ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-3330/2021 от 09.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12294/2021

г. Казань Дело № А57-3330/2021

16 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Мусиной Л.И.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителей:

истца – Мальцевой О.А. (доверенность от 27.04.2021),

ответчика – Орловой Е.М. (доверенность от 01.10.2021),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области (межрайонное)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021

по делу № А57-3330/2021

по исковому заявлению акционерного общества «Управление отходами» (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149, новое наименование - акционерное общество «Ситиматик») в лице регионального оператора Саратовской области к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области (межрайонное) (ОГРН 1026401857833, ИНН 6445009312) о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Управление отходами» в лице Регионального оператора Саратовской области (далее – АО «Управление отходами», истец, новое наименование - акционерное общество «Ситиматик») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области (межрайонному) о взыскании 3953,70 руб. задолженности по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с августа по ноябрь 2018 года, а также 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021, иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить ее без удовлетворения, принятые по делу судебные акты без изменения.

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, истец является региональным оператором, осуществляющим свою работу в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (зона деятельности № 1) от 23.01.2018, заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017.

Согласно доводам истца, в период с августа по ноябрь 2018 года АО «Ситиматик» оказало ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом за ответчиком образовалась задолженность в размере 3953,70 руб., которая ответчиком оплачена не была.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались статьями 1, 8, 10, 12, 158, 307, 309, 310, 401, 408, 421, 426, 429.4, 431, 434, 435, 438, 445, 446, 779, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 44, 155, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», и по результатам исследования и оценки представленных в дело доказательств пришли к правильному выводу о том, что задолженность за оказанные услуги по приему твердых коммунальных отходов в сумме 3953,70 руб., образовавшаяся за спорный период, подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.

Как правильно указано судами, правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505).

Согласно статьям 779, 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно частям 1, 2, 4, 5 статьи 24.7, Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

Часть 6 статьи 23 Закона об отходах производства и потребления предусматривает, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, судами сделан правильный вывод, что приобретение юридическим лицом статуса регионального оператора исключает возможность наличия на рынке оказания услуг иных лиц, осуществляющих функции регионального оператора без наделения таковым статусом с первого числа месяца, последующего за датой утверждения тарифа, то есть с 12 августа 2018 года.

Истец является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.

Никто, кроме регионального оператора и его операторов, не вправе оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на определенной ему территории, указанной в соответствующей лицензии.

Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами № 1156, разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из положений статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» следует, что правоотношении между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.

В соответствии с Правилами № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.18 Правил № 1156»).

Как следует из подпункта «в» пункта 8.1 Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения) - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями на законных основаниях или уполномоченными ими лицами.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.4 Правил № 1156).

В силу пункта 8.11 Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).

В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8.12 Правил №1156).

Положениями пункта 8.14 Правил № 1156 предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.

На основании пункта 8.15 Правил № 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8.15 Правил № 1156).

При этом форма типового договора также утверждена Правилами № 1156.

Пунктом 8.16 Правил № 1156 установлено, что после рассмотрения региональным оператором предложений потребителя о внесении изменений в проект договора, последний не вправе предлагать рассмотреть иные условия договора.

Пункт 8.17 Правил № 1156, предусматривает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно_телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 15 Типового договора учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии производится с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - нужное указать.

Как следует из положений статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 определено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил № 505).

Судами установлено, что о в материалах дела имеется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.12.2018 № 37/211/0000842, заключенный акционерным обществом «Управление отходами» в лице Регионального оператора Саратовской области (региональным оператором) и государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области (межрайонным) (потребителем), согласно пункту 1.4 которого датой начала оказания данных услуг считается 12.08.2018.

Согласно пункту 2.1 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене в размере утвержденного постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 № 28/1 единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

В пункте 2.4 договора указано, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании пункта 2.12 договора его цена определяется на весь срок его исполнения и составляет 5038.62 руб. с учетом НДС.

Пунктом 2.14 договора предусмотрено, что цена настоящего договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества «Управление отходами» установлен и введен в действие с 12.08.2018 постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 № 28/1 (Опубликован на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» www.g-64.ru от 01.08.2018).

В силу пункта 5.1. договора стороны определили производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.03.2018 № 47.

В приложении к договору стороны определили порядок расчета – исходя из количества сотрудников.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области, установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.03.2018 № 47 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области».

Произведенный истцом расчет задолженности ответчика по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами судом проверен арбитражным судом первой инстанции и признан верным.

Ответчик не заявил о наличии арифметических ошибок в расчете, не представил документально обоснованный контррасчет, не обратился с ходатайством о назначении по делу судебной бухгалтерской экспертизы для проверки объема твердых коммунальных отходов, фактически вывезенных истцом в спорном периоде.

При этом не представление истцом счетов на оплату оказанных по договорам услуг не является основанием для освобождения ответчика от их оплаты.

Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности факта оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами аналогичные доводам, заявленным в судах первой и апелляционной инстанций.

Как правильно указали суды, из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978, следует, что образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, поэтому отсутствие на территории ответчика соответствующих условий для сбора отходов еще не свидетельствует о не накоплении таковых.

Из представленных в материалы дела документов не следует, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период.

То обстоятельство, что истец является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов от ответчика, ответчиком не опровергнуто, доказательства вывоза отходов иным лицом либо самостоятельно не представлены.

Кроме того, материалами настоящего дела подтвержден факт оказания ответчиком услуг в заявленный период, в том числе, договорами на транспортирование ТКО.

