ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-2292/2021 от 14.07.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19591/2022

г. Казань Дело № А57-2292/2021

18 июля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Приволжье Гранд» ? Хасина К.В., доверенность от 04.05.2022,

Администрации муниципального образования «Город Саратов» ? Якушевой Е.Н., доверенность от 12.01.2022,

Комитета по архитектуре Администрации муниципального образования «Город Саратов»? Косаревой С.В., доверенность от 13.07.2021,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приволжье Гранд»,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022

по делу № А57-2292/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Приволжье Гранд» (410010, Саратовская область, г. Саратов, 1-й микр. Им. Е.И. Пугачева, д. 21 В, оф. 1, ИНН 6450078907, ОГРН 1136450010520) о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: Администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом Администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по архитектуре Администрации муниципального образования «Город Саратов»,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Приволжье Гранд» (далее – заявитель, Общество, ООО «Приволжье Гранд») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Город Саратов», выраженное в уведомлении от 15.12.2020 года № 02-02-20/264Б об отказе в выдаче обществу с ограниченной ответственностью «Приволжье Гранд» разрешения на строительство многоквартирного жилого дома (от 6 этажей и выше), в том числе, со встроенными и (или встроенно-пристроенными) нежилыми помещениями, II очередь строительства, жилой дом № 2, на земельном участке, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 12, а также об обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» выдать обществу с ограниченной ответственностью «Приволжье Гранд» разрешение на строительство многоквартирного жилого дома (от 6 этажей и выше), в том числе со встроенными и (или встроенно-пристроенными) нежилыми помещениями, II очередь строительства, жилой дом № 2, на земельном участке, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 12.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2021 оставлено без изменения.

ООО «Приволжье Гранд», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.05.2022 указанная кассационная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 28.06.2022 на 15 часов 30 минут.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2022 судебное разбирательство по делу № А57-2292/2021 отложено на 07.07.2022 на 11 часов 00 минут.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 11 час. 00 мин. 07.07.2022 до 10 час. 45 мин 14.07.2022.

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2022 судья Ольховиков А.Н. заменен на судью Закирову И.Ш.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к нижеследующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Приволжье Гранд» на праве аренды сроком на 49 лет с 26.05.2010 принадлежит земельный участок общей площадью 8250 кв. м, кадастровый номер 64:48:010160:76, по адресу: г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 12.

07.12.2020 ООО «Приволжье Гранд» обратилось в Администрацию Муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома (от 6 этажей и выше), в том числе со встроенными и (или встроенно- пристроенными) нежилыми помещениями, II очередь строительства, жилой дом № 2, на земельном участке, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 12.

Уведомлением Администрации от 15.12.2020 № 02-02-20/2645 обществу отказано в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного многоквартирного жилого дома со ссылкой на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) по следующим основаниям:

1) этажность запроектированного многоквартирного дома не должна превышать 10 этажей с учетом таблицы 1.1.10 (1) региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П. Согласно данным раздела 3 проектной документации "Архитектурные решения", этажность запроектированного многоквартирного дома составляет б/с А - 12 этажей, включая цокольный этаж, б/с Б - 16 этажей, включая цокольный этаж, б/с В - 26 этажей, включая цокольный этаж;

2) согласно проектной документации, отсутствует необходимое количество машино-мест с учетом п.2.3.2.3 местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов", утв. решением Саратовской городской Думы от 23.06.2016 г. № 61-637 (требуемое количество машино-мест в местах организованного хранения (временного - до 12 часов и постоянного - более 12 часов) автотранспортных средств для хранения легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан определяется из расчета 315 машино-мест на 1000 жителей. С учетом данных проектной документации расчетное количество жителей в запроектированном многоквартирном доме № 2 составляет 819 чел., требуемое количество машино-мест - 258. По данным проектной документации предусмотрено размещение на придомовой территории гостевых стоянок для встроенных нежилых помещений и парковок в перспективной подземно-надземной парковке количество гостевых автостоянок на территории жилого дома № 2 для встроенных нежилых помещений - 7 м/мест по ул. Б.Затонская, на эксплуатируемой кровле подземно- надземного гаража в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:010160-89 - 11 м/мест. Согласно проектной документации "Подземный гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010160-89 по адресу: г.Саратов, Волжский район, ул. Большая Затонская, д.12" - вместимость гаража 168 м/мест, вместо расчетного количества 258 м/мест;

3) представленный раздел 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует требованиям к составу разделов проектной документации и их содержанию, установленным Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008. Точки подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям водоснабжения и водоотведения согласно сводному плану сетей инженерно-технического обеспечения не соответствуют точкам подключения согласно техническим условиям.

