ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-33555/2022 от 07.11.2023 АС Поволжского округа

281/2023-54322(2)





АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-10109/2023

г. Казань Дело № А57-33555/2022  09 ноября 2023 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р., 

судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
 при участии представителей:

Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской  области – Саловой А.Н., доверенность от 09.01.2023, 

в отсутствие иных лиц, участвующих деле, извещенных надлежащим  образом, 

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «СК «Новый Век» 

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.05.2023 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.07.2023 

по делу № А57-33555/2022


по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СК «Новый  Век» (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, д. 20, ОГРН  1026401975940, ИНН 6449033429) заинтересованные лица: Администрация  Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100,  Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина, д. 30, ОГРН  1026401988183, ИНН 6449013567), Управление обеспечения  градостроительной деятельности администрации Энгельсского  муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь  Ленина, д. 30, ОГРН 1026401985081, ИНН 6449012228), Комитет по  Земельным Ресурсам Администрации Энгельсского Муниципального  района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, д. 1 А,  ОГРН 1026401995729, ИНН 6449031750), общество с ограниченной  ответственностью «ЭКСПЕРТИЗА-С» (410012, Саратовская область, г.  Саратов, ул. им. И.А. Слонова, влд. 1, пом. 24, ОГРН 1156451008504, ИНН  6455063750), Министерство строительства и жилищно- коммунального  хозяйства Саратовской области (410012, Саратовская область, г. Саратов,  ул. им. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1056405029560, ИНН 6452911715) о  признании незаконным отказа, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Строительная  компания «Новый век» (далее - ООО «СК «Новый Век», общество,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с  заявлением о признании незаконным отказа Администрации Энгельсского  муниципального района Саратовской области (далее - Администрация),  изложенного в уведомлении от 01.12.2022 № 1352/09-02 в выдаче  разрешения на строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом со  встроенно-пристроенной подземной автостоянкой и встроенными  помещениями общественного назначения по ул. Пушкина - ул. Нестерова»  на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010714:365; обязании  Администрации выдать ООО «СК «Новый век» разрешение на 


строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом со встроенно- пристроенной подземной автостоянкой и встроенными помещениями  общественного назначения по ул. Пушкина - ул. Нестерова» на земельном  участке с кадастровым номером 64:50:010714:365. 

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.05.2023 в  удовлетворении заявленных ООО «СК «Новый Век» требований отказано. 

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменений. 

ООО «СК «Новый Век», не согласившись с принятыми судебными  актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной  жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и  процессуального права, просит отменить их, заявленные требований  удовлетворить в полном объеме. 

Администрация, в представленном в соответствии со статьей 279  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на  кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление  апелляционной инстанции оставить без изменения, считает их законными и  обоснованными. 

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив  в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, правильность применения судом норм материального  права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов  суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд  Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы. 

Как следует из материалов дела, ООО «СК «Новый век» 25.11.2022  обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на  строительство объекта капитального строительства: «Многоквартирный жилой  дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой и встроенными  помещениями общественного назначения по ул. Пушкина - ул. Нестерова» по 


адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Пушкина - ул. Нестерова, сроком на  36 месяцев. 

Уведомлением Администрации от 01.12.2022 № 1352/09-02 обществу  было отказано в выдаче разрешения на строительство. 

В качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительству  указано на несоответствие представленных документов требованиям к  строительству, реконструкции объекта капитального строительства,  установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на  строительство градостроительного плана земельного участка или в случае  выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта  планировки территории и проекта межевания территории (за исключением  случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не  требуется подготовка документации по планировке территорий), а также на  несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в  соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. 

Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в суд с  рассматриваемым в настоящем деле заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявления, суды, руководствуясь  положениями ГрК РФ, Региональных нормативов градостроительного  проектирования Саратовской области, утверждённых постановлением  Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П (в ред. от  28.07.2021) (далее – РНГП) и Нормативами градостроительного  проектирования муниципального образования город Энгельс Энгельсского  муниципального района Саратовской области, утверждённых решением  Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 30.03.2018   № 380/49-05 (действовали до 06.09.2022) (далее – МНГП), признали  правомерным отказ администрации. 

