АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-10905/2023
г. Казань Дело № А57-1967/2023
21 декабря 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Петрушкина В.А., Галиуллина Э.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023
по делу № А57-1967/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействительными отказов администрации Балаковского муниципального района от 24.11.2022 № 01-28/6130 и 08.12.2022 № 01-28/6437, заинтересованные лица: администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, Саратовская область, г. Балаково, Управление архитектуры и градостроительства администрации Балаковского муниципального района, Саратовская область, г. Балаково, индивидуальный предприниматель ФИО2, Саратовская область, г. Балаково,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными отказов администрации Балаковского муниципального района (далее – Администрация) от 24.11.2022 № 01-28/6130 и 08.12.2022 № 01-28/6437 в удовлетворении заявлений о включении сведений о нестационарных торговых объектах (НТО) в схему размещения НТО по Балаковскому муниципальному району.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ИП ФИО1 просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывается, что он просил включить в схему размещения сведения об НТО по адресному ориентиру в районе дома ул. Степная, 27/4, рядом с которым расположен земельный участок с кадастровым номером 64:40:020208:33, а не 64:40:020208:39; ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» не обладает признаками нормативного правового акта, является добровольным к применению; в материалах дела отсутствуют доказательства наличия газона на земельном участке, выбранном предпринимателем для размещения НТО; пункт 2.10, утверждённого постановлением администрации Балаковского муниципального района от 02.04.2018 № 1137 «Порядка рассмотрения заявлений о включении, исключении НТО в Схему размещения НТО на территории БМР», предусматривающий такие основания для отказа в во включении сведений о НТО в Схему размещения НТО, как несоответствие места предполагаемого размещения нестационарного торгового объекта требованиям, установленным Правилами благоустройства на территории муниципального образования город Балаково, и размещение нестационарного торгового объекта повлечет нарушение требований технических регламентов, ГОСТов, СНиПов, СП, признан недействующим решением Балаковского районного суда по административному делу № 2а-2-2516/2020.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Поволжского округа для её удовлетворения оснований не находит.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 15.08.2022 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО) площадью 11.4 кв. метра по адресному ориентиру: <...>., в районе дома по ул. Степная, 27/4, район остановки «Аэлита», на расстоянии 27 метров до остановки «Аэлита».
Кроме того, 14.10.2022 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов двух НТО: по адресу: <...>., в районе дома ул. Степная, 27/4, район остановки «Аэлита», на расстоянии 5,3 метра от трубы канализационного коллектора, 13,15 метров от стены дома ул. Степная, 27/4, площадью 17,3 кв. м (3,15x5,5), прилегающий к НТО «Цветы» ИП ФИО2, указанном в схеме размещения НТО по БМР под № 240; по адресу: <...>., в районе дома ул. Степная, 27/4, район остановки «Аэлита», на расстоянии 5,3 метра от трубы канализационного коллектора, 10 метров от стены дома ул. Степная, 27/4, площадью 17,3 кв. м (3,15x5,5).
Письмами Администрации от 24.11.2022 № 01-28/6130 и от 08.12.2022 № 01-28/6437 предпринимателю отказано в размещении нестационарного торгового объекта по основаниям, предусмотренным подпунктами 6.2, 6.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 № 742-ст: объект предполагается разместить на существующем газоне; организация удобного подъезда автотранспорта к планируемым объектам отсутствует.
Полагая, что указанные отказы являются незаконными, нарушают права и законные интересы предпринимателя, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что размещение НТО согласно указанным в заявлениях ИП ФИО1 ориентирам предполагается на газоне, примыкающем к пешеходной дорожке, ведущей к торговым объектам от многоквартирных домов, что противоречит пунктам 6.2, 6.3 ГОСТ Р 54608-2011.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
При этом суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Статьей 10 названного закона регулируются особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Саратовской области действует Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утверждённый приказом Минэкономразвития Саратовской области от 18.10.2016 (далее – Порядок № 2424).
Порядок № 2424 предусматривает, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования сроком на 5 лет.
Утверждение и внесение изменений в схему осуществляется посредством принятия муниципального нормативного правового акта (пункты 2 и 3 Порядка № 2424).
