ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-2941/2017 от 27.03.2018 АС Поволжского округа

236/2018-12098(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-30813/2018

г. Казань Дело № А57-2941/2017  02 апреля 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.  Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2018 года. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:

ответчика – ФИО1, доверенность от 17.11.2017 № 02-04/126, 

третьего лица – Комитета по финансам администрации муниципального  образования «Город Саратов» – ФИО2, доверенность от 28.12.2017   № 04-02/1797, 

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных  надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы  администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов,  Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации  муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Комитета по 


финансам администрации муниципального образования «Город Саратов»,  г. Саратов 

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2017 (судья  Медникова М.Е.) и постановление Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 29.11.2017 (председательствующий судья  Цуцкова М.Г., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.) 

по делу № А57-2941/2017

по иску ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района,  г. Саратов (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному  образованию «Город Саратов» в лице администрации муниципального  образования «Город Саратов», г. Саратов (ИНН <***>,  ОГРН <***> об обязании произвести капитальный ремонт в  многоквартирных домах, третьи лица, не заявляющие самостоятельных  требований относительно предмета спора: муниципальное образование  «Город Саратов» в лице Комитета по финансам администрации  муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов  (ИНН <***>, ОГРН <***>), администрация Ленинского  района муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов  (ИНН <***>, ОГРН <***>), Комитет по управлению  имуществом муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов  (ИНН <***>, ОГРН <***>), Комитет по жилищно- коммунальному хозяйству администрации муниципального образования  «Город Саратов», г. Саратов (ИНН <***>, ОГРН <***>),  муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика по Ленинскому  району города Саратова» в лице ликвидационной комиссии, г. Саратов  (ИНН <***>, ОГРН <***>), 

УСТАНОВИЛ:

ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района  г. Саратова (далее – ассоциация, истец) обратилась в Арбитражный суд  Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке 


статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ), к муниципальному образованию «Город Саратов»  (далее – МО «г. Саратов») в лице администрации МО «г. Саратов» (далее –  администрация, ответчик), об обязании администрации за счет средств  казны МО «г. Саратов» в течение 6-ти месяцев с момента вступления  решения суда в законную силу произвести: 

– в многоквартирном доме № 6 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове  капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену  оборудования общего имущества согласно локальных сметным расчетам  Приложения № 2 к заключению эксперта от 05.07.2017 № 2394/6-3 (в  ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого  дома на сумму 584 012 руб.; ремонт стояков, розлива водоотведения  (канализации) жилого дома на сумму 289 539 руб.; ремонт  циркуляционного трубопровода, стояков и розлива системы горячего  водоснабжения жилого дома на сумму 562 827 руб.; ремонт розлива  системы центрального отопления жилого дома на сумму 313 774 руб.;  ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома  на сумму 427 486 руб.; ремонт системы электроснабжения жилого дома на  сумму 534 074 руб.; ремонт отмостки жилого дома на сумму 161 112 руб.;  ремонт подъездов ( № 1, 2) жилого дома на сумму 1 300 736 руб.; ремонт  цоколя жилого дома на сумму 39 575 руб.; ремонт фасада (утепление  торцевых стен подъездов № 1, 2) жилого дома на сумму 1 476 848 руб., а  также во всех подъездах дома (с № 1 по 2 включительно) произвести  капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов,  механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с  пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты.  Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями  Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011  «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного  союза от 18.10.2011 № 824; 


– в многоквартирном доме № 8 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове  капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену  оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам  Приложения № 3 к заключению эксперта от 05.07.2017 № 2394/6-3 (в  ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт кровли жилого  дома на сумму 970 727 руб.; замену стояков системы водоотведения  (канализации) жилого дома на сумму 281 880 руб.; ремонт подъездов  ( № 1-3) жилого дома на сумму 1 565 596 руб.; ремонт стояков, розлива,  циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения жилого  дома на сумму 827 574 руб.; ремонт (розлива, стояков) системы  центрального отопления жилого дома на сумму 3 993 551 руб.; ремонт  стояков, розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на  сумму 649 100 руб.; ремонт системы электроснабжения жилого дома, на  сумму 455 669 руб.; ремонт фасада (утепление выступов зала № 1, 2, 3)  жилого дома на сумму 1 361 725 руб.; ремонт отмостки жилого дома на  сумму 206 755 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму 34 480 руб., а  также во всех подъездах дома (с № 1 по 3 включительно) произвести  капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов,  механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с  пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты.  Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями  Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011  «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного  союза от 18.10.2011 № 824; 

