ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-33555/2022
26 июля 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена «19» июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «26» июля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Наховой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК «Новый Век» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 мая 2023 года по делу № А57-33555/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СК «Новый Век» (413100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина, д. 30, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, площадь Ленина, д. 30, ОГРН <***>, ИНН <***>), Комитет по Земельным Ресурсам Администрации Энгельсского Муниципального района (413100, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «ЭКСПЕРТИЗА-С» (410012, <...> влд. 1, пом. 24, ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век» - представителя ФИО1, действующей на основании доверенности №6 от 14.03.2022, сроком на 3 года; представителя ФИО2, действующей на основании доверенности №12 от 17.04.2023, сроком на 1 год; от Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области –представителя ФИО3, действующей на основании доверенности №02-03-01/2 от 09.01.2023, сроком до 31.12.2023; от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый век» (далее – ООО «СК «Новый Век», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация), изложенного в уведомлении от 01.12.2022 № 1352/09-02 в выдаче разрешения на строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой и встроенными помещениями общественного назначения по ул. Пушкина - ул. Нестерова» на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010714:365; обязании Администрации выдать ООО «СК «Новый век» разрешение на строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой и встроенными помещениями общественного назначения по ул. Пушкина - ул. Нестерова» на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010714:365.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 мая 2023 года в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый век» требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «СК «Новый Век» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) представлены письменные объяснения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Новый Век», Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ООО «СК «Новый век» 25.11.2022 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой и встроенными помещениями общественного назначения по ул. Пушкина - ул. Нестерова» по адресу: <...> сроком на 36 месяцев.
Уведомлением Администрации от 01.12.2022 № 1352/09-02 обществу было отказано в выдаче разрешения на строительство.
В качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на строительству указано на несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территорий), а также на несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, закреплённых в статье 2 ГрК РФ. К числу таких принципов относятся: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункты 1, 4).
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Частями 1, 2 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешённым использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство даёт застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьёй.
Согласно части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Среди указанного в части 7 статьи 51 ГрК РФ перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, в том числе указан градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство (пункт 2).
В силу подпункта «б» пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство должны быть приложены результаты инженерных изысканий и схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции;
3) выдаёт разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Часть 13 статьи 51 ГрК РФ предусматривает, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии предоставленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешённому использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции.
Согласно части 1 статьи 29.2 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 ГрК РФ, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.
Статья 1 ГрК РФ определяет объекты регионального значения как объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ, органов государственной власти субъекта Российской Федерации законодательством, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 29.2 ГрК РФ определено, что региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 29.2 ГрК РФ нормативы градостроительного проектирования муниципального района устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 3 статьи 19 ГрК РФ, иными объектами местного значения муниципального района населения муниципального района и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципального района.
Нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа (часть 4 статьи 29.2 ГрК РФ).
На основании части 2 статьи 23.1.1. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» строительство или реконструкция объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения в зоне застроенной территории осуществляется с соблюдением нормативов регионального градостроительного проектирования.
Расчетная потребность в количестве мест парковки автотранспорта определяется в соответствии со Сводом правил СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 № 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016), региональными нормативами градостроительного проектирования Саратовской области.
Пунктом 11.31 СП 42.13330.2016 определено, что требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями настоящего свода правил (таблица 11.8).
Кроме того, на территории жилой застройки рекомендуется предусматривать гостевые стоянки, предназначенные для посетителей жилой застройки, из расчета не менее 30 машино-мест на 1000 жителей.
При новом строительстве жилой застройки, размещаемой при реконструкции сложившейся жилой застройки, места для хранения и паркования автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчета не менее 1,0 машино-места на одну квартиру.
При наличии РНГП (региональных нормативов градостроительного проектирования) следует руководствоваться приведенными в них нормативными показателями.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 01.12.2022 № 1352/09-02 администрация отказала обществу в выдаче разрешения на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенной подземной автостоянкой и встроенными помещениями общественного назначения по ул. Пушкина - ул. Нестерова» на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010714:365 в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ, несоответствием представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ГПЗУ от 30.07.2021 предусмотрено, что при проектировании необходимо предусмотреть парковочные места в границах указанного земельного участка, а также обеспечение нормативной потребности и доступности объектов социальной сферы в соответствии с региональными и местными нормативами градостроительного проектирования.
Администрация Энгельсского муниципального района, руководствуясь пунктом 2.1.1.31 Региональных нормативов градостроительного проектирования Саратовской области, утверждённых постановлением Правительства Саратовской области от 25.12.2017 № 679-П (в ред. от 20.12.2020) (далее – РНГП) и пунктом 2.1.1.5.9 Нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, утверждённых решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 30.03.2018 № 380/49-05 (действовали до 06.09.2022) (далее – МНГП), указывает, что несоответствие предоставленных обществом документов требованиям к строительству выразилось в недостаточности предусмотренного проектом количества парковочных мест относительно того, которое необходимо предусмотреть, исходя из не менее 1-го машино-места на одну квартиру, - 126 – по общему количеству квартир, расположенных в многоквартирном жилом доме по ул. Пушкина - ул. Нестерова на земельном участке с кадастровым номером 64:50:010714:365.
