281/2022-34253(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-20364/2022
г. Казань Дело № А57-26969/2021
28 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Харьковой Л.И. (протоколирование ведется с использованием системы видео-конференц-связи)
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» – ФИО1, доверенности от 18.07.2022, ФИО2, доверенность от 10.07.2022,
Администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО3 по доверенности от 23.06.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи кассационные жалобы администрации муниципального
[A1] образования «Город Саратов», муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района»,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022
по делу № А57-26969/2021
по заявлению муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» (410039, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) заинтересованные лица: Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (410012, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>), администрация муниципального образования «Город Саратов» (410031, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) об отмене решения Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям от 29.09.2021 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта 1 категории полигона твердых бытовых отходов МУП «Дорожник Заводского района», о признании основанием для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) для объекта I категории полигон твердых бытовых отходов муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» на 2021-2024 годы инвентаризацию объекта размещения отходов (ОРО) от 01.07.2021 и характеристику объекта размещения отходов (ОРО) полигон ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» по результатам инвентаризации, проведенной 01.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие «Дорожник Заводского района» (далее – МУП «Дорожник Заводского района», заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (далее –
[A2] Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, Управление, ответчик) от 29.09.2021 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта 1 категории полигона твердых бытовых отходов МУП «Дорожник Заводского района», о признании основанием для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) для объекта I категории полигон твердых бытовых отходов муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» на 2021-2024 годы инвентаризацию объекта размещения отходов (ОРО) от 01.07.2021 и характеристику объекта размещения отходов (ОРО) полигон ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова муниципального унитарного предприятия «Дорожник Заводского района» по результатам инвентаризации, проведенной 01.07.2021.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям и администрация муниципального образования «Город Саратов».
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП «Дорожник Заводского района» и администрация муниципального образования «Город Саратов» не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
[A3] Кассационная жалоба по делу рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, МУП «Дорожник Заводского района» является организацией в сфере обращения с отходами, в рамках функционирования системы Регионального Оператора Саратовской области и осуществляет деятельность в соответствии с лицензией по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов 3-4 классов опасности № 64-00179, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области 16.07.2019 года.
МУП «Дорожник Заводского района» эксплуатирует полигон ТБО, расположенный в отработанном карьерном объеме южной части 1-й очереди месторождения горного песка «Александровское-1» на площади 35,2 га (технологическая зона складирования отходов – 16,49 га) на земельном участке, предоставленном МУП «Дорожник Заводского района» администрацией города Саратова в долгосрочную аренду на основании постановления мэра города Саратова от 06.03.2002 № 175-26 и договора аренды от 16.08.2002 № 1378 Полигон ТБО включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (рег. № 64-00004-3- 00479-010814), поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (код объекта 63-0164- 000628-П).
[A4] Заявитель обратился в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории с приложенным к нему проектом НООЛР. Заявителем помимо Отчетов и иных документов был представлен технический отчет ООО «ГИиМ» по результатам маркшейдерских работ от 21.06.2021.
Решением Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 29.09.2021 № 6659-И МУП «Дорожник Заводского района» отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта 1 категории Полигона ТБО:
- Управлением принято решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для МУП «Дорожник Заводского района» на основании пункта 15 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 № 61834) (далее – Порядок).
Причиной отказа является превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
- согласно характеристике объекта размещения отходов, представленной в Управление при включении объекта в государственный реестр объектов размещения отходов в 2014 году (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.08.2014 № 479 «О включении объекте размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов»), а также данным принятых отчетов по форме федерального статистического наблюдения № 2 ТП (Отходы) за 2014- 2020 г.г. МУП «Дорожник Заводского района», остаточная вместимость данного полигона не соответствует количеству отходов для размещения, указанному в представленных материалах для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (от 08.09.2021 вх. № 8692).
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
[A5] Суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок № 792).
В соответствии с пунктом 16-24 Порядок № 792 Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (далее по тексту – Правила).
Согласно пункту 4 Правил, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора: - для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; - при принятии решений об
[A6] утверждении лимитов на размещение отходов; - в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.
В силу пункта 19 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в 10- дневный срок с даты поступления от юридического лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, направляют представленную документацию в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для принятия решения о внесении изменений в ГРОРО.
Из материалов дела следует, что в 2019-2020 гг. МУП «Дорожник Заводского района» были представлены характеристики объекта размещения отходов, по результатам, рассмотрения которых заявителю был направлен мотивированный отказ (письма от 20.11.2019 № АА-10-02- 32/32315, от 30.07.2020 № 3900-И)
Предприятие указывает, что по его заказу ООО «ГИиМ» был подготовлен технический отчет по результатам проведения маркшейдерских работ на полигоне ТБО в Александровском карьере г. Саратова, где по результатам проведенных работ по подсчету объемов заполнения полигона ТБО получены результаты о наличие свободного места на полигоне для размещения ТБО.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям по вопросу остаточной вместимости на полигоне МУП «Дорожник Заводского района» указывает следующее: Общая вместимость полигона – 1 200 000 тонн.
Из данных самого МУП (из представленной в орган ежегодной отчетности) следует, что по состоянию на 2014 год было размещено 596 502,1 тонн отходов, остаточная вместимость – 603 497,9 тонн. В 2015 году было размещено 156 693,07 тонн отходов, остаточная вместимость – 446 804, 83 тонн. В 2016 году было размещено 109 982,88 тонн отходов, остаточная вместимость – 336 821,95 тонн. В 2017 году было размещено 75 862,82 тонн отходов, остаточная вместимость – 260 959,13 тонн. В 2018 году было размещено 70 145,66 тонн отходов, остаточная вместимость – 190 813,47 тонн. 2019 году было размещено 82 116,4 тонн отходов, остаточная вместимость – 108 697,07 тонн. В 2020 году было размещено 79 850,07 тонн отходов, остаточная вместимость – 28 847 тонн.
