ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-3269/20 от 27.01.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-14267/2021

г. Казань Дело № А57-3269/2020

02 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Карповой В.А.,

судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью «НаратК» – Ерняева Р.Д. (доверенность от 29.12.2021),

федерального казенного учреждения «Нижнее-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» – Алакина С.О. (доверенность от 29.12.2021),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Нижнее-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.04.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021

по делу № А57-3269/2020

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «НаратК», г. Саратов (ОГРН 1026403042269) к Федеральному дорожному агентству (РОСАВТОДОР), г. Москва (ИНН 7717509757), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1106454003028), к федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства, г. Пенза (ОГРН 1025801363455), третьи лица: федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, г. Саратов, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Саратовской области, г. Саратов, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республики и Пензенской области (ОГРН:1091326001502), федеральное казенное учреждение «Нижнее-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Нарат-К» (далее – ООО «Нарат-К») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее – ТУ Росимущества в Саратовской области), федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ «Поволжуправтодор»): – об установлении границ земельного участка площадью 5500 кв. м с кадастровым номером 64:32:070121:10, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на землях ДО «Ударник» в районе автомобильного моста через трассу Саратов-Волгоград-Воронеж, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под автозаправочную станцию, в соответствии с координатами, указанными в межевом плане 01.07.2019, подготовленным ООО «Саратовское общество по оценке недвижимости, землеустройству и инвентаризации» кадастровым инженером Корчуновым А.В.; – об установлении границ земельного участка площадью 4500 кв. м с кадастровым номером 64:32:070147:42 (ранее присвоенный номер 64:32:070601:01), расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский муниципальный район, Александровское муниципальное образование, на землях ДО «Ударник» район автомобильного моста через трассу Саратов-Волгоград-Воронеж, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под автозаправочную станцию, в соответствии с координатами, указанными в межевом плане 01.07.2019, подготовленным ООО «Саратовское общество по оценке недвижимости, землеустройству и инвентаризации» кадастровым инженером Корчуновым А.В.

Определением суда от 20.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) привлечено Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Республика Мордовия, г. Саранск.

Определением суда от 11.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение «Нижнее-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское»).

Определением суда от 29.07.2020 к участию в деле в качестве соответчика в порядке статьи 46 АПК РФ привлечено Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР). Кроме того, названным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.04.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» просит решение Арбитражного суда Саратовской области и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, об отказе в заявленных требованиях, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, поскольку нарушен порядок предоставления земельного участка, земельным участком распорядилось лицо в отсутствии полномочий на распоряжение. Земельные участки 64:32:070147:130 и 64:32:070121:21 принадлежат Российской Федерации, и их разделяет федеральная автомобильная дорога 1954 года постройки. Земельные участки не могли относится к землям запаса в силу закона.

Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Саратовского района Саратовской области от 22.09.1995 № 423 земельный участок площадью 1 га, расположенный в районе развязки дорог Саратов-Волгоград и Саратов-Воронеж, изъят из земель запаса и передан АО «Нарат» в постоянное пользование для строительства АЗС в районе автомобильного моста через трассу Саратов-Волгоград-Воронеж.

Постановлением администрации Саратовского района Саратовской области от 03.11.1995 АООТ «Нарат» в собственность передан земельный участок площадью 1 га, расположенный в районе развязки дорог Саратов-Волгоград и Саратов-Воронеж, на землях Госземзапаса в границах ДО «Ударник».

10 ноября 1995 года АО «Нарат» выдано свидетельство на право собственности на землю № 659133 в отношении земельного участка площадью 1 га с приложением чертежа границ. Впоследствии, как указывает истец, земельный участок, предоставленный АО «Нарат», был внесен в уставный капитал ООО «Нарат-К».

Так же, истцом в материалы дела представлены копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Саратовская область, Саратовский район, район автомобильного моста через трассу Саратов-Волгоград-Воронеж.

05 апреля 1999 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 64:32:070201:01 и 64:32:070601:01, которым впоследствии присвоены кадастровые номера 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42, выданы соответствующие свидетельства.

17 мая 1999 года ООО «Нарат-К» выдано свидетельство на право собственности на землю на земельные участки общей площадью 1 га, расположенные в районе моста через трассу Саратов-Волгоград-Воронеж под АЗС с приложением чертежа границ земель, находящихся в собственности ООО «Нарат-К».

