ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-21691/2022
26 июля 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена «19» июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «26» июля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Наховой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 апреля 2023 года по делу
№ А57-21691/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век» (413100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина, д. 30, ОГРН <***>, ИНН <***>), Первый заместитель главы администрации Энгельсского муниципального района ФИО1 (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина, д. 30, ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Прокуратура Саратовской области (410002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Прокуратура города Энгельса Саратовской области (410002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Правительство Саратовской области (410042, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация МО «Город Саратов» (410031, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Собрание депутатов Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина, д. 30, ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (413100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина, д. 30, ИНН <***>, ОГРН <***>), Комитет по образованию администрации Энгельcского муниципального района (413100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>), общество с ограниченной ответственностью «КОМФОРТ-2000» (410002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «ЭКСПЕРТИЗА-С» (410012, <...> влд. 1, пом. 24, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «СПЕЦСТРОЙЭКСПЕРТИЗА» (410017, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Росреестра по Саратовской области (410012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
о признании решения незаконным,
при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век» - представителя ФИО3, действующей на основании доверенности №6 от 14.03.2022, сроком на 3 года; представителя ФИО4, действующей на основании доверенности №12 от 17.04.2023, сроком на 1 год; от Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области – представителя ФИО5, действующей на основании доверенности №02-03-01/1 от 09.01.2023, сроком до 31.12.2023; от Прокуратуры Саратовской области – представителя ФИО6, удостоверение предъявлено, личность установлена; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век» (далее – ООО «СК «Новый Век», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением:
- о признании решения Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – Администрация) о приостановлении действия разрешения на строительство от 27.08.2021 № 64-RU64538109-36-2021 незаконным, распоряжения первого заместителя главы Администрации от 18.08.2022 № 78 «О приостановлении действия разрешения на строительство от 27.08.2021 № 64-RU64538109-36-2021» недействительным;
- о признании решения Администрации о приостановлении действия разрешения на строительство от 03.09.2021 № 64-RU64538109-38-2021 незаконным, распоряжения первого заместителя главы Администрации от 18.08.2022 № 79 «О приостановлении действия разрешения на строительство от 03.09.2021 № 64-RU64538109-38-2021» недействительным;
- о признании решения Администрации о приостановлении действия разрешения на строительство от 28.09.2021 № 64-RU64538109-47-2021 незаконным, распоряжения первого заместителя главы Администрации от 18.08.2022 № 80 «О приостановлении действия разрешения на строительство от 28.09.2021 № 64-RU64538109-47-2021» недействительным.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания «Новый век» требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «СК «Новый Век» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой с учетом письменных объяснений просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области представлены письменные объяснения в порядке статьи 81 АПК РФ, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век», Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Прокуратуры Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Распоряжением исполняющего обязанности председателя четвертого судебного состава от 18 июля 2023 года в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Акимовой М.А. на судью Пузину Е.В. для рассмотрения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 апреля 2023 года по делу № А57-21691/2022.
Согласно части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области ООО «СК «Новый Век» были выданы разрешения на строительство:
- от 27.08.2021 № 64-RU64538109-36-2021 (с учетом изменений, внесенных распоряжениями от 28.10.2022 № 78, от 17.11.2021 № 80, от 05.04.2022 № 24) для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения по ул. Петровской угол ул. Республики в Энгельсе Саратовской области (МКД по ул. Петровской) на земельных участках с кадастровыми номерами 64:50:010511:783, 64:50:010511:782, 64:50:010511:75, 64:50:010511:784;
- от 03.09.2021 № 64-RU64538109-38-2021 (с учетом изменений, внесенных распоряжением от 17.02.2022 № 9) для создания многоэтажной жилой застройки по ул. Марины Расковой, 9, в г. Энгельсе Саратовской области, многоквартирный жилой дом № 1 (МКД по ул. М. Расковой) на земельном участке с кадастровым номером 64:50:020932:4635;
- от 28.09.2021 № 64-RU64538109-47-2021 для создания многоэтажной жилой застройки в границах улиц Вокзальная - Новобазарная в г. Энгельсе Саратовской области, многоквартирный жилой дом №1 (МКД по ул. Новобазарной) на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010408:528.
Распоряжением Администрации от 18.08.2022 № 78 действие разрешения на строительство от 27.08.2021 № 64-RU64538109-36-2021 приостановлено.