Кроме того, технико-экономические показатели объекта капитального строительства в составе раздела 6 проектной документации ПОС не соответствуют технико-экономическим показателям, приведенным в письме ГАУ "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве" от 02.07.2018 г. № 428-/01-16.

ООО «Приволжье Гранд», не согласившись с отказом в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома (от 6 этажей и выше), в том числе со встроенными и (или встроенно-пристроенными) нежилыми помещениями, II очередь строительства, жилой дом № 2, на земельном участке, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Затонская, д. 12, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующим.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом в заявлении о выдаче разрешения на строительство в качестве основных технико-экономических показателей объекта указаны: площадь застройки - 2181,22 кв.м., площадь жилого здания - 36249,34 кв.м., в том числе площадь нежилых помещений - 2681,98 кв.м., общая площадь квартир с учетом лоджий - 22262,06 кв.м., строительный объем здания - 120525,66 куб.м., количество квартир - 366 кв., в том числе: 1-но комнатных - 224 кв., 2-х комнатных - 42 кв., 3-х комнатных - 100 кв., этажность: б/с А - 12 этажей, включая цокольный этаж, б/с Б - 16 этажей, включая цокольный этаж, б/с В - 26 этажей, включая цокольный этаж.

В составе документации для выдачи разрешения на строительство обществом представлен градостроительный план земельного участка № RU 64304000-43 от 24.03.2014, утвержденный распоряжением Администрации МО «Город Саратов» 10.04.2014 года № 133-р, проектная документация, положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий ГАУ Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве" № 64-2-1-3-0040-18 исх. № 040-Н от 18.06.2018 г., иные документы в соответствии со ст.51 ГрК РФ.

Как следует из материалов дела, одним из оснований для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство послужило: - этажность планируемого к размещению объекта в нарушение региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П, запроектированного многоквартирного дома составляет б/с А - 12 этажей, включая цокольный этаж, б/с Б - 16 этажей, включая цокольный этаж, б/с В - 26 этажей, включая цокольный этаж (тогда как не должна превышать, не более 10).

Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к правомерному выводу о том, что данное основание является необоснованным, при этом суды руководствовались следующим.

Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области.

Предельно допустимая этажность объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного назначения в населенных пунктах Саратовской области определяется в соответствии с таблицей 1.1.10 (1) нормативов № 679-П.

Согласно указанной таблице в редакции нормативов № 679-П от 16.12.2019, действовавшей на момент обращения общества в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство (11.06.2020), а так же на момент вынесения оспариваемого отказа (18.06.2020), для города с населением свыше 100 тыс. человек, этажность (с учетом технического этажа, мансардного, а также цокольного этажа, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м) не должна превышать 10 этажей.

Решением Саратовского областного суда от 10.12.2020 по делу № 3а811/2020 отказано в удовлетворении административного искового заявления ООО «Олимпия-Строй» к Правительству Саратовской области о признании недействующим постановления Правительства Саратовской области от 25.12.20127 № 679-П в редакции постановления Правительства Саратовской области от 22.06.2020 № 526-П, № 527-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П и постановления Правительства Саратовской области от 30.06.2020г. № 551-П с даты принятия изменений в части нормы п. 2.1.10 Расчетные показатели интенсивности использования жилых территорий в населенных пунктах при различных типах застройки. Предельно допустимая этажность объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного назначения в населенных пунктах Саратовской области определяется в соответствии с таблицей 1.1.10 (1), в которой установлено: «население свыше 100 тыс. определена этажность 10 этажей в городах и населенных пунктов».

