АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-20321/2013
г. Казань Дело № А57-7363/2014
20 февраля 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца – ФИО1, по доверенности от 20.06.2014 № 374, ФИО2, по доверенности от 27.11.2014 № 808, ФИО3, по доверенности от 18.04.2014 № 228,
ответчика – ФИО4, по доверенности от 12.02.2015 № 04-04-203, ФИО5, по доверенности от 12.02.2015 № 04-04-204,
третьих лиц – ОАО «Российские железные дороги» – ФИО2, по доверенности от 03.09.2014 № 88, Правительства Саратовской области – ФИО6, по доверенности от 21.10.2013 № 1-07-08-1893,
в отсутствие:
третьего лица – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области – извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Правительства Саратовской области и Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2014 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи: Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу № А57-7363/2014
по заявлению открытого акционерного общества «Саратовская пригородная пассажирская компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов, к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов, третьи лица: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Москва, Правительство Саратовской области, г. Саратов, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов, о признании незаконными действий Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Саратовская пригородная пассажирская компания» (далее – ОАО «Саратовская ППК», общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Комитету государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее – Комитет), третьи лица: ОАО «РЖД», Правительство Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области о признании незаконными действий Комитета по: утверждению экономически обоснованных затрат ОАО «Саратовская ППК» в сумме 302 905, 57 рублей; утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на услуги ОАО «Саратовская ППК» в сумме 19,80 рублей за 10 пассажирокилометров, исключении части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава в сумме 179 068,81 рублей из состава экономически обоснованных затрат ОАО «Саратовская ППК» на 2014 год, о возмещении ОАО «Саратовская ППК» сумму уплаченной государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014, заявленные требования удовлетворены. Суды признали незаконными действия Комитета по: утверждению экономически обоснованных затрат ОАО «Саратовская ППК» в сумме 302 905, 57 рублей, утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на услуги ОАО «Саратовская ППК» в сумме 19,80 рублей за 10 пассажирокилометров; исключению части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава в сумме 179 068,81 рублей из состава экономически обоснованных затрат ОАО «Саратовская ППК» на 2014 год, в остальной части заявленные требования прекращены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области и Правительство Саратовской области обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых просят данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 09 часов 00 минут 19.02.2015.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, решением Комитета от 09.01.2014 утверждены экономически обоснованные затраты и расчетный тариф на услуги ОАО «Саратовская ППК» – субъекта естественной монополии в сфере перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, в отношении которого введено государственное регулирование деятельности (приказы ФСТ России от 06.04.2011 № 107-т, № 108-т) на 2014 год, в следующем размере: экономически обоснованные затраты – 302 905,57 рублей; расчетный тариф – 19,80 рублей за 10 пассажирокилометров.
Общество, считая действия Комитета по: утверждению экономически обоснованных затрат ОАО «Саратовская ППК» в сумме 302 905, 57 рублей; утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на услуги в сумме 19,80 рублей за 10 пассажирокилометров, исключении части затрат, противоречащими статье 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ), статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (слуг) естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее – постановление Правительства № 643), обратилось в арбитражный суд.
При этом общество указало, что при установлении тарифа на 2014 год не были приняты во внимание расчеты и иные обосновывающие документы, подтверждающие экономически обоснованный уровень его затрат по договорам аренды подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав, рельсовые автобусы) не производился расчет тарифа с применением Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 № 235-т/1. Действия Комитета по исключению части расходов по договорам с ОАО «РЖД» из состава экономически обоснованных затрат ОАО «Саратовская ППК» лишили общество на полное покрытие выпадающих расходов из государственного регулирования тарифов в 2014 году за счет субсидии в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 31.03.2013 № 42-П, права на возмещение убытков за счет бюджета Саратовской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 « О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
В силу Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Тарифы на проезд пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения устанавливаются в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон № 147-ФЗ), предусматривающей, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства № 643 утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. К их числу отнесена перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (пункт 5 Перечня).
