ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань
Дело № А57-24724/2009
04 мая 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
прокуратуры Саратовской области – прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан Сулейманова М.З., удостоверение серии ТО № 097418/689,
в отсутствие:
заявителя – извещен, не явился,
ответчиков – извещены, не явились,
заинтересованного лица – извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2010 (судья Лескина Т.А.)
по делу № А57-24724/2009
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании незаконными действий Саратовского областного отделения Российской транспортной инспекции – правопредшественника Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области по изданию приказа от 22.04.2003 № 22-пр о создании Фонда содействия развитию транспортно-дорожного комплекса, о признании недействительной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц Фонда содействия развитию транспортно-дорожного комплекса как юридического лица, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о регистрации Фонда содействия развитию транспортно-дорожного комплекса в качестве юридического лица,
при участии заинтересованного лица – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее – Территориальное управление Росимущества по Саратовской области, заявитель) обратилось с заявлением о признании незаконными действий Саратовского областного отделения Российской транспортной инспекции (далее – Саратовское областное отделение РТИ), правопреемником которого на данный момент является Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области, по изданию приказа от 22.04.2003 № 22-пр. о создании Фонда содействия развитию транспортно-дорожного комплекса, о признании недействительной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц Фонда содействия развитию транспортно-дорожного комплекса как юридического лица, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области по Саратовской области в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о регистрации Фонда содействия развитию транспортно-дорожного комплекса в качестве юридического лица.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2010 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит принятое по делу решение отменить, заявление удовлетворить. По мнению подателя жалобы, судом нарушены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства дела.
Проверив правильность применения судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Материалами дела установлено, что Фонд содействия развитию транспортно-дорожного комплекса (далее – Фонд) был учрежден в 2003 году. Учредителем Фонда на момент регистрации являлось Саратовское областное отделение РТИ, образованное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.1991 № 20, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.02.1991 № 4. Запись о создании Фонда была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 14.01.2003. В настоящий момент учредителем Фонда является Управление государственного автодорожного надзор по Саратовской области, образованное в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 и от 20.05.2004 № 649, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 184 и от 30.07.2004 № 398, являющееся правопреемником Саратовского областного отделения РТИ.
Представленное в материалы дела Положение о Саратовском областном отделении Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденное Министерством транспорта Российской Федерации 24.04.2001, не содержит запрета и ограничений по созданию фондов.
Согласно статье 118 Гражданского кодекса Российской Федерации правом учреждать фонд обладают граждане и юридические лица. Данная норма закона не устанавливает каких-либо особых требований к субъектному составу учредителей фондов.
Территориальное управление Росимущества по Саратовской области ссылалось на специальные законы, регулирующие деятельность фондов отдельных видов, предусматривающие определенные ограничения, запрещающие участие в фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.
Однако при этом заявитель не указывает конкретные нормативные акты, которые содержат вышеперечисленные ограничения и запреты.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений или действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие этих действий (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установил суд, Территориальное управление Росимущества Саратовской области в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту.
Не представлено заявителем и доказательств нарушения его прав и законных интересов.
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Росимущества Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению имуществом от 01.02.2005 № 37, Территориальное управление является представителем Российской Федерации на территории Саратовского региона в сфере земельно-имущественных отношений. Осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Саратовской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Саратовской области, в том числе составляющего государственную казну Российской федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. Осуществляет от имени Российской федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции. Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Саратовской области участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), а также иного федерального имущества, находящегося на территории Саратовской области, закрепленного в хозяйственном ведении или в оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. Представляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, все полномочия Территориального управления связаны только с управлением имуществом, находящимся в федеральной собственности.
Как правильно указал суд, заявитель не обладает контрольными функциями в отношении Саратовского областного отделения РТИ, за исключением контроля за федеральным имуществом, переданного в оперативное управление.
Однако как установлено материалами дела и не оспаривается заявителем при создании Фонда, в том числе, при издании оспариваемого приказа, Фонд не наделялся каким-либо имуществом, принадлежащим Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным суд пришел к обоснованному выводу о недоказанности нарушения каких-либо прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В рассматриваемом случае указанный срок заявителем пропущен в отношении требования о признании незаконными действий Саратовского областного отделения РТИ по изданию приказа от 22.04.2003 № 22-пр о создании Фонда.
Так, 06.04.2004 Саратовское областное отделение РТИ направило письмо № 01-02/577 в адрес Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Саратовской области, правопреемником которого является заявитель, с просьбой передать в качестве вклада для заключениядоговора простого товарищества Фонду в установленном порядке помещения дорожного комплекса крытой стоянки для автомашин. Также 20.04.2004 правопредшественнику заявителя для согласования договора простого товарищества был предоставлен в числе прочих документов Устав Фонда.
В пункте 5.1 Устава Фонда зафиксировано, что учредителем Фонда является Саратовское отделение РТИ.
В связи с этим утверждение заявителя о том, что о создании Фонда ему стало известно только 05.08.2009 не соответствует действительным обстоятельствам дела.
Истечение срока на обжалование, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, что подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацией (постановление от 06.11.2007 № 8673/07).
На основании изложенного и руководствуясьпунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.01.2010 по делу № А57-24724/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья С.А. Филимонов
Судьи Э.Г. Баширов
С.В. Мосунов