Распоряжением Администрации от 29.08.2022 № 88 в распоряжение от 18.08.2022 № 78 внесены изменения, в частности, распорядительная часть дополнена словами: «до издания отдельного распоряжения».
При этом преамбула распоряжения от 18.08.2022 № 78 изложена в следующей редакции: «На основании статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36.1 Устава Энгельсского муниципального района, в связи с несоблюдением минимального уровня обеспеченности населения объектами социальной сферы, установленного местными нормативами градостроительного проектирования».
Распоряжением Администрации от 23.09.2022 № 109 в распоряжение от 18.08.2022 № 78 внесены изменения, в распорядительной части заменены слова «до издания отдельного распоряжения» словами «до 20 октября 2022 года».
Распоряжением Администрации от 18.08.2022 № 79 действие разрешения на строительство от 03.09.2021 № 64-RU64538109-38-2021 приостановлено.
Распоряжением Администрации от 29.08.2022 № 89 в распоряжение от 18.08.2022 № 79 внесены изменения, в частности, распорядительная часть дополнена словами: «до издания отдельного распоряжения».
При этом преамбула распоряжения от 18.08.2022 № 79 изложена в следующей редакции: «На основании статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36.1 Устава Энгельсского муниципального района, в связи с несоблюдением минимального уровня обеспеченности населения объектами социальной сферы, установленного местными нормативами градостроительного проектирования».
Распоряжением Администрации от 23.09.2022 № 110 в распоряжение от 18.08.2022 № 79 внесены изменения, в распорядительной части заменены слова «до издания отдельного распоряжения» словами «до 20 октября 2022 года».
Распоряжением Администрации от 18.08.2022 № 80 действие разрешения на строительство от 28.09.2021 № 64-RU64538109-47-2021 приостановлено.
Распоряжением Администрации от 29.08.2022 № 90 в распоряжение от 18.08.2022 № 80 внесены изменения, в частности, распорядительная часть дополнена словами: «до издания отдельного распоряжения».
При этом преамбула распоряжения от 18.08.2022 № 80 изложена в следующей редакции: «На основании статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 36.1 Устава Энгельсского муниципального района, в связи с несоблюдением минимального уровня обеспеченности населения объектами социальной сферы, установленного местными нормативами градостроительного проектирования».
Распоряжением Администрации от 23.09.2022 № 111 в распоряжение от 18.08.2022 № 80 внесены изменения, в распорядительной части заменены слова «до издания отдельного распоряжения» словами «до 20 октября 2022 года».
Распоряжением Администрации от 19.10.2022 № 123 в распоряжения от 23.09.2022 № 111, 110, 109 внесены изменения, в распорядительной части слова «до 20 октября 2022 года» заменены словами «до 01 января 2023 года».
Согласно пояснениям уполномоченного органа, в настоящее время срок приостановления действия разрешений на строительство от 27.08.2021 № 64-RU64538109-36-2021, от 03.09.2021 № 64-RU64538109-38-2021, от 28.09.2021 № 64-RU64538109-47-2021 продлен до 01.07.2023.
Не согласившись с решениями администрации о приостановлении указанных разрешений на строительство и распоряжениями Администрации от 23.09.2022 № 111, 110, 109, ООО «СК «Новый Век» обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Положениями пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) отнесена к вопросам местного значения городского округа.
В пункте 21.1 статьи 51 ГрК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований только прекращения разрешения на строительство. К таким основаниям отнесены: принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд; отказ от права собственности и иных прав на земельные участки; расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; прекращение права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недр.
В статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено право органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт, на отмену этого правового акта или приостановление его действия.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления, должностное лицо вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов (определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985, от 30.10.2018 N 4-КГ18-66, от 29.04.2019 N 307-КГ18-21642).
Несмотря на то обстоятельство, что законодательством о градостроительной деятельности прямо не обозначено механизма приостановления выданного разрешения на строительство, данное законодательство, тем не менее, предполагает, что выданное разрешение на строительство может быть отменено или приостановлено при наличии на то законных оснований.
Таким образом, как законом о местном самоуправлении, так и градостроительным законодательством предусмотрена возможность правой оценки разрешения на строительство уже после его выдачи и независимо от срока, прошедшего с момента его выдачи.