Согласно материалам дела уведомлением от 01.12.2022 № 1352/09-02  администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство  объекта «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенной 


подземной автостоянкой и встроенными помещениями общественного  назначения по ул. Пушкина - ул. Нестерова» на земельном участке с  кадастровым номером 64:50:010714:365 в связи с несоответствием  представленных документов требованиям к строительству, реконструкции  объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи  представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ,  несоответствием представленных документов ограничениям,  установленным в соответствии с земельным и иным законодательством  Российской Федерации. 

Расчетная потребность в количестве мест парковки автотранспорта  определяется в соответствии со Сводом правил СП 42.13330.2016  "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских  поселений" Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*,  утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 1034/пр (далее - СП  42.13330.2016), региональными нормативами градостроительного  проектирования Саратовской области. 

Пунктом 11.31 СП 42.13330.2016 определено, что требуемое число  машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует  принимать в соответствии с требованиями настоящего свода правил  (таблица 11.8). 

Кроме того, на территории жилой застройки рекомендуется  предусматривать гостевые стоянки, предназначенные для посетителей  жилой застройки, из расчета не менее 30 машино-мест на 1000 жителей. 

При новом строительстве жилой застройки, размещаемой при  реконструкции сложившейся жилой застройки, места для хранения и  паркования автомобилей должны быть предусмотрены в границах  земельных участков жилых домов из расчета не менее 1,0 машино-места на  одну квартиру. 


Пунктом 5 ГПЗУ от 30.07.2021 предусмотрено, что при  проектировании необходимо предусмотреть парковочные места в границах  указанного земельного участка, а также обеспечение нормативной  потребности и доступности объектов социальной сферы в соответствии с  региональными и местными нормативами градостроительного  проектирования. 

Администрация Энгельсского муниципального района,  руководствуясь пунктом 2.1.1.31 Региональных нормативов  градостроительного проектирования Саратовской области, утвержденных  постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 N 679- П (в ред. от 20.12.2020) (далее - РНГП) и пунктом 2.1.1.5.9 Нормативов  градостроительного проектирования муниципального образования город  Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области,  утвержденных решением Собрания депутатов Энгельсского  муниципального района от 30.03.2018 № 380/49-05 (действовали до  06.09.2022) (далее - МНГП), указывает, что несоответствие  предоставленных обществом документов требованиям к строительству  выразилось в недостаточности предусмотренного проектом количества  парковочных мест относительно того, которое необходимо предусмотреть,  исходя из не менее 1-го машино-места на одну квартиру, - 126 - по общему  количеству квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по  ул. Пушкина - ул. Нестерова на земельном участке с кадастровым номером  64:50:010714:365. 

В обосновании расчета 0,85 машино-мест на 1 квартиру, общество  исходило из пункта 2.1.1.30 РНГП и пункта 2.1.1.5.8 МНГП, которыми  определено, что в зонах жилой застройки следует предусматривать  стоянки для хранения легковых автомобилей населения при пешеходной  доступности не более 800 м, а в районах реконструкции - не более 1000 м.  Для стандартного жилья (эконом-класс) предусмотрено 0,85 машино-мест  на квартиру (таблица 1.1.1.8 РНГП, таблица 9 МНГП). 


Вместе с тем, как отметили суды, обществом не учтено, что  пункт 2.1.1.30 РНГП и пункт 2.1.1.5.8 МНГП содержат общие требования  относительно количества машино-мест на квартиру для стандартного  жилья эконом-класса. В то же время в РНГП и МНГП есть специальные  нормы о необходимом количестве машино-мест на квартиру. Так, в  соответствии с пунктом 2.1.1.31 РНГП и пунктом 2.1.1.5.9 МНГП в  условиях реконструкции при размещении новой жилой застройки в  кварталах сложившейся застройки места для хранения автомобилей  должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов  из расчёта не менее 1,0 машино-места на одну квартиру. 

