ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-20292/2022 от 09.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-9460/2023

г. Казань Дело № А57-20292/2022

10 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2023 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хлебникова А.Д.,

судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,

ЖСК «Авиатор 4» - Шабаевой М.В., доверенность о 09.01.2023,

Администрации МО г. Саратов – Степанова А.Н., доверенность от 20.03.2023,

в отсутствие:

иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива «Авиатор 4» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2023 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2023 года

по делу № А57-20292/2022

по заявлению жилищно-строительного кооператива «Авиатор 4» (410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Комсомольская, д. 52, оф. 103, ОГРН 1166451053658, ИНН 6452120270) заинтересованные лица: Администрация муниципального образования «Город Саратов» (410031, Саратовская область, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), Комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» (410012, Саратовская область, г. Саратов, проспект им. Петра Столыпина, д. 29, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004), Территориальное управление Росимущества в Саратовской области (410056, Саратовская область, г. Саратов, ул. Советская, д. 60, ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145) о признании незаконным отказа,

установил:

Жилищно-строительный кооператив "Авиатор 4" (далее - ЖСК "Авиатор 4", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа во внесении изменений в разрешение на строительство от 30 ноября 2018 г. N 64-RU 64304000-466-2018 многоквартирного дома (от 9 надземных этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (жилой дом N 4 по генеральному плану) на земельном участке, расположенном по адресу: пл. им. Орджоникидзе Г.К., 1 в Заводском районе г. Саратова, оформленный уведомлением от 1 июня 2022 г. N 10-17/9-22-р/с; об обязании выдать уведомление о внесении изменений в разрешение на строительство от 30 ноября 2018 года N 64-RU 64304000-466-2018 многоквартирного дома (от 9 надземных этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (жилой дом N 4 по генеральному плану) на земельном участке, расположенном по адресу: пл. им. Орджоникидзе Г.К., 1 в Заводском районе г. Саратова на основании заявления от 24 мая 2022 года и представленных документов.

Судом учтено, что заявителем допущены опечатки: при указании номера разрешения на строительство от 30 ноября 2018 года N 64-RU 64304000-467-2018, правильный номер - N 64-RU 64304000-466-2018, при указании номера жилого дома N 3, правильный номер - N 4.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 января 2023 года, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 28 июля 2023 года, в удовлетворении требований ЖСК "Авиатор 4" отказано.

ЖСК "Авиатор 4", не согласившись с судебными актами по делу, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные кооперативом требования.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ЖСК "Авиатор 4", просит удовлетворить кассационную жалобу, указывая, что выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.

ПредставительАдминистрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

В судебном заседании 02.11.2023 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 09.11.2023.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.11.2018 ЖСК "Авиатор 4" выдано разрешение на строительство N 64-RU 64304000-466-2018, в соответствии с которым кооперативу было разрешено строительство объекта капитального строительства - многоэтажная жилая застройка: многоквартирные дома (от 9 надземных этажей и выше), в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020314:3293 по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", пл. им. Орджоникидзе, д. 1, на основании градостроительного плана земельного участка от 06.08.2018 N RU 64304000-470.

Разделом 4 указанного разрешения на строительство в числе характеристик возводимого объекта предусмотрена этажность объекта - 18 этажей.

Срок действия разрешения на строительство от 30.11.2018 N 64-RU 64304000-466-2018 установлен до 30.11.2021.

24.05.2022 ЖСК "Авиатор 4" обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от 30.11.2018 N 64-RU 64304000-466-2018. Обращаясь с названным заявлением, кооператив просил внести изменения в технико-экономические показатели объекта, указывая на увеличение этажности зданий до 25 этажей.

Уведомлением Администрации от 01.06.2022 N 10-17/9-22 кооперативу отказано во внесении изменений в разрешение на строительство от 30.11.2018 N 64-RU 64304000-466-2018 многоквартирного дома (от 9 надземных этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (жилой дом N 4 по генеральному плану) на земельном участке, расположенном по адресу: пл. им. Орджоникидзе Г.К., д. 1 в Заводском районе г. Саратова.

Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство от 30.11.2018 N 64-RU64304000-466-2018, послужило несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для внесения изменений разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка N RU 64304000-387 от 16.12.2019 (далее - ГПЗУ).

