АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-14277/2021
г. Казань Дело № А57-7923/2021
15 февраля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Кормакова Г.А., Ольховиков А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021
по делу № А57-7923/2021
по заявлению Комитета по управлению имуществом г. Саратова заинтересованные лица: судебный пристав-исполнитель Фрунзенского районного отделения судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО1, Управление Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, Фрунзенское районное отделение судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научноисследовательский институт сельского хозяйства юго-востока», начальник отдела - старший судебный пристав Фрунзенского районного отделения судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО2, начальник отдела - старший судебный пристав Фрунзенского районного отделения судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО3, судебный пристав-исполнитель Фрунзенского районного отделения судебных приставов г. Саратова Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО4, о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 19.02.2021
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом г. Саратова (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 19.02.2021 по исполнительному производству № 40608/20/64045-ИП, восстановлении процессуального срока.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.04.2021 снижен размер исполнительского сбора по постановлению Фрунзенского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области (далее – Фрунзенский РОСПУФССП по Саратовской области) о взыскании исполнительского сбора от 19.02.2021 по исполнительному производству № 40608/20/64045-ИП в сумме 50 000 рублей до 37 500 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных Комитетом по управлению имуществом г. Саратова требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 решение Арбитражного суда Саратовской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и
процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам
дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование своей позиции Комитет указал, что в пределах своей компетенции им осуществлялись действия, направленные на выявление, организацию учета, проведение инвентаризации и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества. Также Комитет полагает, что с учетом сроков и процедуры, предусмотренной действующим законодательством, исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе, в 5- дневный срок не представлялось возможным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих
представителей не направили, о месте и времени судебного заседания
извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия
рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со
статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной
жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии
оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных
актов по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 31.12.2019 по делу № А57-17104/2019 на Комитет по управлению имуществом города Саратова возложена обязанность с момента получения акта инвентаризации бесхозяйного объекта коммунальной инфраструктуры, принять меры, предусмотренные пунктом 5 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04.05.2016 № 1162 "Об утверждении Порядка выявления безхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования "Город Саратов".
На основании выданного Арбитражным судом Саратовской области исполнительного листа Серия ФС ФС034177814 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 40608/20/64045-ИП от 19.10.2020.
Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено лично представителю должника 03.12.2020, согласно отметке на копии данного постановления.
19.02.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Комитета исполнительского
сбора в сумме 50 000 рублей, поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ заявителем не исполнен.
Считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене,
заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от
подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника -
индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-
организации. В случае неисполнения исполнительного документа
неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Материалами дела установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя Фрунзенского РОСП УФССП по Саратовской области от 19.10.2020 о возбуждении исполнительного производства № 40608/20/64045 -ИП вручено лично представителю должника 03.12.2020, согласно отметке на копии данного постановления. Соответственно в срок до 10.12.2020 включительно должник обязан исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
30.04.2020 в соответствии с пунктом 4.2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее - Порядок) в адрес комитета от администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» поступил акт инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения (насосной станции) по адресу: ул. им. Тулайкова Н.М., д. 11.
29.05.2020 в соответствии с пунктом 5.4 Порядка в адрес ООО "КВС"
направлен акт приема-передачи объекта коммунальной инфраструктуры,
составленный в отношении Объекта, в целях его обслуживания.
17.08.2020 ООО "КВС" уведомило о продлении срока исполнения указанного обращения в связи с необходимостью дополнительного изучения направленного акта и сбора информации.
25.11.2020 комитет обратился в МБУ "Городское бюро технической
инвентаризации" за изготовлением технического плана на Объект в соответствии с техническим заданием. Технический план на Объект является приложением к заявлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в соответствии с пунктом 6 Порядка принятия на учет.
20.01.2021 в соответствии с уведомлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, подготовленного по результатам рассмотрения заявления комитета, объект принят на учет в качестве бесхозяйного.
В связи с неисполнением Комитетом требований исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем 19.02.2021 по истечении срока для добровольного исполнения вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере
50000 рублей.
Судами учтено, что в период до вынесения
оспариваемого постановления должнику - Комитету вручались требования и предупреждения об исполнении обязанности по исполнению требования
исполнительного документа в рамках исполнительного производства № 40608/20/64045 –ИП.
Доказательств невозможности исполнения судебного акта вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, находящихся вне контроля должника, в материалы дела Комитетом не представлено.
Должник не обращался к судебному приставу-исполнителю с заявлением об отложении исполнительных действий либо с заявлением о
продлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта заявитель также не обращался.
Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для освобождения
Комитета от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.
Исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства, которая не должна существенно ухудшать имущественное положение последнего.
Оценив представленные по делу доказательства в совокупности, руководствуясь положениями статей 65, 71 АПК РФ, исходя из принципа справедливости и соразмерности применяемой санкции, приняв во внимание имущественное положение заявителя и учитывая, что последним предпринимаются меры, с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда, степени вины правонарушителя, суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для уменьшения суммы исполнительского сбора на ¼ от размера, установленного судебным приставом (50000 рублей) до суммы 37500 рублей.
Приведенные в кассационной жалобе заявителем обстоятельства, о том, что им осуществлялись действия, направленные на выявление, организацию учета, проведение инвентаризации и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, не могут быть расценены как отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм
процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для
отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при
рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не
усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу № А57-7923/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.Ш. Закирова
Судьи Г.А. Кормаков
А.Н. Ольховиков