В соответствии с пунктом 5.8 СП 42.13330.2016 "Свод правил.  Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских  поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89" (далее - СП  42.13330.2016) при реконструкции жилой застройки должна быть  модернизирована существующая капитальная жилая и общественная  застройка. Допускаются строительство новых нежилых и общественных  зданий, надстройка зданий, устройство мансардных этажей, использование  надземного и подземного пространства при соблюдении санитарно- гигиенических, противопожарных и других требований настоящего свода  правил. При этом необходимо также обеспечивать нормативный уровень  обслуживания населения в соответствии с требованиями раздела 10, а  также модернизацию инженерной и транспортной инфраструктуры. 

Таким образом, реконструкция кварталов сложившейся застройки  предусматривает, в том числе, возведение новых жилых зданий для  уплотнения существующей застройки с эффективным использованием  надземного и подземного пространства при соблюдении нормативного  уровня обслуживания населения, а также модернизацией инженерной и  транспортной инфраструктуры. 

Как следует из данных проектной документации рассматриваемого  многоквартирного жилого дома, расчетное количество квартир составляет 


126 шт. Следовательно, в соответствии с приведенными  градостроительными нормативами, минимальная потребность данного  объекта капитального строительства в парковочных местах должна  соответствовать количеству 107 м/места (общее количество квартир (126  шт.), помноженное на коэффициент для стандартного жилья 0,85). 

В состав многоквартирного жилого дома входит подземный этаж с  запроектированной автостоянкой для жильцов дома вместимостью 46  парковочных мест. 

Из анализа разбивочного плана того же раздела 2 следует, что в  границах принадлежащего застройщику для строительства земельного  участка машино-места для обеспечения потребности рассматриваемого  МКД не предусмотрены. 

Запланированные 9 м/мест (гостевых автомобильных парковочных  мест для сотрудников офисных помещений, из них 2 м/м для  маломобильной группы населения) размещены за границей отвода  земельного участка с кадастровым номером 64:50:010714:365. 

При этом, парковочные места, предусмотренные за границами  земельного участка, принадлежащего застройщику, в том числе  расположенных в профиле улично-дорожной сети, не могут являться  парковочными местами для хранения автотранспорта, поскольку являются  временными стоянками в системе городской улично-дорожной  транспортной сети. 

Таким образом, общее количество парковочных мест в пределах  земельного участка для рассматриваемого многоквартирного жилого дома  составляет 46 м/м. 

Как следует из анализа положений пункта 2.1.1.30 РНГП  Саратовской области и примечаний к нему, допускается предусматривать  сезонное хранение 10 процентов парка легковых автомобилей в гаражах,  расположенных за пределами селитебных территорий поселения, в  пределах пешеходной доступности не более 800 метров. 


Судами установлено, что иных возможностей размещения  парковочных мест за пределами застраиваемого земельного участка в  соответствии с действующими градостроительными нормативами не  предусмотрено. 

Вместе с этим, в радиусе 800 м от рассматриваемого места застройки  платные автостоянки закрытого и (или) открытого типа отсутствуют.  Доказательств обратного заявителем не представлено. 

При этом судами отмечено, что даже с учетом 10 процентов  потребность в необходимом количестве парковочных мест для  рассматриваемого МКД составляет 97 м/м, из которых в границах  принадлежащего застройщику для строительства земельного участка  представленной проектной документацией предусмотрено только 46 м/м,  что более чем на 50% не обеспечивает потребность в необходимом  количестве машино-мест в соответствии с действующими РНГП  Саратовской области. Размещение парковочных мест за пределами  застраиваемого земельного участка повлечет нарушение прав граждан,  которые будут проживать в данном МКД, и приведет к образованию  хаотичной стихийной парковки, что безусловно станет причиной  усугубления коммунальной работы при уборке снега на дорогах в зимний  период, а также затруднит проезд пожарных автомобилей, карет скорой  помощи и других спецслужб. 

При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что в  границах принадлежащего обществу для строительства земельного участка  при расчете парковочных мест для стоянки автомобилей не обеспечена  потребность потенциальных жителей указанного дома в необходимом  количестве машино-мест в соответствии с действующими РНГП и МНГП. 

