ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-6961/2021
21 января 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей Ю.А. Комнатной, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инновация» (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. московская, д. 117 Б, ком. 61, ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2021 года по делу № А57-6961/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Инновация» (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. московская, д. 117 Б, ком. 61, ИНН <***>, ОГРН <***>)
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, <...> д., 114, ИНН <***>, ОГРН <***>),
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «МОНОЛИТ» (410056, <...>, лит. ВВ1, оф. 31, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения от 15.02.2021 № 399, обязании внести изменения в реестр лицензий,
без участия сторон
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Инновация» (далее - ООО «Инновация», заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным решения ГЖИ Саратовской области (далее - ГЖИ) от 15.02.2021 № 399, об обязании внести изменения в реестр лицензий.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Инновация» не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что договор управления от 09.12.2019 размещен в системе ГИС ЖКХ 09.01.2020 и 08.12.2020. Подлинники документов о проведении общего собрания имелись у Инспекции и были получены ранее 26.02.2021. Как указал апеллянт, требования к Порядку и срокам внесения изменения в реестр лицензии, содержащие формулировку «принятие решений о заключении договора управления МКД», вступили в силу 20.12.2020, на момент принятия решений на общем собрании 09.12.2019 данные требования отсутствовали.Решение общего собрания собственников от 09.12.2019 недействительным не признано.Вступившим в законную силу решением Заводского районного суда г. Саратова от 07.07.2020 отказано в признании решения общего собрания собственников от 09.12.2019 недействительным. Решение Инспекции об отказе во внесении изменений в реестр лицензий является незаконным и нарушает права Общества.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123,186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 29 января 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО «Инновация» является специализированной управляющей организацией в сфере жилищно-коммунального обслуживания общего имущества многоквартирных жилых домов и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, а также в соответствии с положениями гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, регламентирующими порядок содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах.
Для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами ООО «Инновация» получена лицензия № 064-000417 от 31.10.2018.
Материалами дела установлено, что 26.02.2021г. ООО «Инновация» обратилось в ГЖИ Саратовской области с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий саратовской области в отношении МКД № 15А по ул. Миллеровская г. Саратова.
К указанному заявлению обществом приложены: копия протокола общего собрания от 09.12.2019, копия договора управления, копия решения Заводского районного суда г. Саратова по делу № 2-1057/2020 от 07.07.2020, копия апелляционного определения Саратовского областного суда по делу № 33-7629/2020 от 08.12.2020.
Решением ГЖИ Саратовской области от 15.02.2021 № 399 в удовлетворении вышеуказанного заявления отказано в связи с несоблюдением заявителем подпунктов «а» и «г» Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъектов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее - Порядок № 938/пр).
Отказывая во внесении изменений, Инспекция исходила из того, что Обществом не соблюдены требования подпунктов «в», «ж» пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 г N 938/пр», а именно:
-отсутствуют сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 15А по ул. Миллеровская г. Саратов, в котором собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «Инновация», в случае заключении договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме;
- отсутствуют сведения о дате и способе передачи подлинников решений протокола(ов) общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирным доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, о принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора.
Кроме того, решение (протокол) общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №15А по ул. Миллеровская г. Саратова о заключении договора управления данным многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «Инновация» и об утверждении его условий в адрес ГЖИ не поступало (протокол общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 09.12.2019 такое решение не содержит).
В Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства решение (протокол) о заключении договора управления собственниками помещений многоквартирного дома №15А по ул. Миллеровская г. Саратова с управляющей организацией ООО «Инновация» и об утверждении его условий в Государственной информационной системе жилищно-коммунального не размещено. Кроме того, в системе отсутствует заявка на включение сведений о данном доме в реестр лицензий субъекта РФ (направленная к рассматриваемому заявлению).
Не согласившись с указанным решением ООО «Инновация» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что решение ГЖИ Саратовской области (далее - ГЖИ) от 15.02.2021 № 399 является законным и обоснованным, не нарушает прав заявителя.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции сходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1.3 ст. 161, ч. 1 ст. 192 и ч. 2 ст. 195 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 195 ЖК РФ установлено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в частности, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 195 ЖК РФ содержит раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в ч. 1 ст. 195 ЖК РФ, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе.
Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрено п. 4 ч. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ. Положения Закона конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, с 01.05.2015 формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
При выполнении требований о размещении сведений на официальном сайте и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).
Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, необходимым условием для начала управления управляющей компанией многоквартирным домом является включение в реестр лицензий соответствующих сведений об управлении многоквартирным домом. Это обусловлено тем обстоятельством, что деятельность по управлению МКД подлежит лицензированию, в связи с чем, соответствующие правоотношения по управлению конкретным МКД являются частно-публичными и могут возникнуть только при выполнении всех предусмотренных законом публично-правовых требований, в том числе, требования о внесении сведений об управлении данным МКД в реестр лицензий.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 г. N 938/пр (зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 г. N 41716) утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ (далее - Порядок).