Постановлением Правительства Саратовской области № 1066-П от 30.12.2020 «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П», которым в постановление Правительства Саратовской области от 25.12.20127 № 679-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области» внесены изменения: в приложении п. 2.1.10 признан утратившим силу.

Четвертым апелляционным судом общей юрисдикции от 16.03.2021 по делу № 3а-811/2020 решение Саратовского областного суда от 10.12.2020 отменено. Признано недействующим с даты принятия постановление Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области» (в редакции от 30.06.2020) в части п. 2.1.10.

Апелляционная инстанция признала указанное Администрацией в отказе основание, что предельно допустимая этажность объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного назначения – 10 этажей в городских населенных пунктах Саратовской области с населением свыше 100 тыс. человек со ссылкой на региональные нормативы градостроительного проектирования Саратовской области, утв. Постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П (п.2.10 таблица), необоснованным.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что указание Администрацией в отказе основания предельно допустимой этажности объектов жилого, является необоснованным.

Как следует из материалов дела, основанием к отказу Администрацией также указано, что согласно проектной документации, отсутствует необходимое количество машино-мест с учетом п.2.3.2.3 местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов", утв. решением Саратовской городской Думы от 23.06.2016 г. № 61-637 (требуемое количество машино-мест в местах организованного хранения (временного - до 12 часов и постоянного - более 12 часов) автотранспортных средств для хранения легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан определяется из расчета 315 машино-мест на 1000 жителей. С учетом данных проектной документации расчетное количество жителей в запроектированном многоквартирном доме № 2 составляет 819 чел., требуемое количество машино-мест - 258. По данным проектной документации предусмотрено размещение на придомовой территории гостевых стоянок для встроенных нежилых помещений и парковок в перспективной подземно-надземной парковке количество гостевых автостоянок на территории жилого дома № 2 для встроенных нежилых помещений - 7 м/мест по ул. Б.Затонская, на эксплуатируемой кровле подземно- надземного гаража в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:010160-89 - 11 м/мест. Согласно проектной документации "Подземный гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010160-89 по адресу: г.Саратов, Волжский район, ул. Большая Затонская, д.12" - вместимость гаража 168 м/мест, вместо расчетного количества 258 м/мест.

Согласно ГПЗУ № RU 64304000-43 от 24 марта 2014 года, утвержденного распоряжением администрации МО "Город Саратов" 10.04.2014 года № 133-р, расчетная потребность в количестве мест парковки автотранспорта определяется в соответствии с "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", региональными нормативами градостроительного проектирования Саратовской области, местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования «Город Саратов».

Согласно СНиП 2.07.01-89* (преамбула) настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах

Согласно п.2.3.2.3 местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов", утв. решением Саратовской городской Думы от 23.06.2016 г. № 61-637, требуемое количество машино-мест в местах организованного хранения (временного - до 12 часов и постоянного - более 12 часов) автотранспортных средств для хранения легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан определено из расчета 315 машино-мест на 1000 жителей.

На основании изложенного судами указано, что с учетом данных проектной документации рассматриваемого многоквартирного жилого дома расчетное количество жителей в запроектированном многоквартирном доме № 2 составляет 819 чел., следовательно, требуемое количество машино-мест должно составлять - 258.

Доводы общества о том, что градостроительный план земельного участка утвержден в 2014 году, тогда как местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов", утверждены решением Саратовской городской Думы № 61-637 только 23.06.2016, то есть на момент утверждения градостроительного плана земельного участка местные нормативы по количеству парковочных мест еще не приняты и запроектированная обеспеченность жилого дома местами парковки автотранспорта соответствовала требованиям, предъявляемым к объекту строительства на дату выдачи ГПЗУ, в связи с чем, количество парковочных мест относится к требованиям строительства и не является ограничениями на дату выдачи разрешения на строительство, были исследованы судами и отклонены, поскольку являются необоснованными и противоречат нормам действующего законодательства.

При этом судами отмечено, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:010160:76, общей площадью 8250 кв. м. сформирован и поставлен на кадастровый учет для строительства комплекса жилых домов со встроенными помещениями общественно-делового назначения, в связи с чем, строительство объекта, в том числе подземно-надземного гаража, должно осуществляться непосредственно в границах этого земельного участка.