– в многоквартирном доме № 10 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове  капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену  оборудования общего имущества, согласно локальным сметным расчетам  Приложения № 4 к заключению эксперта от 05.07.2017 № 2394/6-3 (в  ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт стояков  системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 230 343 руб.; 


ремонт розлива системы центрального отопления жилого дома на сумму  1 302 287 руб.; ремонт циркуляционного трубопровода, стояков и розлива  системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму 565 239 руб.;  ремонт стояков и розлива системы холодного водоснабжения жилого дома  на сумму 427 486 руб.; ремонт системы электроснабжения жилого дома на  сумму 534 074 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 609 525 руб.;  ремонт отмостки жилого дома на сумму 151 234 руб.; ремонт подъездов  ( № 1, 2) жилого дома на сумму 1 300 736 руб.; ремонт цоколя жилого дома  на сумму 32 068 руб.; ремонт фасада (утепление правой стороны подъезда   № 2, выступов зала подъездов № 1, 2) жилого дома на сумму  1 080 978 руб., а также во всех подъездах дома (с № 1 по 2 включительно) 

– в многоквартирном доме № 12 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове  капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену  оборудования общего имущества, согласно локальным сметных расчетам  Приложения № 5 к заключению эксперта от 05.07.2017 № 2394/6-3 (в  ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт стояков  системы водоотведения (канализации) жилого дома на сумму 281 880 руб.;  ремонт стояков, розлива, циркуляционного трубопровода, системы  горячего водоснабжения жилого дома на сумму 843 115 руб.; ремонт  стояков, розлива системы холодного водоснабжения жилого дома на  сумму 613 501 руб.; ремонт системы электроснабжения жилого дома на  сумму 455 849 руб.; ремонт кровли жилого дома на сумму 970 123 руб.;  ремонт отмостки жилого дома на сумму 200 388 руб.; ремонт подъездов  ( № 2, 3) жилого дома на сумму 2 230 757 руб.; ремонт цоколя жилого дома  на сумму 34 181 руб.; ремонт фасада (утепление торцов подъездов № 1, 3,  правой стороны подъезда № 3) жилого дома на сумму 1 984 053 руб., а  также во всех подъездах дома (с № 1 по 3 включительно) произвести  капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов,  механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с  пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. 


Общие требования безопасности при эксплуатации» и требованиями  Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011  «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного  союза от 18.10.2011 № 824. 

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2017,  оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 29.11.2017, исковые требования удовлетворены в  полном объеме. 

Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация,  Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации  МО «г. Саратов» и Комитет по финансам администрации МО «г. Саратов»  обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными  жалобами, в которых просят их отменить, в удовлетворении исковых  требований отказать. Указывают, что иск заявлен к ненадлежащему  ответчику; администрация, как собственник, и остальные собственники  жилых помещений многоквартирного дома реализует свои права  собственника муниципального имущества в размере его доли путем  перечисления на счет ассоциации денежных средств на проведение  капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;  представленный истцом акт осмотра многоквартирного дома составлен в  одностороннем порядке; заключение экспертов от 05.07.2017 № 2394/6-3  составлено с нарушением требований части 2 статьи 86 АПК РФ,  отсутствие домов в Дополнительных условиях приема передачи жилых  домов свидетельствует о том, что ассоциация приняла многоквартирные  дома в надлежащем состоянии и претензий по их техническому состоянию  не имела, истцом пропущен срок исковой давности. 

Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013   № 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего  имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области,  согласно которой в спорных многоквартирных домах предусмотрено 


проведение различных видов капитального ремонта в 2017, 2023, 2026,  2030 годах. 

Кроме того, Федеральным законом Российской Федерации  от 20.12.2017 № 399-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс  Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации  «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в  Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) внесена  статья 190.1, которая была разработана в целях реализации выводов  Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в  постановлении от 12.04.2016 № 10-П в связи с запросами групп депутатов  Государственной Думы в части установления механизма исполнения  бывшим наймодателем обязанности по производству капитального  ремонта нуждавшихся в нем домов, согласованного с закрепленным в  ЖК РФ порядком проведения капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах. 