При этом, само по себе приостановление действия разрешения на строительство для всех заинтересованных лиц, в том числе, застройщика и участников долевого строительства, влечет значительно меньшие правовые последствия, чем отмена такого разрешения, поскольку предполагает возможность возобновления его действия при устранении причин, послуживших основанием для приостановления его действия без необходимости повторного прохождения процедуры по его получению.
В обоснование совей позиции о необходимости приостановления действия разрешений на строительство от 27.08.2021 № 64-RU64538109-36-2021, от 03.09.2021 № 64-RU64538109-38-2021, от 28.09.2021 № 64-RU64538109-47-2021 Администрацией предоставлены документы, из которых следует, что по результатам рассмотрения многочисленных обращений граждан, проживающих на территории Саратовской области, в том числе в Энгельсском муниципальном районе, о недостаточной обеспеченности жителей многоквартирных домов в жилой застройке объектами образования (детскими садами и школами), вопрос об анализе соблюдения предусмотренных градостроительными планами земельных участков требований к соблюдению нормативов градостроительного проектирования при выдаче действующих разрешений на строительство был рассмотрен на совещаниях в Правительстве Саратовской области с участием временно исполняющего обязанности Губернатора Саратовской области.
По итогам совещаний администрации Энгельсского муниципального района было поручено провести анализ обеспечения объектами социальной инфраструктуры жителей многоквартирных домов, в случае отсутствия информации об обеспечении жителей многоквартирных домов социальной инфраструктурой рекомендовано приостановить разрешения на строительство (протоколы совещаний от 05.08.2022 № 3-34 и от 17.08.2022 № 3-48).
Оспариваемыми в рамках настоящего дела распоряжениями приостановлено действие разрешений на строительство многоквартирных домов, выданных после вступления в силу местных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 30.03.2018 № 380/49-05 (за исключением объектов с высокой степенью готовности), в отношении которых в администрации Энгельсского муниципального района отсутствует информация о соблюдении нормативов градостроительного проектирования при проектировании строительства многоквартирных домов.
Согласно статье 22.1.1 Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» проектирование объектов жилого назначения осуществляется с учетом необходимого количества объектов социального назначения, определенных в составе проекта планировки территории элемента планировочной структуры, в соответствии с расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения, установленных региональными и местными нормативами градостроительного проектирования.
Согласно требованиям статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительств, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории и т.д., то есть градостроительный план подготавливается органом местного самоуправления на основании действующих на конкретный период времени нормативов градостроительного проектирования, утвержденных им же. В градостроительном плане, кроме прочего, отражается информация о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, и эта информация основана на нормах градостроительного проектирования, действующих в момент подготовки градостроительного плана. Еще до получения разрешения на строительство, застройщиком осуществляется не менее масштабная работа по изготовлению проектной документации, проведению ее экспертизы, а после получения разрешения на строительство - подготовка строительной площадки и возведение объекта. Очевидно, что все эти стадии строительства тесно взаимосвязаны, о чем и говорят нормы градостроительного законодательства, и требование об изменениях в одной стадии в связи с приведением в соответствии с новыми нормами неизбежно приведет к необходимости изменений на каждой стадии строительства, что является не просто невозможным и нецелесообразным в такой отрасли производства, но и абсолютно абсурдным.
В силу части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Согласно части 10 статьи 57.3 ГрК РФ информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
Из буквального содержания положений абзаца первого части 13 статьи 51 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство вправе отказать в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ.
ГПЗУ на земельные участки с кадастровыми номерами 64:50:010511:783, 64:50:010511:782, 64:50:010511:75, 64:50:010511:784 получены 16.07.2021, на участок с кадастровым номером 64:50:020932:4635 - 03.02.2022, на участок с кадастровым номером 64:50:010408:528 - 30.07.2021.
Таким образом, в рассматриваемом случае применению подлежат Нормативы градостроительного проектирования муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утв. Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 30.03.2018 № 380/49-05, а также Региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области, утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П.
В соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденными решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 30.03.2018 № 380/49-05 расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения муниципального района объектами местного значения в области образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения (пункт 2.3.1, таблица № 15 местных нормативов) предусматривают минимально допустимый уровень обеспеченности дошкольными образовательными организациями, устанавливаемый в зависимости от демографической структуры поселения, принимая расчетный уровень обеспеченности детей дошкольными образовательными организациями в пределах 85 %, в том числе общего типа - 70 %, специализированного - 3 %, оздоровительного - 12 %. Максимально допустимый радиус территориальной (пешей) доступности составляет 300 метров.