ООО «СК «Новый век» считает, что при расчёте парковочных мест обоснованно применило коэффициент 0,85, предусмотренный пунктом 2.1.1.30 РНГП.
В соответствии с ГрК РФ РНГП и МНГП в системе нормирования в области градостроительной деятельности являются документами большей юридической силы по отношению к документам по планировке территории, к которым отнесены проекты планировки территории. Следовательно, в случае выявления противоречий между указанными правовыми актами применению подлежат нормативы градостроительного проектирования.
Пунктом 2.1.1.30 РНГП и пунктом 2.1.1.5.8 МНГП определено, что в зонах жилой застройки следует предусматривать стоянки для хранения легковых автомобилей населения при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции - не более 1000 м. Для стандартного жилья (эконом-класс) предусмотрено 0,85 машино-мест на квартиру (таблица 1.1.1.8 РНГП, таблица 9 МНГП).
Между тем, пункт 2.1.1.30 РНГП и пункт 2.1.1.5.8 МНГП содержат общие требования относительно количества машино-мест на квартиру для стандартного жилья эконом-класса. В то же время в РНГП и МНГП есть и специальные нормы о необходимом количестве машино-мест на квартиру.
В соответствии с пунктом 2.1.1.31 РНГП и пунктом 2.1.1.5.9 МНГП в условиях реконструкции при размещении новой жилой застройки в кварталах сложившейся застройки места для хранения автомобилей должны быть предусмотрены в границах земельных участков жилых домов из расчёта не менее 1,0 машино-места на одну квартиру.
В соответствии с пунктом 5.8 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (далее – СП 42.13330.2016) при реконструкции жилой застройки должна быть модернизирована существующая капитальная жилая и общественная застройка. Допускаются строительство новых нежилых и общественных зданий, надстройка зданий, устройство мансардных этажей, использование надземного и подземного пространства при соблюдении санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований настоящего свода правил. При этом необходимо также обеспечивать нормативный уровень обслуживания населения в соответствии с требованиями раздела 10, а также модернизацию инженерной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, реконструкция кварталов сложившейся застройки предусматривает, в том числе, возведение новых жилых зданий для уплотнения существующей застройки с эффективным использованием надземного и подземного пространства при соблюдении нормативного уровня обслуживания населения, а также модернизацией инженерной и транспортной инфраструктуры.
Как следует из данных проектной документации рассматриваемого многоквартирного жилого дома, расчетное количество квартир составляет 126 шт. Следовательно, в соответствии с приведенными градостроительными нормативами, минимальная потребность данного объекта капитального строительства в парковочных местах должна соответствовать количеству 107 м/места (общее количество квартир (126 шт.), помноженное на коэффициент для стандартного жилья 0,85).
В состав многоквартирного жилого дома входит подземный этаж с запроектированной автостоянкой для жильцов дома вместимостью 46 парковочных мест.
Из анализа разбивочного плана того же раздела 2 следует, что в границах принадлежащего застройщику для строительства земельного участка машино-места для обеспечения потребности рассматриваемого МКД не предусмотрены.
Запланированные 9 м/мест (гостевых автомобильных парковочных мест для сотрудников офисных помещений, из них 2 м/м для маломобильной группы населения) размещены за границей отвода земельного участка с кадастровым номером 64:50:010714:365.
При этом, парковочные места, предусмотренные за границами земельного участка, принадлежащего застройщику, в том числе расположенных в профиле улично-дорожной сети, не могут являться парковочными местами для хранения автотранспорта, поскольку являются временными стоянками в системе городской улично-дорожной транспортной сети.
Таким образом, общее количество парковочных мест в пределах земельного участка для рассматриваемого многоквартирного жилого дома составляет 46 м/м.
Как следует из анализа положений пункта 2.1.1.30 РНГП Саратовской области и примечаний к нему, допускается предусматривать сезонное хранение 10 процентов парка легковых автомобилей в гаражах, расположенных за пределами селитебных территорий поселения, в пределах пешеходной доступности не более 800 метров.
Иных возможностей размещения парковочных мест за пределами застраиваемого земельного участка в соответствии с действующими градостроительными нормативами не предусмотрено.
