ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-735/2009 от 21.07.2009 АС Поволжского округа

А57-735/2009

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань

Дело № А57-735/2009

21 июля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Александрова В.В., Метелиной Т.А.,

при участии представителей:

заявителя – извещен, не явился,

ответчика – извещен, не явился,

заинтересованного лица – ФИО1 (доверенность от 01.04.2009 № 38/01-35), ФИО2 (доверенность от 19.03.2009 № 25/01-35),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.04.2009 (судья Мещерякова И.В.)

по делу №А57-735/2009

по заявлению Управления имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о признании недействительным решения от 08.10.2008 по делу № 10-08/03, при участии заинтересованных лиц – закрытого акционерного общества «Независимая электросетевая компания», Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского района Саратовской области, администрации Саратовского муниципального района Саратовской области,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, заинтересованные лица – закрытое акционерное общество «Независимая Электросетевая Компания» (далее – ЗАО «НЭСК»), Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского района Саратовской области, администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 08.10.2008 по делу № 10-08/03.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.04.2009 признано недействительным и отменено решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 08.10.2008 по делу № 10-08/03 в части признания Управления имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (пункт 1). В части требования о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 08.10.2008 по делу № 10-08/03 о признания необходимым обратиться с иском в арбитражный суд о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 2) производство по делу прекращено.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – УФАС по Саратовской области) просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.04.2009 по делу №А57-735/2009, приняв по делу новый судебный акт. Считает, что вывод суда о предоставлении муниципального имущества в аренду без проведения публичных процедур на основании местных нормативных и ненормативных актов, действовавших на момент заключения договора, противоречат нормам материального права – статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Указывает, что сдача указанного имущества в аренду осуществлена в нарушение положений части 2 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ставит хозяйствующий субъект, получивший муниципальное имущество, в преимущественное положение по отношению к другим участникам рынка, а, следовательно, влияет на конкурентные отношения.

Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения главы объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 22.12.2005 № 586/1-р между Управлением имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и ЗАО «НЭСК» 22.12.2005 заключен договор аренды о предоставлении сроком на 11 месяцев (с правом пролонгации) сооружения – производственно-технологического комплекса – сети электроснабжения (воздушные, кабельные линии, трансформаторные подстанции), протяженностью 21 920 (двадцать одна тысяча девятьсот двадцать) метров, расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, р.п. Соколовый - п. Жасминный.

В распоряжении главы объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 22.12.2005 № 586/1-р определено, что вышеуказанное имущество передаётся ЗАО «НЭСК» в целях обеспечения электроэнергией жителей р.п. Соколовый. В иных целях использовать переданное имущество ЗАО «НЭСК» не вправе. Договор неоднократно пролонгировался.

01 ноября 2007 года и 01 мая 2008 года были заключены дополнительные соглашения к вышеуказанному договору о дополнительном предоставлении ЗАО «НЭСК» сетей электроснабжения в п. Соколовый Саратовского района Саратовской области.

Приказом руководителя УФАС по Саратовской области от 24.07.2008 № 85 было возбуждено дело, и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении Управлением имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области антимонопольного законодательства, а именно статей 15, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

08 октября 2008 года председателем Комиссии УФАС по Саратовской области вынесено решение по делу № 10-08/03 о признании Управления имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и признании необходимым обратиться с иском в арбитражный суд о нарушении антимонопольного законодательства.

Арбитражный суд Саратовской области пришёл к выводу, что УФАС по Саратовской области при вынесении оспариваемого решения необоснованно указало, что Управление имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области предоставило в приоритетном порядке ЗАО «НЭСК» преимущество, а именно, предоставило ему запрещённую муниципальную помощь в виде пролонгации с 22.11.2006 действия договора аренды муниципального имущества от 22.12.2005, а также в заключении дополнительных соглашений от 01.11.2007 и от 01.05.2008.

Доводы УФАС по Саратовской области о том, что передача заявителем муниципального имущества на основании вышеуказанных договора аренды и дополнительных соглашений в период действия Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», является муниципальной помощью, выраженной в виде предоставления преимущества путём передачи имущества ЗАО «НЭСК» по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка), то есть более выгодные условия деятельности на рынке по передаче электроэнергии, суд счёл несостоятельными.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. На основании указанной нормы закона представительным органом Саратовского района были приняты следующие нормативные акты:

- Решение Саратовского районного Совета от 21.08.2003 № 01-7/51, которым утверждено Положение о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности ОМО Саратовского района (действовало в момент заключения договора аренды муниципального имущества от 22.12.2005);

- Решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 28.03.2007 № 01-7/18, которым утверждено Положение о порядке предоставления в аренду объектов муниципальной собственности Саратовского муниципального района Саратовской области (далее – Положение) (действовало в момент заключения дополнительных соглашений от 01.11.2007 и от 01.05.2008 к договору аренды муниципального имущества от 22.12.2005).

В соответствии с пунктом 1.5 Положения предоставление нежилых помещений в аренду производится на аукционе и без аукциона. Без аукциона предоставляются в аренду объекты муниципального нежилого фонда органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям и предпринимателям, субъектам малого предпринимательства и по целевому назначению. Аналогичная норма закреплена в Положении о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности ОМО Саратовского района от 21.08.2003 № 01-7/51.

Таким образом, для сдачи имущества в аренду без проведения аукциона одновременно должны присутствовать следующие обстоятельства: муниципальное имущество должно относиться к объектам муниципального нежилого фонда и данное имущество должно передаваться по целевому назначению.

Заявка на заключение договора аренды муниципального имущества поступила в Управление имущественных и земельных отношений администрации Саратовского муниципального района Саратовской области только от одного лица – ЗАО «НЭСК», имущество передано ему в целевую аренду, вследствие чего проведение конкурса в рассматриваемом случае не требовалось. Следовательно, заявитель не нарушал права иных участников товарного рынка (потенциальных участников), не предоставил ЗАО «НЭСК» более выгодных условий деятельности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 1.5 вышеуказанного Положения, утвержденного Решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 28.03.2007 №01-7/18, объекты муниципальной собственности предоставляются в аренду в соответствии с поданной заявкой целевым назначением, либо по результатам аукциона или коммерческого конкурса, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая сделка совершена в соответствии с требованиями местных нормативных и ненормативных актов, действовавших на момент ее заключения.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Нормы Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на момент заключения дополнительных соглашений от 01.11.2007 и 01.05.2008 к договору аренды от 22.12.2005 также не содержали обязательной нормы о проведении конкурсов или аукционов на право заключения дополнительного соглашения к существующему договору аренды.

Арбитражный суд Саратовской области полно и всесторонне исследовал материалы дела и доводы сторон, дал им правильную, соответствующую обстоятельствам дела и закону, оценку, обоснованно указал, что из смысла статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество в аренду в соответствии с законами и принимающимися в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления. Правильно установил, что оспариваемая сделка совершена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положения, утвержденного Решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 28.03.2007 №01-7/18. Правомерно указал, что передача имущества в аренду не является муниципальной помощью, поскольку не отвечает требованиям, установленным пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Обоснованно указал, что УФАС по Саратовской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств представления арендатору материальной помощи или какой-либо льготы по арендной плате, то есть не доказал наличие признаков преимущества, предоставленных арендатору, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

При таких обстоятельствах представляются несостоятельными доводы заявителя кассационной жалобы, поскольку они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся законными и обоснованными, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.04.2009 по делу № А57-735/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья С.В. Мосунов

Судьи В.В. Александров

Т.А. Метелина