Минимально допустимый уровень обеспеченности школьными общеобразовательными организациями с начальным и общим образованием (I - IX классы) в 500-метровом радиусе территориальной доступности составляет 100 мест на 100 детей соответствующего школьного возраста. Обеспеченность общеобразовательными организациями со средним общим образованием (X - XI классы) - соответственно 75 мест на 100 детей соответствующего школьного возраста.
Указанные местные градостроительные нормативы утверждены в соответствии с актуализированной редакцией «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр) (в редакции от 19.12.2019).
В соответствии с пунктом 10.4 СП 42.13330.2016 радиус обслуживания населения дошкольными образовательными организациями, размещенными в жилой застройке, в городах не может превышать 300 м (таблица 10.1), общеобразовательными организациями – 500 м (таблица 10.2).
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации от 18.08.2022 № 80 приостановлено действие разрешения на строительство многоквартирного дома от 28.09.2021 № 64-RU64538109-47-2021 (для создания многоэтажной жилой застройки в границах улиц Вокзальная - Новобазарная в г. Энгельсе Саратовской области, многоквартирный жилой дом №1 (МКД по ул. Новобазарной на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010408:528).
Согласно проектной документации: общая площадь жилых помещений - 19 011,1 кв.м; количество квартир – 417; расчетное количество проживающих - 634 чел. (обеспеченность - 30 кв.м/чел).
На том же земельном участке с кадастровым номером 64:50:010408:528 застройщик запроектировал строительство многоквартирного дома (МКД №2) с количеством квартир согласно проекту – 169 шт.
Таким образом, общее количество квартир, планируемых к размещению в МКД на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010408:528, составляет 417+169=586 квартир. При этом согласно ППТ расчетная численность населения двух МКД, запроектированных на данном земельном участке исходя из обеспеченности жилищным фондом 30 кв.м на человека составляет 887 человек.
Согласно ППТ в МКД № 1 расчетное количество проживающих составляет 634 человека, в двух запроектированных МКД на данном земельном участке - 887 человек.
Соответственно, расчетное количество детей школьного возраста для МКД №1 составляет 72 человека, для двух МКД - 101 человек; расчетное количество детей дошкольного возраста для МКД №1 составляет 23 человека, для двух МКД - 32 человека.
При этом, на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010408:528, в радиусе размещения многоквартирных домов объекты дошкольного образования в радиусе 300 м отсутствуют, так же как и отсутствуют объекты общего (школьного) образования в радиусе 500 м.
Таким образом, минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования, предусмотренный местными градостроительными нормативами не соблюдается. Обеспеченность указанными объектами составляет 0%.
Распоряжением Администрации от 18.08.2022 № 78 приостановлено действие разрешения на строительство многоквартирного дома по адресу: <...> — угол ул. Республики на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010408:528.
Согласно проектной документации: общая площадь жилых помещений - 10 317 кв.м; количество квартир -189; расчетное количество проживающих - 341 чел. (обеспеченность - 30 кв.м/чел); общая площадь встроенно-пристроенных нежилых помещений - 1 254,9 кв.м; расчетное количество работающих в нежилых -62 чел.
Согласно прилагаемой схеме, в 300-метровом радиусе размещения объектов дошкольного образования таковых объектов не имеется; в 500-метровом радиусе размещения объектов общего (школьного) образования имеется МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» проектной мощностью (вместимостью) 1688 мест. Фактическое количество учащихся составляет 2248 учеников, то есть школа перегружена на 580 учащихся (35%).
Таким образом, минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования, предусмотренный местными градостроительными нормативами не соблюдается. Обеспеченность указанными объектами – 0%.
Распоряжением Администрации от 18.08.2022 № 79 приостановлено действие разрешения на строительство многоквартирного дома по ул. Марины Расковой, 9, в г. Энгельсе Саратовской области, многоквартирный жилой дом № 1 (МКД по ул. М. Расковой).
Согласно проектной документации: общая площадь жилых помещений - 20 688,5 кв.м; количество квартир – 430; расчетное количество проживающих - 689 чел.; (обеспеченность - 30 кв.м/чел); общая площадь встроенно-пристроенных нежилых помещений - 3 186,6 кв.м; расчетное количество работающих в нежилых - 268 чел.
Исходя из расчетной численности населения указанных квартир в планируемом доме, численность детского населения составит: детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет – 56 чел.; детей школьного возраста – 144 чел.