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 04.04.2016, выданным взамен свидетельств от 05.04.1999 и 12.04.1999, ООО «Нарат-К» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42.

Указанные сведения также содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, о чем свидетельствуют соответствующие выписки, представленные в материалы дела. Таким образом, с 1995 года ООО «Нарат-К» осуществляет фактическое землепользование земельными участками с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42.

ООО «Нарат-К» земельные участки с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42 принадлежат на праве собственности. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:32:070121:10 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (повторное, взамен свидетельства от 05.04.1999) АА 018869 от 04.04.2016, указывающим, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.04.1999 сделана запись регистрации. Право собственности на участок с кадастровым номером 64:32:070147:42 подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (повторное, взамен свидетельства от 12.04.1999) АА 018868 от 04.04.2016, указывающим, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.04.1999 сделана запись регистрации.

ООО «Нарат-К» на праве собственности также принадлежат объекты недвижимости, расположенные на указанных земельных участках, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии 6499 № 071541 от 21.07.1999 на нежилое одноэтажное здание общей площадью 10,8 кв. м, литер А; серии 6499 № 071542 от 21.07.1999 на нежилое помещение общей площадью 17,4 кв. м, литера В; серии 6499 № 071543 от 21.07.1999 на сооружение, состоящее из емкостей металлических объемом 54 куб. м.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 64:32:070147:130 находится в собственности Российской Федерации (дата регистрации права 03.06.2010) и на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФКУ УПРДОР «Нижне-Волжское» (дата регистрации права 28.01.2021), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов автомобильного транспорта, поставлен на кадастровый учет 30.04.2010.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 64:32:070121:21 находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ «Поволжуправтодор» (дата регистрации права 16.08.2011), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов автомобильного транспорта, поставлен на кадастровый учет 03.05.2006. Таким образом, судом установлено, что земельные участки истца

Кадастровым инженером Корчуновым А.В. по заказу истца проведены кадастровые работы по определению границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42, по результатам которых составлены межевые планы.

При проведении кадастровых работ по определению границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42 было установлено, что предыдущие кадастровые работы по установлению границ земельных участков проводились без надлежащего качества, в связи с чем, произошло смещение границ земельных участков с последующим некорректным отображением их в базе Государственного кадастра недвижимости.

В результате совершенных регистрационных действий сложилась ситуация, когда земельный участок с кадастровым номером 64:32:070121:10 оказался внутри земельного участка с кадастровым номером 64:32:070121:21, а земельный участок с кадастровым номером 64:32:070147:42 оказался внутри земельного участка с кадастровым номером 64:32:070147:130.

Земельные участки с кадастровыми номерами 64:32:070121:21 и 64:32:070147:130 являются собственностью Российской Федерации и находятся в постоянном бессрочном пользовании ФКУ «Поволжуправтодор».

ООО «Нарат-К» обратилось в ТУ Росимущества в Саратовской области за согласованием границ земельных участков, однако, письмом от 18.10.2019 № 02-4930 в согласовании границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42 истцу было отказано, проекты межевых планов земельных участков возвращены.

За согласованием границ в ФКУ «Поволжуправтодор» истец не обращался, полагая, что в отсутствие согласия на установление границ со стороны собственника, согласие или несогласие пользователя не имеет правового значения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения и мотивировали судебные акты тем, что земельные участки истца поставлены на кадастровый учет ранее, чем земельные участки с кадастровыми номерами 64:32:070147:130 и 64:32:070121:21.

Права и законные интересы истца нарушены не фактом регистрации федерального права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 64:32:070121:21 и 64:32:070147:130, а наложением границ данных участков на границы земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42, принадлежащих истцу.

Экспертом сделан вывод, что установить границы земельных участков площадью 5500 кв. м с кадастровым номером 64:32:070121:10 и площадью 4500 кв. м с кадастровым номером 64:32:070147:42 в соответствии с координатами, указанными в межевом плане от 01.07.2019, подготовленными ООО «Саратовское общество по оценке недвижимости, землеустройству и инвентаризации» кадастровым инженером Корчуновым А.В. возможно, при условии исправления части границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070147:130 и 64:32:070121:21.