Согласно пункту 5 Порядка № 2424 включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему осуществляется по инициативе органов местного самоуправления, определенных в соответствии с уставом муниципального образования, уполномоченных на разработку и утверждение схемы, а также заинтересованных в размещении (исключении) нестационарного торгового объекта юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему по инициативе органов местного самоуправления, определенных в соответствии с уставом муниципального образования, уполномоченных на разработку и утверждение схемы, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации при наличии следующих оснований: внесение изменений в документы, определяющие направления социально-экономического развития Саратовской области, повлекшее изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; ремонт и реконструкция автомобильных дорог, повлекшие необходимость переноса нестационарного торгового объекта; прекращение, перепрофилирование деятельности стационарных торговых объектов, повлекшие снижение обеспеченности населения площадью торговых объектов до уровня ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; в случае если использование земельных участков, зданий, строений и сооружений, в целях размещения нестационарных торговых объектов может повлечь нарушения требований законодательства Российской Федерации.
Кроме того, данным пунктом Порядка № 2424 предусмотрено, что включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему по инициативе заинтересованных в размещении (исключении) нестационарного торгового объекта юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании заявлений указанных лиц.
Постановлением администрации Балаковского района от 29.09.2020 № 3320 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района» утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области на период действия 2021-2025 годов.
Постановлением администрации Балаковского муниципального района от 02.04.2018 № 1137 утверждён Порядок рассмотрения заявлений о включении, исключении НТО в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района (далее – Порядок № 1137), который устанавливает процедуру рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района (далее – Схема).
Исходя из пунктов 2.7, 2.8 статьи 2 Порядка № 1137 отдел потребительского рынка и предпринимательства Администрации направляет на рассмотрение заявление и прилагаемые к нему документы в структурные подразделения Администрация, а также в сетевые инженерные службы, владеющие коммунальным хозяйством.
Во исполнение Порядка Администрация направила в МУП «Балаково-Водоканал», АО «Облкоммунэнерго», АО «Газпром газораспределение Саратовская область», ПАО «Т Плюс», ПАО «Ростелеком» запросы о конкретном положении подведомственных инженерных коммуникаций относительно запрашиваемого земельного участка и о возможности/невозможности размещения павильона.
Управление архитектуры и градостроительства администрации Балаковского муниципального района в ответе от 15.11.2022 № 301/3 (т. 1 л.д. 68) на запросы Отдела потребительского рынка и предпринимательства сообщило, что «принимая во внимание визуальное обследование участка местности, рассматриваемой под размещение запрашиваемых объектов, а также изображения картографических данных системы google, выявлено нарушение следующих требований:
- подпункта 6.2 пункта 6 Требований к размещению объектов мелкорозничной торговли, обозначенные национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 64506-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 № 742-ст), - «не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли: … на газонах». В данном случае объект предполагается разместить на существующем газоне. Принимая во внимание определение «газон», обозначенное пунктом 2.16 Положения о создании, развитии и сохранении зелёных насаждений зелёного фонда МО город Балаково – газоном называется поверхность земельного участка, не имеющая твёрдого покрытия, покрытая травянистой растительностью, предназначенная для озеленения.
- подпункта 6.3 пункта 6 Требований к размещению объектов мелкорозничной торговли, обозначенные национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 64506-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2011 № 742-ст), - «при размещении объектов мелкорозничной торговли должен быть обеспечен удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, заездных карманов». В данном случае организация удобного подъезда автотранспорта к планируемым объектам – отсутствует».
Суды установили, что испрашиваемые предпринимателем земельные участки для размещения НТО находятся на газоне, примыкающем к пешеходной дорожке, ведущей к торговым объектам, реализующим товары первой необходимости (продукты питания, средства гигиены) от многоквартирных домов, расположенных по ул. Степная вблизи остановки общественного транспорта «Аэлита», не обеспечен удобный подъезд автотранспорта, будут созданы помехи для прохода пешеходов, что подтверждается представленным в материалы дела фотоматериалом. В рассматриваемом случае размещение НТО ИП ФИО1 согласно указанным в заявлениях ориентирам приведёт к нарушению пунктов 6.2, 6.3 «ГОСТ Р 54608-2011».
Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 54608-2011 не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли:- в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных) на расстоянии менее 5 м от окон зданий и витрин стационарных торговых объектов;
В силу пункта 6.3 ГОСТ Р 54608-2011 при размещении объектов мелкорозничной торговли должны быть обеспечены благоустройство и оборудование мест размещения, в том числе: - удобный подъезд автотранспорта, не создающий помех для прохода пешеходов, заездные карманы; беспрепятственный проезд пожарного и медицинского транспорта, транспортных средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) к существующим зданиям, строениям и сооружениям.
В данном случае объект предполагается разместить на существующем газоне, организация удобного подъезда автотранспорта к планируемым объектам отсутствует.
Кроме того, суды учли, что после включения НТО в Схему размещения НТО по Балаковскому муниципальному району, указанные места Администрацией будут выставлены на торги (аукцион), в связи с чем любое заинтересованное лицо вправе участвовать в аукционе и стать победителем. Однако заявленные ИП ФИО1 места для размещения НТО расположены таким образом, что подразумевают победу в аукционе либо ИП ФИО1 либо ИП ФИО2, поскольку у объединенного торгового объекта будет два входа, один через НТО ИП ФИО2, второй со стороны жилого дома ул. Степная, 27/4.
Довод заявителя о том, что ГОСТ Р 54608-2011 «Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли» не обладает признаками нормативного правового акта, является добровольным к применению, судами рассмотрен и признан необоснованным.
По своему содержанию указанный ГОСТ Р 54608-2011 относится к нормативному акту технического характера, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем подлежит применению в настоящем случае. Рассматриваемый ГОСТ непосредственно связан с размещением НТО и предназначен для юридических лиц различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги торговли в объектах мелкорозничной торговли.
Суды также исходили из того, что на дату подготовки оспариваемых ответов (писем) Администрации действовали Правила благоустройства на территории муниципального образования города Балаково в редакции, принятой решением Совета муниципального образования город Балаково от 18.02.2022 № 260 (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с подпунктами 3.10.1, 3.10.2 пункта 3.10 статьи 3 Правил благоустройства НТО обычно являются сооружения, выполненные из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений - это нестационарные торговые объекты, объекты бытового обслуживания и общественного питания, остановочные павильоны наземные туалетные кабины, другие объекты некапитального характера. Отделочные материалы сооружений должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, нормам противопожарной безопасности, архитектурно-художественным требованиям городского дизайна и освещения характеру сложившейся среды города Балаково и условиям долговременной эксплуатации. При остеклении витрин необходимо применять безосколочные, ударостойкие материалы, безопасные упрочняющие многослойные пленочные покрытия, поликарбонатные стекла.
Размещение некапитальных нестационарных строений и сооружений, в том числе, нестационарных торговых объектов, осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических и экологических норм, правил, стандартов, установленных федеральным законодательством Российской Федерации. Размещение некапитальных нестационарных строений не должно создавать помехи передвижению транспортных средств, движению пешеходов, создавать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических и (или) юридических лиц, государственному и (или) муниципальному имуществу, окружающей среде.
Следовательно, при формировании схемы размещения нестационарных торговых объектов среди прочих должны применяться ГОСТы, устанавливающие общие требования к объектам мелкорозничной торговли и предназначенные для юридических лиц различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги торговли в объектах мелкорозничной торговли.
Суды пришли к обоснованному выводу, что невключение в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Балаково спорных мест размещения нестационарных торговых объектов не является произвольным, а обосновано несоответствием указанных мест размещения НТО требованиям действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах судами правомерно признано, что оспариваемые отказы Администрации от 24.11.2022 № 01-28/6130 и 08.12.2022 № 01-28/6437 в удовлетворении заявлений о включении сведений о НТО в Схему размещения НТО по Балаковскому муниципальному району соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов предпринимателя, и отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств спора не подтверждает существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка установленных судами обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по делу № А57-1967/2023 оставить без изменений, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.Р. Нагимуллин
Судьи В.А. Петрушкин
Э.Р. Галиуллин