Согласно прилагаемой схеме, в 300-метровом радиусе размещения объектов дошкольного образования таковых объектов не имеется; в 500-метровом радиусе размещения объектов общего (школьного) образования имеется МАОУ «Образовательный центр им. М.Н. Расковой» проектной мощностью (вместимостью) 650 мест. Фактическое количество учащихся составляет 1879 учеников. Загруженность МАОУ «Образовательный центр им. М.Н. Расковой» составляет 290%.
Таким образом, минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования, предусмотренный местными градостроительными нормативами не соблюдается. Обеспеченность указанными объектами – 0%.
На основании изложенного является верным вывод суда о несоблюдении обществом минимально допустимого уровня обеспеченности школьными общеобразовательными организациями с начальным, общим и средним общим образованием, а также организациями дошкольного образования в 500-метровом, 300-метровом радиусе территориальной доступности соответственно.
В ходе судебного разбирательства общество указывало, что предусмотренное в проекте планировки территории и в договоре от 11.06.2019 о комплексном освоении территории, заключенном с ООО «СК «Новый Век», строительство объекта капитального строительства «Школа на 1500 учащихся в районе ул. М. Расковой в г. Энгельсе Саратовской области» по адресу: <...> (кадастровый номер: 64:50:0202826:2197) покроет потребность в обеспеченности школьными местами, в том числе, и строящийся дом, поскольку запланированная мощность школы превышает потребность запланированного в Проекте планировки территории количество вводимого жилья и, соответственно, проектируемое количество населения школьного возраста.
Вместе с тем, как верно отмечает уполномоченный орган, проектом планировки части территории муниципального образования город Энгельс в границах: ул. 148 Черниговской дивизии - пр-кт Фридриха Энгельса - пер. Восточный - ул. 2-я Ленинградская - ул. Марины Расковой в действующей редакции предусмотрен расчет обеспечения объектами социального и культурно-бытового назначения исходя из технико-экономических показателей развития территории, которые предусматривают общую площадь квартир в многоквартирных домах - 29 129,3 кв.м, количество квартир – 502, расчетная численность населения – 13291 человек, количество детей школьного возраста – 1515.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предусмотренная проектом планировки территории мощность запланированной к строительству школы (1500 мест) не покрывает полностью потребность планируемых к застройке территорий и не может расцениваться в соответствии с действующими нормативами градостроительного проектирования допустимой для покрытия потребности строящегося дома по ул. М. Расковой на земельном участке с кадастровым номером 64:50:020932:4637, учитывая, что запланированная к строительству школа находится на расстоянии, превышающем 500-метровую зону шаговой доступности.
Кроме того, в соответствии с договором о комплексном освоении территории окончание строительства 1 этапа школы (возведение внешних и внутренних стен, обустройство кровли, установка окон, подведение коммуникаций) и передача незавершенного строительства в муниципальную собственность предусмотрено в декабре 2025 года, окончание строительства, в том числе внутренняя отделка и оснащение, запланировано за счет средств бюджета на август 2026 года.
Судом также обоснованно отклонен довод заявителя о возможном обеспечении строящегося дома на земельном участке с кадастровым номером 64:50:020932:4637 местами в МАОУ «Образовательный центр им. М.Н. Расковой» проектной мощностью (вместимостью) 650 мест ввиду высвобождения мест, в связи с расселением аварийного жилья в данном микрорайоне.
Как отмечено выше, перегруженность данной школы составляет более 290%. По состоянию на 01.09.2022 в ней обучаются 1905 детей.
Согласно сведениям уполномоченного органа, количество граждан, подлежащих отселению в соответствии с региональной и местной программами переселения граждан их аварийного жилищного фонда составляет –1914 человек.
Исходя из расчетной численности 11,4% учеников – 218 детей, которые в перспективе расселения до конца 2025 года могут покинуть данную школу.
В отношении вопроса об обеспеченности строительства объекта «Многоквартирный дом № 1 ул. Вокзальная - ул. Новобазарная» местами в МОУ «СОШ№33» и МОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке» судом установлено, что по информации Комитета по образованию администрации Энгельсского муниципального района по состоянию на 01.09.2022 при нормативной мощности МОУ «СОШ № 33» 1668 мест фактическая численность составляло 2248 учащихся. Таким образом, школа перегружена на 580 учащихся (35%).