Вместе с этим, в радиусе 800 м от рассматриваемого места застройки платные автостоянки закрытого и (или) открытого типа отсутствуют. Доказательств обратного заявителем не представлено. Тем не менее, даже с учетом 10 процентов потребность в необходимом количестве парковочных мест для рассматриваемого МКД составляет 97 м/м, из которых в границах принадлежащего застройщику для строительства земельного участка представленной проектной документацией предусмотрено только 46 м/м, что более чем на 50% не обеспечивает потребность в необходимом количестве машино-мест в соответствии с действующими РНГП Саратовской области.
Размещение парковочных мест за пределами застраиваемого земельного участка повлечет нарушение прав граждан, которые будут проживать в данном МКД, и приведет к образованию хаотичной стихийной парковки, что безусловно станет причиной усугубления коммунальной работы при уборке снега на дорогах в зимний период, а также затруднит проезд пожарных автомобилей, карет скорой помощи и других спецслужб.
На основании изложенного, является верным вывод суда первой инстанции о том, что в границах принадлежащего обществу для строительства земельного участка при расчете парковочных мест для стоянки автомобилей не обеспечена потребность потенциальных жителей указанного дома в необходимом количестве машино-мест в соответствии с действующими РНГП и МНГП.
Статьей 22.1.1 Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 96-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в Саратовской области» предусмотрено, что проектирование объектов жилого назначения осуществляется с учетом необходимого количества объектов социального назначения, определенных в составе проекта планировки территории элемента планировочной структуры, в соответствии с расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения, установленных региональными и местными нормативами градостроительного проектирования (часть 3).
В соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержденными решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 29 августа 2022 года № 96/17-2022 (далее - местные нормативы) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения муниципального района объектами местного значения в области образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения (пункт 2.3.1, таблица № 4 местных нормативов) предусматривают минимально допустимый уровень обеспеченности дошкольными образовательными организациями общего типа на 100 жителей детского населения от 0 до 7 лет, проживающего в радиусе территориальной доступности - 75 мест. Максимально допустимый радиус территориальной (пешей) доступности составляет 300 метров.
Минимально допустимый уровень обеспеченности школьными общеобразовательными организациями с начальным, общим и основным общим образованием (I - IX классы) в 500-метровом радиусе территориальной доступности составляет 100 мест на 100 детей соответствующего школьного возраста. Обеспеченность общеобразовательными организациями со средним общим образованием (X - XI классы) - соответственно 75 мест на 100 детей соответствующего школьного возраста.
Указанные местные градостроительные нормативы утверждены в соответствии с актуализированной редакцией СП 42.13330.2016.
Для оценки минимального уровня обеспеченности в радиусе территориальной доступности необходим анализ количества детей соответствующих категорий, проживающих на данной территории. Прилагаемый графический материал определяет 300-метровый и 500-метровый радиусы от рассматриваемого многоквартирного дома.
При этом, из представленной схемы радиусов следует, что в 300-метровом радиусе размещения объектов дошкольного образования не имеется; в 500-метровом радиусе размещения объектов общего (школьного) образования имеется Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза ФИО4» Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - СОШ № 12).
Согласно письму заместителя главы администрации по социальной сфере от 08.12.2022 № 609/03-01-02 о количестве мест в дошкольных и общеобразовательных учреждениях ЭМР на 2022 - 2023 учебный год, проектная мощность (вместимость) СОШ № 12 - 1176 мест. Фактическое количество обучающихся составляет 1153 человека. Имеется 23 свободных места, что не обеспечит потребность жильцов рассматриваемого МКД в необходимом количестве мест на 37 детей школьного возраста.
Таким образом, минимально допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования, предусмотренный местными градостроительными нормативами, не соблюдается. Обеспеченность указанными объектами - 0%.
Довод общества о том, что нормативы градостроительного проектирования не являются ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов (пункт 2 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпункт "в" пункта 2 части 1 статьи 29.1 данного Кодекса, пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), которые устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения городского округа населения городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городского округа (часть 4 статьи 29.2 Градостроительного кодекса).
В пункте 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса указано, что предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса при рассмотрении вопроса о допустимости размещения объекта на земельном участке уполномоченный орган учитывает ограничения, действующие на дату выдачи разрешения на строительство.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу N 310-КГ17-15291, при выдаче разрешения на строительство следует установить допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, определенными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительство жилого многоквартирного дома не может вестись без учета разработанных муниципалитетом нормативов, и заведомая невозможность обеспечения граждан нормативными условиями по соответствующим обязательствам может служить поводом для отказа в выдаче разрешения на строительство. Намерения общества по строительству жилого дома на отдельно выбранном земельном участке без учета перспектив последующего проживания граждан, нуждаемости их в определенных услугах не является достаточным условием для выдачи разрешения на строительство.
Указанная позиция нашла свое отражение в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 18.07.2022 по делу № А57-2292/2021.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решения суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 мая 2023 года по делу №А57-33555/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.М. Степура
Судьи
В.В. Землянникова
Е.В. Пузина