ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-7947/2017 |
08 декабря 2017 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «07» декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен «08» декабря 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовводоканал» - ФИО1, действующей на основании доверенности от 09.01.2017 № 01/25,
представителя акционерного общества «Производственное предприятие «Бином» - ФИО2, действующего на основании доверенности от 09.01.2017 № 001,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Производственное предприятие «Бином» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2017 года по делу №А57-7947/2017 (судья Пузина Е.В.) по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовводоканал», ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Саратов, к акционерному обществу «Производственное предприятие «Бином», ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Саратов, о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось МУПП «Саратовводоканал» с исковым заявлением о взыскании с АО «ПО «Бином» платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 12.04.2016г. по 04.07.2016г., с 05.07.2016г. по 05.10.2016г. в размере 259 851,61 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2017 года по делу № А57-7947/2017 с Акционерного общества «Производственное предприятие «Бином» в пользу Муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовводоканал» взыскана плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 12.04.2016г. по 04.07.2016г., с 05.07.2016г. по 05.10.2016г. в размере 259 851,61 руб.
С Акционерного общества «Производственное предприятие «Бином» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8 197 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество «Производственное предприятие «Бином»обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по основаниям, изложенным в жалобе, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не учтено, что сторонами не согласованы точки отбора проб сточных вод, в связи с чем, сумма платы за сброс загрязняющих веществ может быть определена исключительно на основании фактических (не расчетных) концентраций сточных вод абонента. Наименование организации, указанной в схеме, не соответствует наименованию организации в договоре. Истец не представил доказательств наличия у ФИО3 полномочий на согласование и подписание договоров или приложений к ним от ОАО «ПО Бином». По мнению заявителя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства согласования сторонами применяемой истцом методики расчетов, мест расположения контрольных колодцев и пропорций сбросов сточных вод. Таким образом, отсутствие надлежащего доказательства, позволяющего установить факт согласования сторонами порядка расчетов платы за сброс загрязняющих веществ расчетным способом, на основании анализов проб смешанных сточных вод, исключает возможность признания судом обоснованности и доказанности исковых требований.
Истец в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 03.04.2006г. между МУПП «Саратовводоканал» (предприятие ВКХ) и АО «ПО «Бином» (абонент) заключен договор № 11 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно пунктам 2.1 2.2 которого отпуск питьевой воды производится по 2 вводам диаметрам 300 мм, 100 мм из водопровода Предприятия ВКХ абоненту и его субабонентам согласно исполнительной документации; прием сточных вод производится по 3 выпускам диаметрами 300 мм, 200 мм, 150 мм в канализацию Предприятия ВКХ от абонента и его субабонентов согласно исполнительной документации.
В рамках осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом сточных вод, в порядке установленном договором, истец произвел отборы пробы сточных вод изконтрольных канализационных колодцев 04.07.2016г., 05.10.2016г., о чем составлены акты № 390 от 04.07.2016г., № 602 от 05.10.2016г.
Анализ контрольной пробы сточных вод произведен аккредитованной испытательной лабораторией по контролю сточных вод и установлено, что состав сточных вод ответчика по некоторым показателям не соответствует установленным нормативам (сверхнорматив по сульфид-анион, аммоний-ион, фосфаты, взвешенные вещества, СПАВ и т.д.), в связи с чем, превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения оказывает отрицательное воздействие на процесс биологической очистки городских сточных вод.
На основании результатов контрольных проб сточных вод истцом ответчику начислена плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 12.04.2015г. по 04.07.2016г. на сумму 209 407,92 руб., с 05.07.2016г. по 05.10.2016г. на сумму 50 443,68 руб.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия об уплате указанной задолженности, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Истец, полагая, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате услуг водоснабжения и сброса сточных вод, а именно, безосновательно отказался от оплаты за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в пределах и сверх норматива в систему канализации, находящуюся на обслуживании МУПП «Саратовводоканал», обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Представитель ответчика исковые требования оспорил, указав на то, что истец произвел неверный расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточные воды.
Канализационная сеть является транзитной и ответчик не единственное юридическое лицо, которое осуществляло сброс сточных вод в указанные колодцы. Ответчик ссылается на заключение об исследовании параллельной пробы, согласно которому превышение норм загрязнения сточных вод со стороны АО «ПО «Бином» отсутствуют.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
03.04.2006г. между МУПП «Саратовводоканал» (предприятие ВКХ) и АО «ПО «Бином» (абонент) заключен договор № 11 на отпуск питьевой воды и приемсточных вод, согласно пунктам 2.1 2.2 которого отпуск питьевой воды производится по 2 вводам диаметрам 300 мм, 100 мм из водопровода Предприятия ВКХ абоненту и его субабонентам согласно исполнительной документации; прием сточных вод производится по 3 выпускам диаметрами 300 мм, 200 мм, 150 мм в канализацию Предприятия ВКХ от абонента и его субабонентов согласно исполнительной документации.