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта РФ на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр (п. 2 Порядка).
В пунктах 2, 3 Порядка установлены требования к заявлению и прилагаемым к нему документам.
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок № 938/пр) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка № 938/пр.
В пункте 5 Порядка № 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт «а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт «б»); отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (подпункт «г»); выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт «д»).
В пункте 6 Порядка определено, что по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Материалами дела установлено, что 26.02.2021 ООО «Инновация» обратилось в ГЖИ с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Саратовской области в отношении многоквартирного дома № 15А по ул. Миллеровская г. Саратова.
К указанному заявлению обществом были приложены копия протокола общего собрания от 09.12.2019, копия договора управления, копия решения Заводского районного суда г. Саратова по делу № 2-1057/2020 от 07.07.2020, копия апелляционного определения Саратовского областного суда по делу № 33-7629/2020 от 08.12.2020.
Проверкой установлено, что отсутствуют сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 15А по ул. Миллеровская г. Саратов, в котором собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «Инновация», в случае заключении договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме; отсутствуют сведения о дате и способе передачи подлинников решений протокола(ов) общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирным доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, о принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора.
Также Инспекцией было установлено, что решение (протокол) общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №15А по ул. Миллеровская г. Саратова о заключении договора управления данным многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «Инновация» и об утверждении его условий в адрес ГЖИ не поступало (протокол общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 09.12.2019 такое решение не содержит).
В Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства решение (протокол) о заключении договора управления собственниками помещений многоквартирного дома №15А по ул. Миллеровская г. Саратова с управляющей организацией ООО «Инновация» и об утверждении его условий в Государственной информационной системе жилищно-коммунального не размещено. Кроме того, в системе отсутствует заявка на включение сведений о данном доме в реестр лицензий субъекта РФ (направленная к рассматриваемому заявлению).
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения Инспекции в виду нижеследующего.
Подпунктом «а» пункта 9 Порядка установлено, что основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Согласно п. 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2020, N 31, ст. 5046) или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать следующую информацию:
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, или заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронного образа договора управления многоквартирным домом либо договора управления многоквартирным домом, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием системы; сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, в случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме (в ред. Приказов Минстроя России от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр);
ж) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора (пп. «ж» введен Приказом Минстроя России от 30.10.2020 N 658/пр).
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
Материалами дела установлено, что 09.12.2019 проведено общее собрание собственников помещений МКД № 15А ул. Миллеровская г. Саратова.
Из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 09.12.2019 следует, что на повестку дня были поставлены следующие вопросы:
1. Избрание председателя собрания.
2. Избрание секретаря собрания.
3. Избрание счетной комиссии в составе 2-х человек.
4. Расторжение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО УК «Монолит» по инициативе собственников на основании пункта 8.2 ст. 162 ЖК РФ.
5. Выбор способа управления многоквартирным домом.
6. Выбор управляющей организации ООО «Инновация».
7. Утверждение тарифа на содержание жилья;
8.Заключение собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени в порядке, установленном ЖК РФ, соответственно прямых договоров водоснабжения, водоотведения, электроснабжения; газоснабжения, горячего водоснабжения, отопления, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающими организациями с 01.12.2019.
9. Заключение собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном Кодексом, соответственно договора водоснабжения (далее также договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг) с ООО «Концсссии водоснабжения - Саратов, ПАО «Т Плюс», Региональный оператор Саратовской области по обращению с ТКО, ОАО «Саратовэнерго».
10. Принятие решения об определении размера расходов граждан и организаций составе платы за содержание жилого помещения МКД, па оплату коммунальных ресурсов холодное водоснабжение, электроснабжение, потребляемых при использовании и содержании общего имущества и МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
11. Определение размера платы за коммунальные услуги при, отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством на одного человека.
12. Установка видеонаблюдения.
13. Определение платы собственников помещений за обслуживание домофонов и системы видеонаблюдсння.
14. Ограждение придомовой территории.
15. Определение дня недели отключения ГВС и XBG для проведения ремонтных работ;
16. Определение порядка и способа вывоза строительного мусора (в целях соблюдения чистоты придомовой территории - залог в размере 3000 рублей).
17. Предоставление ООО «Инновация» и ресурсоснабжающим организациям права на обработку персональных данных собственников.
18. Определение порядка уведомления о проведении последующих общих собраний собственников помещений МКД.
19. Определение порядка уведомления собственников помещений многоквартирного дома о принятых решениях на общих собраниях собственников.
20. Определение места хранения протокола и иных документов общего собрания собственников.