В соответствии с Положением о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 12.04.2007 № 169-П, Комитет является государственным органом исполнительной власти Саратовской области, органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов Саратовской области, уполномоченным осуществлять регулирование тарифов на услуги транспорта. Согласно пункту 9 указанного Положения комитет производит расчет экономически обоснованных затрат и экономически обоснованных (расчетных) тарифов, связанных с обеспечением транспортных услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в том числе в части возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг.
В силу статьи 8 Федерального закона № 17-ФЗ сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 143-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Постановлением Правительства № 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 № 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, которая предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий (пункт 2 Методики).
Удовлетворяя заявленные требования суды правомерно пришли к выводу о том, что при установлении для общества тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Комитетом не была применена названная выше Методика, в частности, ее пункты 23.7.2.2, 23.7.2.3, 23.7.2.4.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, обоснованно признали, что при установлении названного тарифа, Комитетом допущенынарушения действующего законодательства.
Статьей 1 Федерального закона № 17-ФЗ определены основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Железнодорожный транспорт призван, в частности, своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
Согласно статье 4 Федерального закона № 17-ФЗ государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования.
Федеральный закон № 147-ФЗ определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В силу статьи 7 Федерального закона № 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденное Постановлением Правительства № 643, предусматривает, что государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в целях обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами (пункт 4).
В соответствии с пунктами 19, 20 постановления Правительства № 643 Федеральная служба по тарифам утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования и Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы, а также перечень документов, представляемых для их установления (изменения).
При расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов руководствуются Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной Приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 № 235-т/1.
Согласно пункту 9 Методики основным методом для расчетов является метод экономически обоснованных затрат. При этом прогноз затрат субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в текущем периоде и на период регулирования выполняется с применением: регулируемых государством цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий и их прогнозных значений, индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, доведенных на текущий период и период регулирования; цен, установленных на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; данных, полученных по результатам экспертиз, проводимых регулирующим органом.
В рассматриваемом случае, при расчете и установлении экономически обоснованных затрат, Комитетом не в полном объеме были учтены расходы общества по договорам аренды подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав, рельсовые автобусы).
Между тем, материалами дела подтверждена обоснованность несения затрат по договорам аренды ОАО «Саратовская ППК».
Не обладая собственным подвижным составом и локомотивными бригадами, общество ежегодно заключает соответствующие договоры аренды с ОАО «РЖД» в целях надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по перевозке пассажиров на территории Саратовской области (договоры от 25.12.2012 № 87/12/ЦЦМВ, от 25.12.2012 №86/12/ЦДМВ, от 27.12.2012 №98/12/ЦДМВ, от 31.12.2013 № 292/13/ЦДМВ, от 18.02.2014 № 49/14/ЦДМВ).
В рамках указанных договоров оказываются услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава (далее – услуги по аренде подвижного состава с экипажем).
Включение расходов по аренде транспортных средств в состав экономически обоснованных затрат, принимаемых при расчете тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, прямо предусмотрено Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах РФ, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 г. № 235-т/1. Данная методика, являясь нормативно-правовым актом, подлежит обязательному применению и исполнению на территории Российской Федерации.
Заключенные договоры аренды подвижного состава с экипажем на 2013 год от 25.12.2012 № 87/12/ЦДМВ, от 25.12.2012 № 86/12/ЦДМВ, от 27.12.2012 № 98/12/ЦДМВ, рассмотренные Комитетом, были одобрены Советом директоров и Общим собранием акционеров общества в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный закон № 208-ФЗ).
Акционерами общества являются ОАО «РЖД» и Саратовская область в лице Комитета транспорта Саратовской области. Договоры аренды подвижного состава с экипажем, заключенные между ОАО «РЖД» и обществом, в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ, как сделки с заинтересованностью, прошли одобрение со стороны Правительства Саратовской области в лице Комитета транспорта Саратовской области – как акционера общества, имеющего право голосования по данным сделкам. Как следует из протокола от 17.12.2012 № 5/12 собрания акционеров общества, ОАО «РЖД» в голосовании не участвовало, как лицо имеющее заинтересованность.