Учитывая, что ответчик документально не опроверг факт оказания услуг, суды обоснованно посчитали, что у ответчика возникла обязанность оплачивать услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу закона.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в декабре 2018 года расчеты между сторонами производились расчетным способом, исходя из количества контейнеров и периодичности вывоза, был предметом исследования судов и признан несостоятельным, т. к. из расчета начислений по договору, детализации начислений по УПД за декабрь 2018 года по объектам: 413722, г. Пугачев Саратовской области, ул. Топорковская, д. 95, 413950, с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области, ул. Советская, д. 16, начисления производились истцом по нормативу накопления твердых коммунальных отходов.

Начисления за декабрь 2018 года по нормативу накопления твердых коммунальных отходов были приняты ответчиком и оплачены платежным поручением от 11.01.2019 № 473506.

Довод ответчика о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 37/211/0000842 подписан сторонами с протоколом разногласий в отношении пункта 1.4 (дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 14 декабря 2018 года), пункта 5.1 договора и приложения к договору, согласно которому у ответчика имеется 3 контейнера, а до 14 декабря 2018 года между сторонами отсутствовали договорные правоотношения, правомерно отклонен судами.

Судами установлено, что ответчик в подтверждение своих доводов представил копию договора по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.12.2018 № 37/211/0000842, подписанного и согласованного с протоколом разногласий.

При этом в материалах дела имеется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.12.2018 № 37/211/0000842, заключенный истцом (региональным оператором) и ответчиком (потребителем), согласно пункту 1.4 которого датой начала оказания данных услуг считается 12 августа 2018 года. (оригинал обозревался судом апелляционной инстанции)

В пункте 12.13 заключенного договора указано, что он составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

Между тем, в экземпляре регионального оператора отсутствует запись о его подписании с протоколом разногласий.

Судами установлено, что такая запись сделана ответчиком в своем экземпляре договора уже после его подписания и возвращения истцу.

Доказательства направления в адрес истца протокола разногласий вместе с подписанным договором материалы дела не содержат.

Само по себе направление протокола разногласий после подписания сторонами договора без разногласий не свидетельствует о подписании договора с протоколом разногласий (в отсутствие отметки на договоре).

Условия договора были сформированы истцом в соответствии с заявкой ответчика о заключении договора от 13.11.2018, где ответчиком было указано количество сотрудников по каждому объекту.

Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договор заключен сторонами без протокола разногласий, изменяющего пункт 1.4 договора на дату начала оказания – с 12 августа на 14 декабря 2018 года.

Подлинник договора по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.12.2018 № 37/211/0000842 обозревался арбитражным апелляционным судом, и суд установил, что названный договор не содержит отметки о том, что подписан с протоколом разногласий, т.е. договор подписан сторонами без разногласий в редакции истца.

Также судами установлено, что истец фактически оказывал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с 12.08.2018 на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»). Вывоз твердых коммунальных отходов в спорный период осуществлялся истцом с контейнерной площадки общего типа, обратное документально не доказано.

То обстоятельство, что истец является единственной специализированной организацией, осуществляющей сбор, хранение, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов от ответчика, последним не опровергнуто, доказательства вывоза отходов иным лицом либо самостоятельно не представлены.

Довод заявителя кассационной жалобы, заявленный в суде кассационной инстанции о том, что за 4 месяца 2018 года никто не вывозил ТКО ответчика с контейнерных площадок (как с индивидуальных, так и с площадок общего пользования), поскольку накопления у ответчика отсутствовали, противоречит разъяснениям, данным в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978 по делу № А07-3169/14, согласно которым образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека.

Из представленных в материалы дела документов не следует, что со стороны регионального оператора имеются какие-либо нарушения требований санитарных правил и норм или условий заключенного договора по обращению с твердыми бытовыми отходами, в частности, наличие несанкционированных свалок на принадлежащей ответчику территории, обращения на несвоевременный вывоз твердых бытовых отходов за вышеуказанный период.

Истец в дополнениях к письменным пояснениям по делу в порядке статьи 81 АПК РФ указал, что с 2019 года на основании заявки ответчика начисления за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами производились, исходя из количества контейнеров и периодичности вывоза. При этом объем оказываемых услуг в 2019 и 2020 годах составлял: - по объекту: 413722, г. Пугачев Саратовской области, ул. Топорковская, д. 95 - 2 контейнера объемом 1,1 куб. м, вывоз 2 раза в месяц (т. е. 4 контейнера объемом 1,1 куб. м); - по объекту: 413950, с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области, ул. Советская, д. 16, - 1 контейнер объемом 1,1 куб. м, вывоз 2 раза в месяц (т. е. 2 контейнера объемом 1,1 куб. м).

Таким образом, если, как утверждает ответчик, он не пользовался контейнерными площадками общего пользования, то у него за 2018 год должна была образоваться несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, что установлено не было.

Кроме того, судами принято письмо ООО «Ситиматик» от 16.05.2021 № 1960/02-02 о порядке транспортировки ТКО с мест накопления.

Письма администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 16.08.2021 № 4295, администрации Ивантеевского муниципального района Саратовской области от 12.08.2021 № 2060, приложенные к кассационной жалобе ответчиком не могут быть предметом исследования и оценки суда кассационной инстанции, поскольку названные письма в материалах дела отсутствуют, а у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для исследования и оценки названных доказательств в силу положений части 1 и части 3 статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ. Указанные доказательства подлежат возврату заявителю кассационной жалобы.

Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.

Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.

Доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами первой и апелляционной инстанций представленных в материалы дела доказательств не могут быть приняты как недопустимые в суде кассационной инстанции, не наделенного полномочиями разрешать вопросы факта, исследовать и оценивать доказательства. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.

В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не влияют на законность принятых судебных актов.

Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 по делу № А57-3330/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи И.В. Арукаева

Н.А. Тюрина