Пересечение границ земельных участков является результатом реестровой ошибки в отношении границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070147:130 и 64:32:070121:21. Исправление границы и площади земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070147:130 и 64:32:070121:21 возможно в соответствии с координатным описанием, указанным в межевом плане от 01.07.2019, подготовленными ООО «Саратовское общество по оценке недвижимости, землеустройству и инвентаризации» кадастровым инженером Корчуновым А.В. Верные координаты земельного участка с кадастровым номером 64:32:070147:130 указаны в межевом плане по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 64:32:070147:42, а верные координаты земельного участка с кадастровым номером 64:32:070121:21 указаны в межевом плане по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 64:32:070121:10.

При этом площадь земельных участков 64:32:070147:130 и 64:32:070121:21 также подлежит уточнению: 64:32:070147:130 уменьшится на 4500 кв. м и составит 72 919 кв. м; 64:32:070121:21 уменьшится на 5500 кв. м и составит 132 337 кв. м.

Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя обжалованные судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно статье 27 Земельного кодекса РСФСР, для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Более того, порядок изъятия и предоставления земельных участков под строительство установлен статьей 28 Земельного кодекса РСФСР, в соответствии с которой, предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.

Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народных депутатов, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель. При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр. Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством РСФСР.

Местные Советы народных депутатов информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

Не подлежали продаже в частную собственность земельные участки общего пользования в силу Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 24.12.1993) и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.1992 № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности».

Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», абзац второй пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество»).

Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.

Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.

Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости).

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Закон о государственной регистрации недвижимости.

В рассматриваемом случае надлежит руководствоваться положениями названного Закона о государственной регистрации недвижимости о государственном кадастровом учете (статьи 1, 8), об особенностях осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков (статья 43), а также об исправлении ошибок, содержащихся в ЕГРН (статья 61).

В силу части 3 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости).

По смыслу норм статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости ошибкой в кадастре (реестре) является несоответствие информации, содержащейся в кадастре (то есть юридических сведений об объекте) фактическим характеристикам земельного участка, при внесении соответствующих сведений в кадастр (публичный реестр).

В постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения, прочие.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221- ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными Федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Согласно части 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона № 221-ФЗ предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В силу части 1 статьи 40 Закона № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Согласование местоположения границ земельного участка проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.

Статьями 39, 40 Закона № 221-ФЗ определен порядок согласования границ земельного участка. Частью 5 статьи 40 Закона № 221-ФЗ установлено, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке. Пунктом 1 статьи 64 ЗК РФ предусмотрено рассмотрение земельных споров в судебном порядке.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.

По данному делу судами рассмотрен спор об установлении границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42, но спор о принадлежности земельных участков судами не разрешался, какие либо выводы судами сделаны не были, хотя земельные участки с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42 полностью совпадают с частью земельных участков принадлежащих Российской Федерации.

Разрешая спор по существу заявленных требований и удовлетворяя их суд должен исходить из того что истцом представлены надлежащие и достаточные доказательства, подтверждающие право на всю площадь спорных земельных участков, свидетельствующие о том, что истец имеет право на обращение в суд с требованиями об установлении границ земельного участка.

При этом, как указано в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.

Между тем ответчики указывали, что фактически земельные участки истца расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:070121:21 и 64:32:070147:130, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и следовательно границы земельных участков, принадлежащих истцу, не являются одновременно границами земельных участков, принадлежащих ответчику.

Согласно Выписки из реестра федерального имущества от 13.04.2009 № 969 (лист № 13 Межевого плана) содержащей сведения о сооружении - участок федеральной автомобильной дороги 1Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград, Саратовская область, Саратовский район км 267+000 - км 297+600; км 308+700 - км 360+750 в графе «Дата ввода в эксплуатацию» указано 1954 г.

В графе «Документы – основания возникновения права собственности Российской Федерации» указано – постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Данные сведения содержатся в отношении земельного участка 64:32:070121:21 и 64:32:070147:130.

Также, в Межевом плане находится акт согласования границ земельного участка в котором стоит отметка о согласовании границ земельного участка с представителем единственного правообладателя граничащих с формируемым земельным участком иных участков - главой Александровского муниципального образования Саратовского района Саратовской области - Репрынцевым Валерием Васильевичем.