Материалами дела установлено, что ни одна из заключенных сделок не была признана недействительной (незаконной).
Затраты общества на оплату услуг по аренде подвижного состава с экипажем, которые рассматривались Комитетом, подтверждены первичными учетными документами – актами оказанных услуг за 2013 год (имевшиеся в наличии на момент проведения экспертизы регулирующим органом), оформленными в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете, и проверенными в ходе обязательного аудита бухгалтерской отчетности общества за 2013 год (Аудиторское заключение от 10.02.2014 № 29, имеющееся в материалах дела, хоть и было получено обществом после утверждения экономически обоснованных затрат, но так же подтверждает достоверность отражения финансового положения организации в ее бухгалтерской отчетности, правильность оформления ОАО «Саратовская ППК» первичной документации).
Следовательно, у общества имеется предусмотренная договорными условиями обязанность по оплате оказанных услуг.
Из материалов дела следует, что общество в соответствии Положением о Федеральной службе по тарифам (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06,2004 № 332), Правилами досудебного рассмотрения споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом № 143-ФЗ (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 № 669), административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной функции по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом № 143-ФЗ (утв. Приказом ФСТ России от 04.06.2012 № 372-д) обращалось в Федеральную службу по тарифам с заявлением об обязании Комитета произвести перерасчет экономически обоснованных затрат общества в части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава, а также пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услуги общества по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Саратовской области на 2014 год на основании экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов общества с учетом себестоимости и уровня рентабельности пригородных пассажирских перевозок.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2014 № 915-д удовлетворены требования, указанные в заявлении общества о досудебном рассмотрении спора с Комитетом; органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок приказано в срок до 01.08.2014 произвести перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги общества в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области на 2014 год в части расходов по статьям «Плата за пользование подвижным составом», «Управление и эксплуатация подвижного состава», «Текущий ремонт подвижного состава», «Капитальный ремонт подвижного состава», «Техническое обслуживание подвижного состава»; при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги общества в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области на 2014 год, дополнительно учесть затраты, подлежащие компенсации, выявленные при уточнении параметров расчета тарифов на 2014 год.
Указанные выводы Федеральная служба по тарифам основывает на том, что при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, Комитетом допущено нарушение положений пунктов 23.7.2.2, 23.7.2.3, 23.7.2.4 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 № 235-т/1.
Следствием вышеуказанных нарушений явилось то, что в экономически обоснованных затратах, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Саратовской области для общества на 2014 год некорректно учтены экономически обоснованные расходы по статьям затрат: «Плата за пользование подвижным составом», «Управление и эксплуатация подвижного состава», «Текущий ремонт подвижного состава», «Капитальный ремонт подвижного состава», «Техническое обслуживание подвижного состава».
Несостоятельной является позиция заявителей жалоб о том, что ввиду исполнения Комитетом 14.07.2014 приказа ФТС России от 03.06.2014 № 915-д (учтены расходы в размере 1205,8 рублей), предмет спора отсутствует, действия Комитета по утверждению тарифа носили технический характер и не нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, в виду рассмотрения Комитетом и одобрения Советом директоров и Общим собранием акционеров общества, в соответствии с положениями Федерального закона № 208-ФЗ, договоров аренды подвижного состава с экипажем на 2013 год (от 25.12.2012 № 87/12/ЦДМВ, от 25.12.2012 № 86/12/ЦДМВ, от 27.12.2012 № 98/12/ЦДМВ), следовательно признания обоснованности затрат.
Поскольку спор разрешен по правилам главы 24 АПК РФ, следовательно, проверена законность и обоснованность действий Комитета по: утверждению экономически обоснованных затрат общества в сумме 302 905,57 рублей; утверждению экономически обоснованного расчетного тарифа на услуги общества в сумме 19,80 рублей за 10 пассажирокилометров, исключении части затрат на услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава в сумме 179 068,81 рублей из состава экономически обоснованных затрат общества на 2014 год.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.08.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 по делу № А57-7363/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Саратовской области и Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи Н.Н. Сафин
С.В. Мосунов