Статьей 22.1.1 Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 96-ЗСО  «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской  области» предусмотрено, что проектирование объектов жилого назначения  осуществляется с учетом необходимого количества объектов социального 


назначения, определенных в составе проекта планировки территории  элемента планировочной структуры, в соответствии с расчетными  показателями минимально допустимого уровня обеспеченности и  максимально допустимого уровня территориальной доступности таких  объектов для населения, установленных региональными и местными  нормативами градостроительного проектирования (часть 3). 

В соответствии с местными нормативами градостроительного  проектирования Энгельсского муниципального района Саратовской  области, утвержденными решением Собрания депутатов Энгельсского  муниципального района от 29 августа 2022 года N 96/17-2022 (далее -  местные нормативы) расчетные показатели минимально допустимого  уровня обеспеченности населения муниципального района объектами  местного значения в области образования и расчетные показатели  максимально допустимого уровня территориальной доступности таких  объектов для населения (пункт 2.3.1, таблица № 4 местных нормативов)  предусматривают минимально допустимый уровень обеспеченности  дошкольными образовательными организациями общего типа на 100  жителей детского населения от 0 до 7 лет, проживающего в радиусе  территориальной доступности - 75 мест. Максимально допустимый радиус  территориальной (пешей) доступности составляет 300 метров. 

Минимально допустимый уровень обеспеченности школьными  общеобразовательными организациями с начальным, общим и основным  общим образованием (I - IX классы) в 500-метровом радиусе  территориальной доступности составляет 100 мест на 100 детей  соответствующего школьного возраста. Обеспеченность  общеобразовательными организациями со средним общим образованием  (X - XI классы) - соответственно 75 мест на 100 детей соответствующего  школьного возраста. 

Указанные местные градостроительные нормативы утверждены в  соответствии с актуализированной редакцией СП 42.13330.2016. 


Для оценки минимального уровня обеспеченности в радиусе  территориальной доступности необходим анализ количества детей  соответствующих категорий, проживающих на данной территории.  Прилагаемый графический материал определяет 300-метровый и 500- метровый радиусы от рассматриваемого многоквартирного дома. 

Судами отмечено, что из представленной схемы радиусов следует,  что в 300-метровом радиусе размещения объектов дошкольного  образования не имеется; в 500-метровом радиусе размещения объектов  общего (школьного) образования имеется Муниципальное  образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 12  имени Героя Советского Союза Суханова Виталия Федоровича"  Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - СОШ   № 12). 

Согласно письму заместителя главы администрации по социальной  сфере от 08.12.2022 № 609/03-01-02 о количестве мест в дошкольных и  общеобразовательных учреждениях ЭМР на 2022 - 2023 учебный год,  проектная мощность (вместимость) СОШ № 12 - 1176 мест. Фактическое  количество обучающихся составляет 1153 человека. Имеется 23 свободных  места, что не обеспечит потребность жильцов рассматриваемого МКД в  необходимом количестве мест на 37 детей школьного возраста. 

Таким образом, судами установлено, что минимально допустимый  уровень обеспеченности населения объектами образования,  предусмотренный местными градостроительными нормативами, не  соблюдается. Обеспеченность указанными объектами - 0%. 

Довод общества о том, что нормативы градостроительного  проектирования не являются ограничениями, установленными в  соответствии с земельным и иным законодательством Российской  Федерации, был исследован судами и обоснованно отклонен, что нашло  свое отражение в судебном акте. 


При указанных обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу об  отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. 

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют  фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм  материального права. 

Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в  кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные  документы, имеющиеся в материалах дела. 

Вопреки позиции подателя жалобы, всем доводам и позиции сторон судом  первой и апелляционной инстанции дана тщательная и надлежащая оценка при  обстоятельствах подробно изложенных в судебных актах. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам,  которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной  инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу они  свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по  делу фактическими обстоятельствами и сводятся к переоценке выводов судов  первой и апелляционной инстанций, что не допускается в суде кассационной  инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Иное толкование заявителем жалобы положений действующего  законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о  неправильном применении судами норм права. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в  любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом  кассационной инстанции не установлено. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 


ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 24.05.2023 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 26.07.2023 по делу № А57-33555/2022 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные  статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин

Судьи И.Ш. Закирова

 С.В. Мосунов