Истец в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты  законными и просит оставить их без изменения. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии  со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы  кассационных жалоб, заслушав представителей администрации  МО «г. Саратов», Комитета по финансам администрации МО «г. Саратов»  в судебном заседании, судебная коллегия считает принятые судебные акты  подлежащими отмене, дело – направлению на новое рассмотрение в суд  первой инстанции по следующим основаниям. 

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, с  01.09.2015 ассоциация на основании заключенных договоров управления  от 24.08.2015, утвержденных решениями общих собраний собственников  помещений спорных многоквартирных домов, оформленных протоколами  от 21.08.2015, и лицензии от 30.04.2015 № 064-000149 на осуществление  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными 


домами, выданной Государственной жилищной инспекцией Саратовской  области, осуществляет в качестве управляющей организации управление  многоквартирными домами в г. Саратове (включенными в Реестр лицензий  на осуществление предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами Саратовской области): № 6 по ул. 2-я  Электронная (9-ти этажный, 2-х подъездный, панельный, 1990 года  постройки); № 8 по ул. 2-я Электронная (10-ти этажный, 3-х подъездный,  панельный, 1990 года постройки); № 10 по ул. 2-я Электронная (9-ти  этажный, 2-х подъездный, панельный, 1990 года постройки); № 12 по  ул. 2-я Электронная (10-ти этажный, 3-х подъездный, панельный,  1990 года постройки). 

В соответствии с пунктами 4.2.4 указанных договоров управления  ассоциация в интересах собственников жилых и нежилых помещений без  доверенности имеет право представлять их законные интересы в судах;  предъявлять иски в суд об обязании бывшего наймодателя произвести  капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания,  эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16 Закона Российской  Федерации от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в  Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации жилищного  фонда)); а также предъявлять иные иски, связанные с управлением,  содержанием и ремонтом общего имущества дома). 

При проведении общих осмотров спорных многоквартирных домов  выявлено, что они требуют капитального ремонта. 

По результатам осмотра в сентябре 2015 года составлены  соответствующие акты осмотра спорных многоквартирных домов. 

Сославшись на договоры приватизации муниципальных квартир в  доме № 6 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове: от 09.03.2016 № 5943-16,  от 25.01.2016 № 5654-16 (квартиры № 49, 59 соответственно); доме № 8 по  ул. 2-я Электронная в г. Саратове: от 30.07.2014 № 1063-14, от 16.04.2015   № 3984-15, от 10.03.2015 № 3107-15, от 18.02.2016 № 5827-16 (квартиры 


№ 23, 43, 108, 110 соответственно); доме № 10 по ул. 2-я Электронная в  г. Саратове: от 24.04.2015 № 4121-15, от 17.02.2015 № 2805-15,  от 22.04.2015 № 4068-15, от 25.04.2016 № 6248-16 (квартиры № 37, 42-44  соответственно); доме № 12 по ул. 2-я Электронная в г. Саратове:  от 12.03.2015 № 3158-15, от 28.01.2016 № 5707-16 (квартиры № 49, 100  соответственно), а также на то, что на момент приватизации дома  требовали капитального ремонта, бывший наймодатель несет  обязательства по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и  общего имущества в многоквартирных домах до момента исполнения  обязательства, истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с  настоящим иском, обосновывая исковые требования статьей 16 Закона о  приватизации жилищного фонда. 

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к  выводу, что необходимость проведения капитального ремонта на день  приватизации вышеуказанных квартир и до настоящего времени  подтверждена имеющимися в деле актами осмотров, а также заключением  экспертизы от 05.07.2017 № 2394/6-3. 

Также суды пришли к выводу, что срок исковой давности, о  пропуске которого заявлено ответчиком, не пропущен. 

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно статье 16 Закона о приватизации жилищного фонда  приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах,  требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с  указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется  обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с  нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. 

Из названной нормы права следует, что наймодатель несет  обязательства по капитальному ремонту как жилых помещений, так и  общего имущества в многоквартирном доме, если на момент приватизации  дом требовал капитального ремонта. 


Следовательно, в случае, если при приватизации хотя бы одной  жилой квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальной ремонте,  бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт в  многоквартирном доме. 

Согласно доводам подателей кассационных жалоб спорные  многоквартирные дома до передачи их в 2004 году в ТСЖ «Электроника»,  входящее в состав ассоциации, находились в управлении муниципального  учреждения «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города  Саратова» (далее – МУ ДЕЗ) – специализированной организации, которой  Комитетом по управлению имуществом города переданы права  управления и распоряжения жилищным и нежилым фондом с постановкой  на баланс МУ ДЕЗ, а с 2004 года после передачи домов – в фактическом  управлении ассоциации. 