Кроме того, Межевой план в своем составе содержит копию газеты «Большая Волга» № 87 (8975) от 12.11.2008 в котором опубликовано информационное сообщение о том, что ФГУ ФУ АД «Большая Волга ФДА» проводится комплекс землеустроительных работ по оформлению полосы отвода федеральных автомобильных дорог: 1Р-158 Нижний Новгород - Саратов - (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) (Саратов-Пенза); 1Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград; подъезд к г. Саратову от автодороги М-6 «Каспий» (Саратов-Воронеж) на территории Саратовского района.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РСФСР (в ред. от 24.12.1993) к землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 14.06.1992 № 631, согласно постановления от 22.09.1995 № 423 указан земельный участок площадью 1,0 га, а впоследствии от 03.11.1995 № 497 был передан земельный участок площадью 1,2 га АООТ «Нарат» в собственность».

Однако, в соответствии с пунктом 2 данного Указа установлено, что не подлежат продаже: земли общественного пользования в населенных пунктах (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи) и т.д.

Истец полагает, что у ответчика границы земельных участков должны быть иными. Ответчик при этом указывает на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требования ввиду порочности права на земельные участки в отношении которых истец уточняет границы, поскольку спорные земельные участки находятся в придорожной полосе федеральной автомобильной дороги 1954 года Саратов-Волгоград –Воронеж и спорные земельные участки включают территорию придорожной полосы.

В пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания таких автомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, который предусматривает, что в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением: объектов, предназначенных для обслуживания таких автомобильных дорог, их строительства.

Придорожные полосы автомобильных дорог относятся к видам зон с особыми условиями территорий, установление границ придорожных полос автомобильных дорог и их использование осуществляются в соответствии с земельным кодексом и законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, исключительно при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов.

Таким образом, придорожные полосы автомобильной дороги - это территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992 № 631 предусматривал продажу земельных участков на основании конкурсных и аукционных процедур с последующим заключением договора купли-продажи.

Ссылки истца на Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», как указывает ответчик, также не обоснованы, т.к. в соответствии с пунктом 8 Указа установлено, что продажа земель может производиться на конкурсах или аукционах.

Однако, как следует из документов, представленных в материалы дела истцом, аукциона по продаже принадлежащих ему спорных земельных участков не проводилось, договоры купли-продажи также не заключались.

При этом судами не истребованы и не исследованы правоустанавливающие документы на земельные участки истца, первичные землеотводные документы, содержащие сведения о местоположении границ этих земельных участков при их образовании, вид использования земельных участков и возможность строительства на них автозаправочной станции с соблюдением технических требований и условий устройства съезда, выезда, примыкания.

Суд не проверил доводы ответчика о возникновении у истца права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 64:32:070121:10 и 64:32:070147:42, не оценил представленные в материалы дела доказательства о предоставлении истцу одного земельного участка, удовлетворил требования без учета доводов, что истцом не представлены какие-либо документы, позволяющие отследить хронологию образования спорных земельных участков и факт предоставления земельных участков в установленном законом порядке.

Также ответчик приводил довод, что документов о разделе одного земельного участка на два, материалы дела не содержат, что в свою очередь также указывает на отсутствие доказательств законности возникновения, права собственности у истца на спорные земельные участки.

Из изложенного следует, что суды первой и апелляционной инстанций вынесли судебные акты, основываясь на актах органов местного управления о предоставлении АООТ «Нарат» земельного участка, которые не были проверены на соответствие нормам действующего, на момент издания, земельного законодательства, регламентирующего порядок отчуждения государственных земель в частную собственность. Таким образом, в обжалованных судебных актах отсутствуют выводы, что истец обладает спорными земельными участками на законном праве в границах земельных участков, принадлежащих ответчику.

Таким образом, арбитражными судами не были установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела. Делая выводы по обсуждаемому вопросу, суды не предлагали истцу представить акт выбора земельного участка, экспликации, составленные в период 1995 года, не исследовали их с учетом доводов ответчика и третьих лиц, не дали им соответствующую правовую оценку в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Между тем согласно заявленным требованиям у истца зарегистрировано право собственности на придорожную полосу участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград.

Без выяснения и оценки указанных обстоятельств рассмотрение возникшего спора не отвечает требованиям статьи 15 АПК РФ о законности, обоснованности и мотивированности принимаемых арбитражным судом решения, постановления.

В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении (постановлении), не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При этом арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций.

Поскольку обжалуемые судебные акты приняты без установления всех юридически значимых обстоятельств, имеющих правовое значение для правильного рассмотрения спора, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, установить конкретные обстоятельства дела, исходя из положений действующего законодательства и сложившейся судебно-арбитражной практики по рассматриваемому вопросу, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.04.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу № А57-3269/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Карпова

Судьи Р.В. Ананьев

С.Ю. Муравьев