При этом Администрацией указано, что согласно п. 2.3 ГПЗУ расчетная потребность в количестве мест парковки автотранспорта определяется в соответствии с "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", региональными нормативами градостроительного проектирования Саратовской области, местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов", а именно необеспеченность планируемого к строительству объекта машино-местами для хранения легковых автомобилей.

Не согласившись с названным решением, кооператив обратился в Арбитражный суд Саратовской области с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта Администрации.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует закону и не нарушает прав заявителя.

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств дела.

Основания и порядок выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства, продления разрешения установлены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19 статьи 51 ГрК РФ).

Согласно части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство определены в части 21.15 статьи 51 ГрК РФ.

Основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является:

1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи, либо отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка;

3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана образованного земельного участка, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи. При этом градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи;

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

В силу положений Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" парковка (парковочное место) определено как специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Размещение парковки предполагает наложение определенных обременений на земельный участок, на котором она размещается.

В силу подпункта "б" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о внесении изменений на строительство должны быть приложены результаты инженерных изысканий и схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка.

Согласно градостроительному плану земельного участка N RU64304000-387 от 16.12.2019 расчетная потребность в количестве мест парковки автотранспорта определяется в соответствии с "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", региональными нормативами градостроительного проектирования Саратовской области, местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов".

Согласно СНиП 2.07.01-89* (преамбула) настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах.

Согласно требованиям таб. 11.8 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" для жилья стандартного уровня комфорта предусмотрено 1,2 машино-места на квартиру.

Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 25.12.2017 N 679-П "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области" определены сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств.

Требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (таблицы 1.1.1.8, 1.1.1.9, 1.1.1.10).

Согласно п 2.1.1.30 в зонах жилой застройки следует предусматривать стоянки для хранения легковых автомобилей населения при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции - не более 1000 м.

В условиях реконструкции при размещении новой жилой застройки в кварталах сложившейся застройки места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчета не менее 1,0 машино-места на одну квартиру.

Таким образом, для жилого дома с количеством квартир 425 необходимо предусмотреть 510 машино-мест.

По данным проектной документации в границах земельного участка, предполагаемого к строительству, запроектирована подземная гостевая автостоянка на 41 машино-место, 2 машино-места для МГН запроектированы на эксплуатируемой кровле. Парковка для постоянного хранения автотранспорта жителей многоквартирного дома предусматривается за пределами проектируемой площадки на специально отведенных парковках.

Согласно проекту планировки территории, ограниченной ул. им. Орджоникидзе Г.К., ул. им. Трынина А.С., юго-восточной границей территории бывшего Саратовского авиационного завода, ул. Пензенской и планируемой улицей, соединяющей ул. Томскую с ул. им. Левина И.С. в Заводском районе города Саратова с проектом межевания в его составе для размещения автостоянок открытого типа и подземных гаражей предусмотрены земельные участки с кадастровыми номерами: 64:48:020314:954, 64:48:020314:956, 64:48:020314:3285, 64:48:020314:3286, 64:48:020314:3918, 64:48:020314:3915.

В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории муниципального образования "Город Саратов" земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:020314:3285, 64:48:020314:3286, 64:48:020314:3918, 64:48:020314:3915 расположены в территориальной зоне Ж-1.1 - зона развития застройки многоэтажными многоквартирными домами

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2019 по делу N А57-11736/2019, оставленным в силе постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области удовлетворено, из чужого незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "Переселение" в пользу Российской Федерации истребованы, в том числе земельные участки:

- с кадастровым номером 64:48:020314:3915, общей площадью 1253 +/- 12,39 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., д. 1,

- с кадастровым номером 64:48:020314:3918, общей площадью 934 +/- 10,70 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., д. 1.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.08.2020 по делу N А57-7623/2020, оставленным в силе постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области удовлетворены, из чужого незаконного владения жилищно-строительного кооператива "Авиатор 2" в пользу Российской Федерации истребованы, в том числе земельные участки:

- с кадастровым номером 64:48:020314:954, общей площадью 1491 +/- 14 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., д. 1;

- с кадастровым номером 64:48:020314:956, общей площадью 1785 +/- 15 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., д. 1;

- с кадастровым номером 64:48:020314:3286, общей площадью 2197 +/- 16,41 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., д. 1;

- с кадастровым номером 64:48:020314:3285, общей площадью 1800 +/- 14,85 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., д. 1.

Таким образом, собственником вышеперечисленных земельных участков является Российская Федерация, в связи с чем, возможное размещение стоянок на земельных участках с кадастровыми номерами 64:48:020314:3918, 64:48:020314:3915, 64:48:020314:3286, 64:48:020314:3285 повлечет нарушение прав Российской Федерации как правообладателя указанных земельных участков.

Судами отмечено, что указание в проекте планировки территории в качестве территорий для размещения автостоянок открытого типа и подземных гаражей, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами: 64:48:020314:954, 64:48:020314:956, 64:48:020314:3285, 64:48:020314:3286, 64:48:020314:3918, 64:48:020314:3915 не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа Администрации ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:020314:954 общей площадью 1491+/- 14 м2 и земельный участок с кадастровым номером 64:48:020314:956, общей площадью 1785 +/-15 м2, расположенные на момент принятия оспариваемого решения в границах территории общего пользования и территориальной зоне объектов обслуживания транспорта (Т-3) в совокупности имеют площадь, недостаточную для обеспечения в количестве мест парковки исходя из расчетной потребности

Судами учтено, что сообщение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 24.05.2022 N 64-ЕМ-02/3300 содержит информацию о намерении вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020314:954, 64:48:020314:956, 64:48:020314:3285, 64:48:020314:3286, 64:48:020314:3918, 64:48:020314:3915 согласно территориальным зонам Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" и видам разрешенного использования земельных участков, размещение парковки для постоянного хранения автотранспорта на указанных земельных участках на момент принятия оспариваемого решения не соответствует намерениям правообладателя земельных участков.

Также в ходе судебного разбирательства дела представитель ТУ Росимущества по Саратовской области пояснил, что возражает против заявленных ЖСК "Авиатор 4" требований, а также указал, что вовлечение вышеперечисленных земельных участков в гражданский оборот Управлением будет осуществляться в соответствии порядком предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, регламентированного Главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, указание ЖСК "Авиатор 4" на планируемую организацию в границах земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020314:3918, 64:48:020314:3915, 64:48:020314:954, 64:48:020314:956, 64:48:020314:3286 и 64:48:020314:3285 парковочных машино-мест, является безосновательным.

Помимо изложенного, судами отмечено следующее.

В силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика. Указанная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015.

В данном споре Общество просило внести в выданные разрешения на строительство изменения, вызванные намерением названного лица увеличить этажность жилого дома, однако им не представлено доказательств того, что в процессе строительства выявлена объективная необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации.

В связи с этим, отказав во внесении изменений в разрешение на строительство при изложенных обстоятельствах, уполномоченный орган не нарушил положения действующего законодательства.

Кроме того, изменения проектной документации (отклонение параметров объекта капитального строительства - высоты, количества этажей, площади, объема) влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности как объектов капитального строительства в целом, так и уже возведенной части. В положительном заключении проектной документации должна содержаться оценка влияния изменений проектной документации на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства в целом, учитываться возведенная часть объекта, в том числе фундамента и его несущей прочности, и должна проводиться проверка соответствия уже возведенной части измененному проекту.

При изложенных обстоятельствах, суды обоснованно согласились с выводом уполномоченного органа о наличии оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство от 30 ноября 2018 г. N 64-RU 64304000-467-2018 многоквартирного дома (от 9 надземных этажей и выше), в т.ч. со встроенными и (или) встроенно-пристроенными нежилыми помещениями (жилой дом N 4 по генеральному плану) на земельном участке, расположенном по адресу: пл. им. Орджоникидзе Г.К., 1 в Заводском районе г. Саратова, оформленном уведомлением от 1 июня 2022 г. N 10-17/9-22-р/с.

Обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на ее заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем исходя из разъяснений, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным для юридических лиц составляет 1500 рублей.

Поскольку при подаче кассационной жалобы кооператив по чеку-ордеру ПАО Сбербанк от 05.09.20203 уплатил государственную пошлину в размере 3000 рублей, возврату из федерального бюджета подлежит излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по делу N А57-20292/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить жилищно-строительному кооперативу "Авиатор 4"из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей. Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Д. Хлебников

Судьи С.В. Мосунов

И. Ш. Закирова