067/2020, А57-19070/2020, А57-19072/2020, А57-19138/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер № А57- 18872/2020.

Таким образом, в рамках настоящего дела рассматривались исковые требования АНО «Сфера» к администрации МО «Город Саратов», администрации Ленинского района МО «Город Саратов», третьи лица: Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом г. Саратова, о взыскании с надлежащего ответчика задолженности в размере повышающего коэффициента за период с 01.09.2017 по 30.04.2020 в общем размере 1 425 467,74 рублей.

Определением суда от 15.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «АТСЖ».

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе истец и пояснениях к ней просил принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.

Отзывы на кассационную жалобу суду не представлены.

Истец, ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, истец является правопреемником ассоциации ТСЖ Ленинского района, в связи с чем многоквартирные жилые дома: по ул. ФИО1, ФИО2, ФИО3, Прокатной, Рижской, ФИО4, Перспективной, пр-т Строителей, Лебедева-Кумача, ФИО5, ФИО7, ФИО6 в г. Саратове по договорам управления от 24 августа 2015 года находятся в управлении АНО «Сфера».

В вышеназванных многоквартирных жилых домах имеются жилые помещения (квартиры), находящиеся в собственности муниципального образования «Город Саратов», которые не оборудованы индивидуальными приборами учёта холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии.

В силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Поскольку ответчиком (как собственником) не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета находящихся в собственности МО «Город Саратов» жилых помещений в многоквартирных домах, по лицевым счетам указанных жилых помещений истцом было произведено начисление платы за коммунальные услуги за период с 01.09.2017 по 30.04.2020 в размере 1 425 467,74 рублей.

По мнению истца, с муниципального образования в лице надлежащего ответчика, в пользу АНО «Сфера» подлежит взысканию вышеуказанная задолженность в виде разницы между платой за коммунальные услуги по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой за данные услуги по нормативу потребления за период с 01.09.2017 по 30.04.2020 составляет 1 425 467,74 рублей.

До настоящего времени оплата произведенных начислений произведена не была, направленная истцом в адрес ответчика претензия была оставлена последним без удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 157,192,198,200 ЖК РФ, Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2012 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), и пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств наличия правовых оснований для взыскания задолженности.

На основании пункта 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Поскольку законодательством обязанность по оснащению жилого помещения индивидуальными приборами учета в многоквартирном доме возлагается на его собственника, следовательно, именно на собственнике лежит обязанность представить доказательства оснащения жилого помещения приборами учета или отсутствия технической возможности установки приборов учета.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Согласно пункту 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого с 1 января 2017 года составляет 1,5.

Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Таким образом, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки.

В соответствии с подпунктом «к (3)» пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, обязанность по доказыванию наличия (отсутствия) технической возможности установки данного оборудования в силу вышеприведенных норм права возложена на ответчика.

Между тем неверные выводы суда первой инстанции в указанной части не привели к принятию неверного решения по делу в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьей 192 ЖК РФ лицензия действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

На основании части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Из материалов дела следует, что 30.04.2015 Ассоциации ТСЖ Ленинского района была выдана лицензия № 064-000149 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В связи с преобразованием Ассоциация ТСЖ Ленинского района в АНО ЖКС «Сфера» приказом ГЖИ Саратовской области № 114 от 10.07.2020 на основании заявления лицензиата лицензия переоформлена на вновь образованное юридическое лицо АНО ЖКС «Сфера».

В результате проверки законности предоставления лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами прокуратурой установлено, что АНО «Сфера» нарушены часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 14, ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункт 4 статьи 50, пункт 5 статьи 123.24 ГК РФ, а также пункт 2.4 Устава организации, так как осуществляемая непосредственно организацией предпринимательская деятельность, в том числе по управлению многоквартирными домами, противоречит правовому статусу АНО «Сфера», в связи с чем в порядке статьи 28 Закона «О прокуратуре» Прокуратурой Саратовской области в адрес ГЖИ Саратовской области 15.10.2020 внесен протест № 7/1-02-2020 на пункт 3 приказа от 10.07.2020 № 114.

Решением ГЖИ Саратовской области № 1780 от 28.10.2020 внесены изменения в реестр лицензий Саратовской области, а именно: с 01.11.2020 исключены сведения обо всех вышеперечисленных многоквартирных домах из реестра лицензий Саратовской области, находящихся в управлении АНО «Сфера».

Ассоциация ТСЖ Ленинского района действовала на основании Устава от 05.12.2005, изменения в учредительные документы Ассоциации не вносились.

Согласно Протоколу № 1 общего собрания учредителей АНО «Сфера» от 13.04.2020 учредителями организации являются 13 юридических лиц - товариществ собственников жилья, действующих на территории Ленинского района г. Саратова.

В силу части 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Вновь созданная автономная некоммерческая организация не является объединением товариществ собственников жилья как ее правопредшественник -Ассоциация.

В соответствии с уставом АНО «Сфера», утвержденным общим собранием учредителей 13.04.2020, деятельность организации направлена на указание услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса, в частности юридических услуг, правовой, информационной, консультационной поддержки граждан и организаций в жилищно-коммунальной сфере, содействие повышению качества оказания населению жилищно-коммунальных услуг, содействие развитию эффективного управления жилищно-коммунальной сферой.

Осуществление организацией предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами уставом организации также не предусмотрено.

Виды экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, заявленные АНО «Сфера», соответствуют ее уставным целям и также не предусматривают осуществление видов деятельности, связанных с управлением многоквартирными домами.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2021 по делу А57-21161/2020 признан законным и обоснованным приказ Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28.10.2020 № 162 «О лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Саратовской области» и решение Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28.10.2020 № 1780 об исключении с 01.11.2020 сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий Саратовской области, находящихся в управлении АНО «Сфера».

Следовательно, на момент рассмотрения дела АНО «Сфера» уже не являлось управляющей организацией домов, указанных в иске, в связи с чем не имело правовых оснований по взысканию задолженности в размере 1 425 467,74 рублей.

Доводы о том, что АНО «Сфера» после исключения сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий Саратовской области продолжало осуществлять управление МКД, правового значения не имеют, поскольку взыскиваемая сумма в силу ее правого смысла не является задолженностью за оказанные жилищно-коммунальные услуги, а удовлетворение заявленных требований при отсутствии у истца статуса управляющей организации приведет к неосновательному обогащению и утрате их целевого использования в интересах собственников (нанимателей) многоквартирных жилых домов.

Таким образом, нижестоящие суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных истцом требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку они не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Доказательства, опровергающие установленные обстоятельства, свидетельствующие о неправомерности обжалуемых решения и постановления, в материалах дела отсутствуют.

Неправильного применения норм материального права судом не допущено, нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу № А57-18872/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммерческого сервиса «Сфера» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                   Т.Н. Федорова

Судьи                                                                          С.А. Филимонов

                                                                                     Г.Н. Махмутова