Иные вопросы на общем собрании 09.12.2019 не ставились и не рассматривались.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 № 1093/10 договор управления многоквартирным домом заключается после принятия на общем собрании собственниками помещений решения о выборе управляющей организации, а также решения об определении условий договора управления и только на основании указанных решений.
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (части 1, 2, 3 статьи 162 ЖК РФ).
Существенные условия договора управления многоквартирным домом определены частью 3 статьи 162 ЖК РФ.
При выборе управляющей организации собственниками помещений в МКД договор управления МКД считается заключенным лишь в случаях соблюдения порядка его заключения, установленного частью 1 статьи 162 ЖК РФ.
Из буквального толкования положений статьи 162 ЖК РФ и приведенных разъяснений ВАС РФ следует, что условия договора оговариваются и утверждаются на общем собрании, которое оформляется соответствующим протоколом, после чего, заключается договор управления МКД на условиях, утвержденных общим собранием.
Иного порядка заключения договора управления МКД с собственниками помещений положениями действующего жилищного законодательства не предусмотрено.
Довод апеллянта о том, что договор управления от 09.12.2019 размещен в системе ГИС ЖКХ 09.01.2020 и 08.12.2020, требования к Порядку и срокам внесения изменения в реестр лицензии, содержащие формулировку «принятие решений о заключении договора управления МКД» вступили в силу 20.12.2020, на момент принятия решений на общем собрании 09.12.2019 данные требования отсутствовали, апелляционный суд отклоняет.
Как верно указал суд первой инстанции, протокол общего собрания собственников помещений в МКД от 09.12.2019 не содержит каких-либо сведений о том, что на данном общем собрании собственниками принято решение об определении условий, на которых надлежит заключить договор управления МКД с ООО «Инновация», в связи с чем, нарушена часть 1 статьи 162 ЖК РФ, поскольку решение собственников помещений в МКД об утверждении его условий отсутствует.
Согласно протоколу общего собрания от 09.12.2019 на голосование вынесен вопрос выбора управляющей организацией ООО «Инновация».
Таким образом, собственники лишь приняли решение о заключении такого договора с ООО «Инновация», но на каких условия, протокол сведений не содержит. Принятие собственниками решения о выборе конкретной управляющей организации само по себе не означает одновременное подписание договора управления с такой управляющей организацией. Таких сведений спорный протокол от 09.12.2019 также не содержит.
Обществом не представлено доказательств того, что собственникам перед собранием представлялся проект договора, что собственники знали условия договора управления. Как следует из протокола общего собрания, вопрос об утверждении условий договора управления собственниками в повестку собрания не включался и соответствующего решения собственники не принимали.
С заявлением о внесении изменений в реестр Общество обратилось в феврале 2021 года, оспариваемое решение принято в марте 2021 года, т.е. после вступления в силу изменений к Порядку и срокам внесения изменения в реестр лицензии.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что указанный Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а не вносит изменения в вопросы составления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Как указано выше, требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
Доводы Общества о том, что решением Заводского районного суда г. Саратова по делу № 2-1057/2020 от 07.07.2020, подтверждена законность проведенного собрания, оформленного протоколом от 09.12.2019, апелляционный суд отклоняет.
Как следует из указанного решения суда, суд оценивал спорный протокол на предмет соответствия требованиям ст. 181.3, 181.4 и 1814.5 ГК РФ.
В решении суда сделан вывод о том, что по всем поставленным в повестке дня голосования вопросам собственниками приняты соответствующие решения, кворум для принятия соответствующих решений имелся, порядок подсчета голосов соответствовал закону
При указанных обстоятельствах, решение Заводского районного суда г. Саратова по делу № 2-1057/2020 от 07.07.2020, для целей правовой оценки исполнения Обществом обязательных требований в области лицензируемой деятельности по управлению МКД, а именно, по соблюдению порядка подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий, не имеет преюдициального значения для настоящего дела. Законность проведения собрания не исключает того обстоятельства, что на собрании не рассматривался вопрос о заключении с Обществом договора управления и утверждении его условий.
В решении ГЖИ также установлено, что в заявлении отсутствуют сведения о дате и способе передачи подлинников решений протокола(ов) общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирным доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, о принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора.
В Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства решение (протокол) о заключении договора управления собственниками помещений многоквартирного дома №15А по ул. Миллеровская г. Саратова с управляющей организацией ООО «Инновация» и об утверждении его условий в Государственной информационной системе жилищно-коммунального не размещено. Кроме того, в системе отсутствует заявка на включение сведений о данном доме в реестр лицензий субъекта РФ (направленная к рассматриваемому заявлению).
Доказательств обратного, Обществом не представлено.
Несоблюдение Обществом указанных требований влечет отказ во внесении изменений в реестр лицензий.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе, о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает. Апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2021 года по делу №А57-6961/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.В. Пузина
Судьи Ю.А. Комнатная
ФИО1