Согласно пояснениям уполномоченного органа, музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке имеет свободные места, однако, имеет специальную направленность и расширенный стандарт образования, который может не отвечать запросам всех претендующих на общее (школьное) образование, а также расположен за пределами 500-метровой зоны минимально допустимой удаленности, предусмотренной нормативами градостроительного проектирования.
Кроме того, суд отмечает, что территория, на которой ведется строительство, не обеспечена в 300-метровой зоне детскими дошкольными образовательными учреждениями.
Кроме того, суд отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на примечание к максимально допустимому уровню территориальной доступности общеобразовательных организаций (пункт 2.1.3, таблица 15 МНГП), согласно которому при малоэтажной застройке допускается увеличение максимально допустимого уровня территориальной доступности до 750 м, поскольку рассматриваемая территория не относится к категории малоэтажной застройки. А также данное примечание подлежит применению в случае необходимости соблюдения допустимого уровня обеспеченности школьными общеобразовательными организациями с начальным, общим и средним общим образованием при строительстве данных учреждений по отношению к уже имеющимся жилым домам в зоне малоэтажной застройки.
Администрация Энгельсского муниципального района, руководствуясь пунктом 2.1.1.31 РНГП, указывает, что несоответствие предоставленных обществом документов требованиям к строительству выразилось в недостаточности предусмотренного проектом количества парковочных мест относительно того, которое необходимо предусмотреть, исходя из не менее 1-го машино-места на одну квартиру.
Пояснительная записка Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» Проектной документации на строительство объекта «Многоэтажная жилая застройка по ул. Марины Расковой, 9 в г. Энгельсе Саратовской области. Многоквартирный жилой дом №1» содержит расчет парковок (лист 7), согласно которому предусмотрено из расчета на 430 квартир с учетом коэффициента 0,85 (нормативное количество - 365 м/м) - 364м/места, из них: 22 м/места для маломобильных групп населения, 177 м/мест - гостевые парковки, 165 м/мест -стоянки, а также 37 м/мест и 6 м/мест для МГН - гостевые парковки для посетителей общественных помещений в МКД.
Согласно Разбивочному плану Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» Проектной документации на строительство объекта «Многоэтажная жилая застройка по ул. Марины Расковой, 9 в г. Энгельсе Саратовской области. Многоквартирный жилой дом №1» на земельном участке с кадастровым номером 64:50:020932:4637 предусмотрено размещение 37 м/мест и 6 м/мест для МГН - под гостевые парковки для посетителей общественных помещений в МКД, а также 82 м/места для хранения автотранспорта жителей, в том числе 20 м/мест для МГН.
Кроме того, 264 м/места расположены на территории земельных участков: с кадастровым номером 64:50:020932:4636 находящегося в частной собственности третьего лица с разрешенным использованием «под многоэтажную жилую застройку (высотное строительство)» и не учитываемого в проектной документации для строительства «МКД №1», а также с кадастровым номером 64:50:020932:4637 с разрешенным использованием «под многоэтажную жилую застройку (высотное строительство)», на котором застройщиком запроектировано строительство многоквартирного дома «МКД №3» на 510 квартир.
Вместе с этим, Разделом 2 «Схема планировочной организации земельного участка» Проекта «МКД №1» в разделе «Общие положения» (лист № 3), а также Схемой перспективной многоэтажной жилой застройки (лист 2 чертежей) предусмотрено строительство трех МКД, в том числе «МКД №2», проектируемого на земельном участке 64:50:020932:4636, тогда как разбивочный план (лист 3 чертежей) предусматривает на месте «МКД №2» места для хранения автотранспорта для «МКД №1».
Кроме того, в проектной документации «МКД №3» конфигурация парковочных мест, отображенных в проекте «МКД №1» изменена и отличается от проекта «МКД №1», тогда как в проект «МКД №1» никакие изменения не вносились.
Таким образом, имеет место предоставление недостоверной информации Застройщиком в проекте «МКД №1» относительно земельного участка 64:50:020932:4636, а также противоречия между сведениями проекта «МКД №1» и проекта «МКД №3» относительно организации мест для постоянного хранения автотранспорта жильцов на земельном участке 64:50:020932:4637.
Фактически для хранения автотранспорта в границах земельного участка для «МКД №1» с количеством квартир - 430 предусмотрены только 82 машино-места.