[A7] Таким образом, по данным самого предприятия остаточная вместимость полигона на 01.01.2021 составляет 28 847 тонн отходов, что не соответствует количеству отходов для размещения, указанному в представленных материалах для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Более того, из последней отчетности за 2021 год, представленной в Управление Росприроднадзора, следует, что свободное место для размещения ТБО отсутствует. Указано, что остаточная вместимость эксплуатируемых объектов захоронения отходов – 0 тонн.
При этом, в составе документации, представленной заявителем на утверждение в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, имеется характеристика объекта размещения отходов по состоянию на 01.07.2021, где указана общая вместимость – 1 200 000 тонн, размещено всего – 486 017,16 тонн.
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям сочло неподтвержденным факт того, на полигоне размещено всего 486 017,16 тонн отходов, поскольку данный показатель не соответствует совокупности всей представленной отчетности МУП «Дорожник Заводского района».
На основании изложенного судами обоснованно указано, что представленная МУП «Дорожник Заводского района» инвентаризация остаточной вместимости полигона (по результатам маркшейдерских работ) противоречит всем ранее представленным сведениям об объемах, размещаемых на полигоне отходов, в результате чего ответчиком правомерно сделан вывод о невозможности дальнейшей эксплуатации полигона, что выразилось в вынесенном решении об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитах на их размещение.
Кроме того, согласно материалам дела, после вышеуказанной инвентаризации МУП «Дорожник Заводского района» самостоятельно по итогам 2021 года вновь представлена информация о том, что остаточная вместимость эксплуатируемых объектов захоронения отходов – 0 тонн.
Управление пояснило, что характеристика объекта размещения отходов (ОРО), приложенная к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их
[A8] размещение, и изменения, внесенные в нее, не являются законным основанием изменения наполняемости полигона, так как, согласно приказу Росприроднадзора от 16.07.2020 № 824 «Об организации работ по ведению государственного реестра объектов размещения отходов», любые изменения в ГРОРО утверждаются приказом Росприроднадзора (г. Москва).
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям не приняты измененные данные, в соответствии с которыми количество размещенных отходов согласно представленным характеристикам МУП «Дорожник Заводского района»: характеристика ОРО по итогу за 2020 год – остаточная вместимость 28847 тонн отходов, при этом, характеристика ОРО от 2021 год изменена, в графе «Размещено» указано – 486 017,16 тонн отходов (из 1 200 000 тонн).
Таким образом, остаточная вместимость полигона на 01.01.2021 составляет 28847 тонн отходов, что не соответствует количеству отходов для размещения, указанному в представленных материалах для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Полигон ТБО МУП «Дорожник Заводского района» включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) приказом Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» (номер в ГРОРО 64-000043-00479-010814).
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям указало, что в 2018 году МУЛ «Дорожник Заводского района» были проведены работы для изменения вместимости ОРО, а также изменение перечня отходов, размещаемых на ОРО. Данная проектная документация, обосновывающая изменение вместимости ОРО и перечня отходов, размещаемых на ОРО, в силу положений пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ) является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Однако в характеристике ОРО в графе 6 «Проектная документация на строительство ОРО» информация о проектной документации на строительство
[A9] (реконструкцию) ОРО, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, отсутствует, а также отсутствует информация в графе 7 «Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО» о наличии заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на реконструкцию ОРО.
Судами установлено, что после включения в 2014 году на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.08.2014 № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» изменения объекта в ГРОРО в государственный реестр объектов размещения отходов не вносились.
Технический отчет от 21.06.2021, составленный ООО «ГИиМ», не принят судами в качестве доказательства на основании следующего.
Судами отмечено, что согласно пояснительной записке к характеристике объекта размещения отходов (ОРО) полигон ТБО в Александровском карьере Заводского района г. Саратова по результатам инвентаризации, проведенной 01.07.2021, – на 1,2,3 очередях Полигона ТБО проведены маркшейдерские работы, которые включали в себя топографическую съемку территории и подсчет объемов фактического заполнения полигона ТБО.
По результатам съемки создана цифровая модель местности подстилающих и покрывающих поверхностей и произведен подсчет объемов заполнения 1,2,3 очередей полигона ТБО.
Из текста самого отчета от 21.06.2021 следует (раздел 1.2 Изученность территории), что топографическая съемка полигона ТБО выполнена от пунктов съемочного обоснования Т1 и Т2. Сведения о пунктах получены из технического отчета «Топографическая съемка Александровского полигона ТБО», выполненного ООО ППП «Горняк» в 2018 году.
Следовательно, топографическая съемка полигона выполнена от пунктов съемочного обоснования Т1 и Т2 по данным 2018 года.
В 2018 году исследовались не 1,2,3 очереди остаточных объемов заполнения полигона, а 3 и 4 очереди.
[A10] Таким образом, судами отмечено, что пункты съемочного обоснования Т1 и Т2 изначально касаются других очередей наполняемости полигона (3 и 4 очереди).
Технический отчет от 21.06.2021 касается только 1,2,3 очередей размещения ТБО (без учета 4-й очереди).
При этом в техническом отчете 2018 года ООО ППП «Горняк» исследовалось: вычисление остаточных объемов заполнения 3-й и 4-й очередей для размещения ТБО.
На основании изложенного, следует, что в 2018 году предприятие уже заполняло 4-ю очередь полигона.
При указанных обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных предприятием требований.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу они свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами и сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителями жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом
[A11] случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.03.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А57-26969/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова