ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-21289/2021 от 20.10.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-24620/2022

г. Казань Дело № А57-21289/2021

27 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 20.10.2022.

Полный текст постановления изготовлен – 27.10.2022.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,

судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022

по делу № А57-21289/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройресурс» заинтересованные лица: Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, администрация Энгельсского муниципального района, о признании недействительным и отмене распоряжения председателя Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района от 16.08.2021 № 986-р, обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1140 кв. м. с целью использования: коммунальное обслуживание (строительство тепловой сети и блочно-модульной котельной мощностью 2,5 мВт) с местоположением <...> р-н участка 40, утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» (далее – ООО «Стройресурс», общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным и отмене распоряжения председателя Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (далее – комитет) от 16.08.2021 № 986-р, обязании администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – администрация) предварительно согласовать предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1140 кв. м с целью использования: коммунальное обслуживание (строительство тепловой сети и блочно-модульной котельной мощностью 2,5 мВт) с местоположением <...> р-н участка 40, утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.04.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, в требованиях отказано.

Общество, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт или направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь в обоснование жалобы на неправильное применение судом норм материального права.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям

Общество обратилось к главе Энгельсского муниципального района с заявлением от 23.07.2021 о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1140 кв. м с местоположением: <...> район д. 40 и утверждении схемы расположения земельного участка, цель использования коммунальное обслуживание (строительство тепловой сети и блочно-модульной котельной мощностью 2,5 мВт), приложив схему расположения земельного участка, договор о подключении к сетям теплоснабжения с ФИО1, заявление ФИО1 о заключении договора технологического присоединения объекта теплоснабжения.

Распоряжением комитета от 16.08.2021 № 986-р обществу отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, поскольку заявителем не представлено каких-либо документов о наличии объектов на испрашиваемом земельном участке, для обеспечения которых необходимо размещение объекта строительства – котельной, не представлено доказательств, что земельный участок необходим для размещения объектов теплоснабжения, для строительства объекта необходим земельный участок испрашиваемой площади, не указана фактическая цель использования земельного участка с приложением соответствующих документов.

Полагая указанное распоряжение комитета незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для признания действий комитета незаконными.

Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении, с приложением, в том числе, схемы расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю, границы земельного участка подлежат уточнению.

Согласно подпункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Общество указало, что имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку основным видом деятельности является «производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха».

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона

Согласно пункту 4 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.

Таким образом, определены различные цели (задачи), ради достижения которых земельный участок выделяется юридически лицам в аренду без проведения торгов.

Судами установлено и доказательств обратного заявителем жалобы не приложено, что обращаясь в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения, общество преследовало цель получения земельного участка для организации теплоснабжения объекта недвижимости - нежилого здания площадью 1058,9 кв. м (здание телятника, корпус 5), расположенного по адресу: <...>, принадлежавшего на момент обращения заявителя ФИО1, представив договор о подключении к сетям теплоснабжения с ФИО1 без даты заключения, заявление ФИО1 о заключении договора технологического присоединения объекта теплоснабжения без даты.

Однако каких-либо документов, относительно планируемых к размещению на испрашиваемом земельном участке объектов теплоснабжения, кроме технического задания и схемы проектируемой теплосети, в частности, обоснования площади испрашиваемого участка применительно к площади планируемого к размещению объекта теплоснабжения, обществом в уполномоченный орган не представлено.

Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи суды признали, что обществом не представлены доказательства о размещении сетей теплоснабжения и котельной, надлежащих сведений о планируемом размещении на спорном земельном участке объектов теплоснабжения, подтверждающие планирование строительства объектов местного значения, отнесение этого земельного участка как участка, предназначенного для строительства объектов местного значения в соответствии с градостроительной документацией и о том, что общество является лицом, которое имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно письму Управления обеспечения градостроительной деятельности администрации одним из основных видов разрешенного использования указанной территориальной зоны является вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание (3.1).

На основании Правил землепользования и застройки Новопушкинского МО ЭМР карты границ зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия населенного пункта территория испрашиваемого земельного участка находится в зоне шумового воздействия воздушного транспорта. Согласно ресурсу публично кадастровой карты росреестра часть территории испрашиваемого земельного участка находится в зоне с особыми условиями использования территории – охранная зона электросетевого комплекса ВЛ-6 кВ № 10 от ПС «Коминтерн».

В пределах охранных зон электросетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной их работе, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту. В пределах территории охранных зон без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, производить земляные работы и т.д.

В связи с чем охранная зона устанавливается вне зависимости от желания владельца этого объект.

В данном случае испрашиваемый обществом земельный участок частично расположен в зоне с особыми условиями использования территории, соответственно строительство на спорном земельном участке объекта капитального строительства может нарушить безопасную работу инженерных сетей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36. Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 1, 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – постановление № 1300) предусмотрено, что подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а так же тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, отнесены к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2015 № 79-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 31.12.2015 № 6387 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги» - «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута».

Общество при обращении в уполномоченный орган в качестве цели использования земельного участка указывало строительство тепловой сети, относящейся в соответствии с постановлением № 1300 к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, что заявителем не опровергнуто. В данном порядке общество в уполномоченный орган не обращалось.

Совокупность установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств оценена судами как факт недостаточности оснований для признания действий комитета противоречащими закону и позволяющими обязать последнего предоставить испрашиваемый земельный участок в заявленных целях, в связи с чем в требованиях отказано.

Оснований не согласится с выводами судов судебная коллегия не находит.

Выводы судов не противоречат подходам, изложенным в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2018 по делу № А57-7759/2017, Арбитражного суда Уральского округа от 05.05.2021 по делу № А60-42227/2020.

Доводы заявителя жалобы повторяют его позицию в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 08.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу № А57-21289/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев

Судьи Р.В. Ананьев

В.А. Карпова