Пояснительная записка Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» Проектной документации на строительство объекта «Многоэтажная жилая застройка в границах ул. Вокзальная - Новобазарная в г. Энгельсе Саратовской области. Многоквартирный жилой дом №1» содержит расчет парковок (лист 6), согласно которому предусмотрено из расчета на 417 квартир с учетом коэффициента 0,85 (нормативное количество - 354 м/м) - 330 м/мест, из них: 12 м/мест для маломобильных групп населения.
Согласно Разбивочному плану Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» Проектной документации на строительство объекта «Многоэтажная жилая застройка по ул. Марины Расковой, 9 в г. Энгельсе Саратовской области. Многоквартирный жилой дом №1» на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010408:528 предусмотрено размещение двух новых МКД в квартале существующей застройки.
Если принимать во внимание расчет, предусмотренный проектом - с применением коэффициента 0,85, предусмотренного РНГП и МНТП для стандартного жилья, требуемое количество парковочных машино-мест для двух домов на земельном участке составляет 498 шт.
Исходя из разбивочного плана тома 2 «Раздела 2. Схема планировочной организации земельного участка 2-06-21-1 - ПЗУ» проекта строительства второго жилого многоквартирного дома в границах принадлежащего застройщику для строительства земельного участка предусмотрено всего 264 (более чем на 230 м/м менее требуемого) парковочных места для обеспечения потребности двух многоквартирных домов.
С учетом парковочных мест, предусмотренных за границами земельного участка принадлежащего застройщику, на территориях, не предоставленных для целей организации стоянок для постоянного хранения астотранспорта, общее количество машино-мест составляет около 455 (более чем на 40 м/м менее необходимого), в том числе, расположенных в профиле улично-дорожной сети, которые не могут являться стоянками с парковочными местами для хранения автотранспорта, поскольку являются местами временного хранения автотранспорта в системе городской улично-дорожной транспортной сети.
При соблюдении требования региональных градостроительных нормативов в прежней редакции (действовавшей на момент проектирования и получения разрешения на строительство) о необходимости при размещении новой жилой застройки в кварталах сложившейся застройки предусматривать места для хранения автомобилей в границах земельных участков жилых домов из расчета параметра 1 машино-место на одну квартиру, которая имеет место в рассматриваемом случае, - обеспеченность парковочными местами должна составлять 586 мест на земельном участке.
Пояснительная записка Раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка» Проектной документации на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения по ул. Петровской угол ул. Республики в г. Энгельсе Саратовской области» содержит расчет парковок (лист 11), согласно которому предусмотрено из расчета на 189 квартир - 29 м/мест, из них: 3 м/места для маломобильных групп населения, а также 6 м/мест и 1 м/место для МГН - гостевые парковки для посетителей общественных помещений в МКД.
При соблюдении требования региональных градостроительных нормативов в прежней редакции (действовавшей на момент проектирования и получения разрешения на строительство) о необходимости при размещении новой жилой застройки в кварталах сложившейся застройки предусматривать места для хранения автомобилей в границах земельных участков жилых домов из расчета параметра 1 машино-место на одну квартиру, которая имеет место в рассматриваемом случае, - обеспеченность парковочными местами должна составлять 189 м/мест на земельном участке. Фактически не хватает 160 парковочных мест для постоянного хранения машин жителями.
Потребность в гостевых м/местах для общественных помещений из расчета среднего показателя 1м/место на 50 кв.м. - 25 шт, тогда как проектом предусмотрено 6.
Ссылка в апелляционной жалобе на применение судом редакции региональных норм градостроительного планирования, не действовавших на момент утверждения градостроительного плана земельного участка, не привело к принятию неверного судебного акта, поскольку редакция норм, действовавшая на момент выдачи градостроительного плана, является идентичной той, которая применена судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительными решений Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о приостановлении действия разрешений на строительство от 27.08.2021 № 64-RU64538109-36-2021, от 03.09.2021 № 64-RU64538109-38-2021, от 28.09.2021 № 64-RU64538109-47-2021 является обоснованным, поскольку .строительство планируемых многоквартирных домов по приостановленным разрешениям на строительство и увеличение проживающих в конкретном квартале жителей неизбежно приведет к увеличению потребности обеспечения граждан нормативными условиями по соответствующим обязательствам. Несоблюдение данного нормативного требования приведет к ущемлению прав граждан на комфортные условия проживания и благоприятную среду.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 апреля 2023 года по делу №А57-21691/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.М. Степура
Судьи
В.В. Землянникова
Е.В. Пузина