АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-13043/2021
г. Казань Дело № А57-4788/2021
26 января 2022 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Харьковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области представителя:
общества с ограниченной ответственностью «Саратовский молочный комбинат» ? ФИО1, действующая на основании доверенности от 17.09.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Саратовский молочный комбинат»
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021
по делу №А57-4788/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Саратовский молочный комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>) Заинтересованные лица: УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) общество с ограниченной ответственностью «АРИСОН» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене решения о непринятии результатов «Отчета по расчету пожарного риска (для помещений главного производственного корпуса) ООО «Саратовский молочный комбинат» от 19.02.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Саратовский молочный комбинат» (далее – ООО «Саратовский молочный комбинат», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения о непринятии результатов «Отчета по расчету пожарного риска (для помещений главного производственного корпуса) ООО «Саратовский молочный комбинат», г. Саратов, Ленинский район, Сокурский тракт, дом б/н» от 19.02.2021.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2021 оставлено без изменения.
ООО «Саратовский молочный комбинат», не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующее нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Саратовской области.
ООО «Саратовский молочный комбинат» в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции было подано ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство о назначении экспертизы, отказал в его удовлетворении, указав, что общество не обращалось с указанным ходатайством в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводы судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами на основании распоряжения ОНД и ПР по городу Саратову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Саратовской области о проведении проверки № 22 от 12.01.2021 государственным инспектором города Саратова по пожарному надзору ФИО2 с 25 января по 19 февраля 2021 года проводилась внеплановая, выездная проверка в отношении общества, расположенного по адресу: <...> б/н, с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания ГПН № 44/1/1 от 26.02.2020.
28.01.2021 в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову от ООО «Саратовский молочный комбинат» поступил «Отчет по расчету пожарного риска (Для помещений главного производственного корпуса). ООО «Саратовский молочный комбинат», г. Саратов, Ленинский район, Сокурский тракт дом б/н.» (далее - Отчет).
ОНД и ПР по городу Саратову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Саратовской области рассмотрев Отчет с привлечением специалистов ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Саратовской области» по адресу: <...>, получило техническое заключение.
В связи с выявленными в Отчете нарушениями, 19.02.2021 ООО Саратовский молочный комбинат получил решение о непринятии результатов «Отчета по расчету пожарного риска (Для помещений главного производственного корпуса). ООО Саратовский молочный комбинат, г. Саратов, Ленинский район, Сокурский тракт, дом б/н», вынесенного Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову Главного Управления МЧС России по Саратовской области.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке, установленной нормами главы 24 АПК РФ.
Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона).
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технически регламентах (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ).
Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормативно-правовым основанием для проведения независимой оценки пожарных рисков и расчетов пожарного риска является совокупность нормативно- правовых актов: Федеральный закон № 123-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 №304 «Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 утвержден административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент), согласно пункту 2 которого исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами.
Судами правомерно установлено, что оспариваемое решение вынесено Управлением в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2020 № 1325 утвержден порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима (далее - соблюдение противопожарного режима), проводимой не заинтересованным в результатах такой оценки или такой проверки экспертом в области оценки пожарного риска (далее - независимая оценка пожарного риска). Согласно пункту 2 Правил оценки независимая оценка пожарного риска проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (продукции) и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска (далее - договор).
В соответствии с пунктами 5 и 7 Правил оценки, результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее - заключение), созданного в форме электронного документа, которое направляется (вручается) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа, а также подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации (при наличии).
Пунктами 63 и 75 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644 (зарегистрировано в Минюсте РФ 13 января 2017 года регистрационный № 45228) (далее регламент) определен порядок проверки расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения проверок.
Пунктом 8 регламента определено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора, при исполнении государственной функции, имеют право привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведения внеплановой проверки, по исполнению ранее выданного предписания в период с 25 января по 19 февраля 2021 года на основании распоряжения о проведении проверки № 22 от 12 января 2021 года к проверке «Отчет по расчету пожарного риска (Для помещений главного производственного корпуса). ООО «Саратовский молочный комбинат», г. Саратов, Ленинский район, Сокурский тракт, дом б/н.» (далее расчет) были привлечены сотрудники Федерального государственного бюджетного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Саратовской области» (далее лаборатория).
Сотрудникам лаборатории в соответствии с пунктами 63 и 75 регламента была поставлена задача проверить расчет на предмет соответствия документа требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов в области пожарной безопасности, а также принятых при расчетах по оценке пожарного риска исходных данных фактическому состоянию объекта.
По результатам проверки специалистами лаборатории расчета было подготовлено Техническое заключение № 80-20-4-8 от 18.02.2021. На основании данного технического заключения отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Саратову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Саратовской области было подготовлено Решение о непринятии результатов отчета. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Саратовской области» имеет свидетельство об аккредитации (подтверждение компетентности) экспертной организации № Н С О П Б Ю А Б 0. R U. Э О. Р У. 1 1 5 (опубликовано на официальном сайте лаборатории).
В соответствии с данной аккредитацией лаборатория соответствует требованиям к органам по сертификации систем и элементов противопожарной защиты, также соответствует требованиям к испытательным лабораториям, осуществляющим работы по оценке соответствия систем и элементов противопожарной защиты и компетентна в проведении работ по сертификации, проведении сертификационных испытаний в области пожарной безопасности.
Судом отмечено, что лаборатория не является органом государственного пожарного надзора и привлекалась к проверке в качестве экспертной организации в соответствии с регламентом.
При этом судом указано, что для проведения проверки расчетов пожарного риска специальная аккредитация, либо сертификация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не требуется.
Лаборатория, обладающая специальными знаниями, в рамках своей компетенции подготовила Техническое заключение № 80-20-4-8 от 18.02.2021, в ходе подготовки которого установлено, что нарушены требования п.п. 3- 4 Постановление Правительства РФ от 22.07.2020 № 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»; п.п. 6-10 Приказа МЧС РФ от 10.07.2009 № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»; Приложения 5 к п.п. 10-11, п. 7 приложения к приказу МЧС России от 30.06.2009 № 382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
Судами отмечено, что указанные нарушения при подготовке Отчета расчета пожарного риска не опровергнуты Обществом в ходе рассмотрения настоящего дела.
При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы, правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов предыдущих инстанций, считает, что при рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания, для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Доводы кассационных жалоб изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку не опровергают законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и правильность выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 по делу №А57-4788/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Р.Р. Мухаметшин
Судьи Л.Ф. Хабибуллин
А.Н. Ольховиков