С 2006 года ассоциация от своего имени управляет спорными  домами. 

Приватизация квартир в спорных домах началась в 1992 году и  продолжается до настоящего времени. 

Согласно сложившейся практике оформления правоотношений между  МУ «ДЕЗ» и ТСЖ при передаче домов в ТСЖ в случае наличия дефектов и  недостатков общего имущества домов составлялись Дополнительные условия  приема-передачи жилых домов, в которых фиксировались выявленные  дефекты, подлежащие устранению передающей дома стороной. 

В рассматриваемом случае спорные дома не были включены в  Дополнительные условия приема-передачи жилого дома, соответственно,  отсутствуют доказательства того, что на дату передачи дома в управление  ТСЖ он нуждался в капитальном ремонте. 

Данные доводы истцом не опровергнуты и частично подтверждены  документально. 


Согласно выписке из единого государственного реестра юридических  лиц (т. 1, л.д. 128, 129) ассоциация зарегистрирована 14.11.2003, ее  участником с 10.09.2004 является, в том числе, ТСЖ «Электроника». 

Таким образом, вопреки указанным в исковом заявлении сведениям,  спорные дома, приватизация квартир в которых осуществлялась с  1992 года, находились в фактическом управлении ассоциации не с  2015 года, а с 2004 года. При этом доказательства того, что на момент  принятия домов в управление ассоциации, в которых шла приватизация с  1992 года, требовался их капитальный ремонт, в материалах дела  отсутствуют. 

Осмотр жилых зданий, результаты которого отражены в положенных в  основу выводов судов актах, был произведен в 2015 году; необходимость  осуществления в спорных многоквартирных домах капитального ремонта  общего имущества, в том числе спорных работ, устанавливалась на дату  проведения экспертизы (на 2017 год), то есть после того, как дома находились  в управлении ассоциации 13 лет. 

Ответить на вопрос, нуждался ли многоквартирный дом на момент  первой приватизации квартир и на 2015 год (момент составления актов  осмотров многоквартирных домов) экспертам не представилось  возможным ввиду отсутствия методики у судебных экспертов-строителей. 

При таких обстоятельствах выводы судов о возникновении у ответчика,  как бывшего наймодателя, не исполненной до настоящего времени ранее  возникшей у него обязанности по проведению капитального ремонта спорных  домов не могут быть признаны основанными на исследованных  доказательствах и требуют дополнительной проверки. 

Введенным в действие с 01.03.2005 Жилищным кодексом  Российской Федерации с последующими вносимыми в него изменениями,  а также Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде  содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»  установлено правовое регулирование отношений в области организации 


проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных  домах как за счет собственников с учетом возложенной на них законом  обязанности по содержанию принадлежащего им имущества, так и  бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников  финансирования. 

При этом на истца, как на управляющую организацию, в силу  положений статьи 161 ЖК РФ возлагается обязанность по осуществлению  всех необходимых действий для надлежащего содержания общего  имущества в многоквартирных домах, в том числе организацию его  капитального ремонта в предусмотренном законодательством порядке. 

Ссылаясь на длящуюся обязанность ответчика по проведению  капитального ремонта, суды не приняли во внимание разграничение  обязанностей бывшего наймодателя муниципального жилищного фонда,  установленных статьей 16 Закона о приватизации, и обязанностей  муниципального образования, как одного из собственников помещений  в многоквартирных домах, применительно к закрепленному в ЖК РФ  механизму исполнения соответствующей обязанности всеми собственниками  и порядку проведения капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах. 

Поскольку вышеуказанные обстоятельства, имеющие существенное  значение для разрешения спора, не были предметом подробного исследования  судов первой и апелляционной инстанций, правовая оценка им не давалась,  принятые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в  связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение  в суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении суду надлежит устранить отмеченные  нарушения, предложить сторонам представить дополнительные  доказательства в обоснование своих требований и возражений и с учетом  установленного разрешить спор в полном соответствии с нормами  материального и процессуального права. 


На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1  статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2017 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 29.11.2017 по делу № А57-2941/2017 отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Саратовской области. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, установленные  статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Председательствующий судья Т.Н. Федорова 

Судьи Г.Н. Махмутова

 А.А. Хайбулов