ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-3628/2010 от 24.02.2011 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А57-3628/2010

03 марта 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Филимонова С.А., Закирова И.Ш.,

при участии представителей:

заявителя – Ваничкиной О.Ю. по доверенности от 18.02.2011 без номера,

ответчика – Акчуриной К.Р. по доверенности от 11.01.2011 № 04д,

в отсутствие:

заинтересованного лица – извещено, не явилось,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу филиала федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2010 (судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Луговской Н.В., Цуцкова М.Г.)

по делу № А57-3628/2010

по заявлению открытого акционерного общества «Саратовский комбинат хлебопродуктов» о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 05.03.2010 № 159?р,

заинтересованное лицо: федеральное государственное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры»,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Саратовский комбинат хлебопродуктов» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее – ответчик, Управление) от 05.03.2010 № 159-р «О закреплении имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

Решением арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010, заявленные требования удовлетворены. Распоряжение ответчика от 05.03.2010 № 159-р «О закреплении имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» признано недействительным.

В кассационной жалобе Федеральное государственное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» (далее – Агентство) просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и дополнительных пояснениях на кассационную жалобу, доводы которых поддержаны представителем в судебном заседании.

Управление направило в адрес суда кассационной инстанции отзыв на кассационную жалобу, согласно которому считает оспариваемое распоряжение вынесенным с соблюдением норм действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя и ответчика в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, 05.03.2010 Управлением, с учетом обращения Агентства от 03.03.2010 № 218/4, вынесено распоряжение № 159-р «О закреплении имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

За Агентством закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество: здание – производственный корпус, Литер Б, общей площадью 3213,3 кв.м., расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, д. 18.

Не согласившись с указанным распоряжением, общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.

Согласно материалам дела, 28.04.1993 в план приватизации государственного предприятия «Саратовский комбинат хлебопродуктов» в состав имущества, подлежащего приватизации, не был включен объект недвижимости (здание мельницы с размольным, зерноочистительным и выбойным отделением), расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, д. 18.

Впоследствии спорное административно-производственное здание, входящее в мельничный комплекс, и расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Набережная, д. 18, общей площадью 3213,3 кв.м., приказом Министерства культуры Правительства Саратовской области от 19.06.2001 № 1-10/177 поставлено на учет как вновь выявленный объект историко-культурного наследия.

Заявитель, являясь на основании договора аренды от 28.12.2005 № 144?2427 арендатором указанного административно-производственного здания, 21.04.2008 оформил в отношении последнего охранное обязательство по недвижимому памятнику истории и культуры № 27 (том 1 л.д. 66-69), в соответствии с которым контроль за сохранением и использованием указанного памятника осуществляет Комитет по охране культурного наследия Саратовской области.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ).

Указанный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с главой 2 Закона № 73-ФЗ (полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия) полномочия по сохранению и использованию объектов культурного наследия разграничиваются между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления в зависимости от категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, в связи с чем, наследия местного значения относятся к органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Судами первой и апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорный объект недвижимости является федеральной собственностью (право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией 22.01.2007). Однако указанный объект относится к памятникам культуры местного значения, в связи с чем полномочия по его сохранению и использованию вправе осуществлять органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации оперативное управление - это владение, пользование и распоряжение имуществом в пределах установленных законом в соответствии с целями своей деятельности.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 и постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.1994 № 96 совместным распоряжением Министерства культуры России и Министерства имущества России от 21.12.2000 № 428/1334-р создано государственное учреждение «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» Министерства культуры России.

Пунктом 5 указанного совместного распоряжения от 21.12.2000 государственному учреждению «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» предписывается передача объектов исторического и культурного наследия федерального значения, согласно утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 перечню.

Пунктом 13 устава Федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» устанавливается, что в соответствии с целью и предметом деятельности оно осуществляет управление и использование объектов культурного наследия только федерального значения.

Пунктом 2.2 Положения о филиале Федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по Саратовской области предусмотрено, что в соответствии с целью и предметом деятельности филиал осуществляет управление и использование объектов культурного наследия федерального значения.

При таких обстоятельствах уставом Федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» ограничивается право данного органа на использование (в том числе сдавать в аренду) и управление объектами культуры только федерального значения. Правом управления и пользования объектами культуры местного значения оно не наделено.

Из анализа положений устава Федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», совместного распоряжения Министерства культуры России и Министерства имущества России от 21.12.2000 № 428/1334-р, положений Закона № 73-ФЗ, положения о Министерстве культуры Российской Федерации следует, что Федеральное государственное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» имеет право в интересах собственника - Российской Федерации, получать в оперативное управление недвижимые объекты культурного наследия только федерального значения с целью их использования, охраны и реставрации с сохранением культурно-исторических функций этих объектов.

Таким образом, как правомерно отмечено судами, объект историко-культурного наследия местного значения передаче в оперативное управление Федеральному государственному учреждению культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» не подлежит.

Более того, оспариваемым распоряжением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку общество лишается преимущественного права на приобретение спорного имущества путем выкупа на основании пункта 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Выводы судебных инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке выводов суда о доказательствах и обстоятельствах дела, что в силу статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может повлечь отмену судебного акта при его проверке в кассационном порядке, и о неправильном применении норм материального права не свидетельствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.09.2010 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010 по делу № А57-3628/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Э.Г. Баширов

Судьи С.А. Филимонов

И.Ш. Закирова