Возможность размещения парковочных мест для соблюдения необходимых нормативов за счет иной территории - на эксплуатируемой кровле подземно- надземного гаража в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:010160-89 - 11 м/мест. не может быть признано обоснованным.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу N 310-КГ17-15291, при выдаче разрешения на строительство следует установить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, определенными земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Из представленной Обществом проектной документации, отсутствует необходимое количество машино-мест с учетом п.2.3.2.3 местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Саратов", утв. решением Саратовской городской Думы от 23.06.2016 г. № 61-637.

Местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов (части 1, 7 статьи 29.4 ГрК РФ).

Решением Саратовской городской думы от 23.06.2016 №61-637 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования.

Ссылка заявителя на отсутствие у общества обязанности по обеспечению граждан необходимым количеством парковочных мест (градостроительный план земельного участка утвержден в 2014г.) яляется необоснованной

Строительство планируемого им многоквартирного дома и увеличение проживающих в конкретном районе неизбежно приведет к увеличению потребности обеспечения граждан нормативными условиями по соответствующим обязательствам (наличие в необходимом количестве парковочных мест).

Доказательств соответствия увеличенной потребности местным нормативам градостроительного проектирования заявитель ни уполномоченному органу, ни судам первой и апелляционной инстанций не представил.

Судами установлено, что изменения в проектную документацию относительно увеличения парковочных мест, обществом не вносились.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, судами установлено, что обществом при обращении за выдачей разрешения на строительство многоквартирного жилого дома не соблюдены требования действующего законодательства, в связи с чем, уполномоченный орган не вправе выдавать требуемое разрешение.

Судами первой и апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы.

Несогласие подателя кассационной жалобы с отказом судов в проведении судебной экспертизы не свидетельствует о допущенных судами нарушениях, учитывая, что суды установили, что представленные в дело доказательства в их совокупности достаточны для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как следует из материалов дела, Администрацией в обжалуемом отказе указано на несоответствие представленного раздела 2 проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» требованиям к составу разделов проектной документации и их содержанию, установленным Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 87 от 16.02.2008.

Согласно пп. «о» п.12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать, в том числе, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения.

Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа представленной к заявлению о выдаче разрешения на строительство документации установили, что графический план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения содержит иные показатели точек подключения, имеющие иные параметры, что не соответствует согласованным точкам подключения компетентными организациями.

Названное обстоятельство заявителем не оспаривается.

При этом общество указало, что названные неточности являются техническими ошибками в проектной документации и не могут являться основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Судами обеих инстанций установлено, что указанные несоответствия (технические ошибки) на момент вынесения оспариваемого отказа Обществом не были устранены.

Таких доказательств материалы дела не содержат и Обществом при рассмотрении дела не представлено.

Судом указано, что общество вправе устранить допущенные неточности, привести в соответствие проектную документацию и представить в уполномоченный орган.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства о проведение экспертизы в указанной части на предмет определения характера допущенной описки, не приведет в рассматриваемом случае к возникновению оснований для выдачи разрешения на строительство.

Заявитель вправе самостоятельно устранить неточности в проектной документации и представить надлежащим образом оформленную документацию.

Неверное указание технико-экономических показателей объекта капитального строительства в составе раздела 6 проектной документации ПОС (общая площадь жилого дома указана 36 256,55 кв.м. вместо указанного в Положительном заключении экспертизы ГАУ "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве" 32 649,34 кв.м.) обоснованно признано судами неправомерным основанием к отказу, поскольку совокупность представленных обществом документов: заявления Общества от 07.12.2020, Пояснительной записки к ПОС, Положительного заключения экспертизы ГАУ "Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве" позволяет установить общую площадь жилого здания - 36 249,34 кв.м., на которую и было представлено заявление о выдаче разрешения на строительство.

При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции, признав вывод уполномоченного органа о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, оформленного уведомлением от 15.12.2020 года № 02-02-20/264Б, законным и обоснованным, пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов предыдущих инстанций, считает, что при рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания, для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.

Доводы кассационных жалоб изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильность выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.

Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.11.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2022 по делу № А57-2292/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин

Судьи С.В. Мосунов

И.Ш. Закирова