На основании пункта 3.2.3 договора абонент обязуется не превышать нормативы по концентрациям загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему коммунальной канализации, установленные органами местного самоуправления и договором.
Пункт 4.1 договора предусматривает, что контроль соблюдения нормативов сброса сточных вод осуществляется инспекцией водных ресурсов Предприятия ВКХ путем отбора разовых проб. Отбор проб может производиться в любое время суток без предварительного извещения абонента и в присутствии его представителя. При невыделении абонентом или субабонентом представителя или недопуска представителя Предприятия ВКХ к контрольному колодцу в течение 30 минут, проба не отбирается, а сброс сточных вод рассматривается как залповый.
Согласно п. 6.3 договора плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004г. № 220-П «Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области» и иными нормативно-правовыми актами.
Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации установлены Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004г. № 220-П «Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области». Нормативы платы могут быть изменены в установленном законом порядке, о чем абонент уведомляется через средства массовой информации.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента утверждены постановлением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 26.01.2010г. № 204 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброс) по составу сточных вод».
В случае контроля за составом и свойствами сочных вод абонента и его субабонентов со стороны предприятия ВКХ сумма платы за сброс загрязняющих веществ определяется, исходя из фактических концентраций сбрасываемых сточных вод. Расчетным периодом в этом случае является период, прошедший между последовательно проведенными отборами проб сточной воды.
В случае отсутствия контроля за составом и свойствами сточных вод абонента и его субабонентов со стороны предприятия ВКХ сумма платы определяется в соответствии с нормами сброса загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, установленными органами местного самоуправления и договором. Расчетным периодом в этом случае является календарный год.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента утверждаются уполномоченными органами местного самоуправления.
Договор и приложение подписаны сторонами и скреплены печатями организаций.
Отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
С 01.01.2013г. вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые отабонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязанкомпенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999г. № 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации МДС 40-1.2000.
Как следует из пункта 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (пункт 64 Правил № 167).
Пунктами 65, 67 Правил № 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
Согласно п.3 Правил № 525 контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод; последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Судом первой инстанции правильно установлено и не опровергнуто ответчиком, что в период с 12.04.2016г. по 05.10.2016г. МУПП «Саратовводоканал» оказывало АО «ПО «Бином» услуги по водоснабжению и водоотведению.
В рамках осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом сточных вод, в порядке установленном договором, истец произвел отборы пробы сточных вод из контрольных канализационных колодцев 04.07.2016г., 05.10.2016г., о чем составлены акты № 390 от 04.07.2016г., № 602 от 05.10.2016г., а также сопроводительные записки к ним.
Пунктами 27-29 Правил № 525 предусмотрено, что по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении № 2, который подписывается организацией осуществляющей водоотведение, и абонентом.
При несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к местуотбора проб сточных вод в установленное время акт отбора проб сточных вод подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой «абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». Один экземпляр акта отбора проб сточных вод в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.
При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
При отборе проб сточных вод от 04.07.2016 г. присутствовал представитель ответчика - главный энергетик ФИО4, ответственный согласно приказу № 80-Т/16 от 01.07.2016 г. Акт отбора проб сточных вод № 390 от 04.07.2016 г. подписан без возражений и замечаний.
Правом отбора параллельной пробы ответчик не воспользовался.
При отборе проб сточных вод от 05.10.2016 г. присутствовал представитель ответчика - главный энергетик ФИО5, выделенный в день отбора проб. Акт отбора проб сточных вод № 602 от 05.10.2016 г. подписан без возражений и замечаний.
Из контрольных канализационных колодцев № 4, № 1 отобраны параллельные и резервные пробы.
Анализ контрольной пробы сточных вод, отобранной Предприятием ВКХ, произведен аккредитованной Испытательной лабораторией по контролю сточных вод (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001 513978, выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии).
Результаты лабораторных анализов показали, что состав сточных вод ответчика по некоторым показателям не соответствует установленным нормативам (установлен сверхнорматив по БПК полное, сульфид-анион, фосфаты, взвешенные вещества и т.д.).
Превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения оказывает отрицательное воздействие на процесс биологической очистки городских сточных вод.
Согласно пунктам 29-38 Правил № 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.
Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод.
Резервная проба хранится в организации, осуществляющей водоотведение, для разрешения возможных разногласий.
Результаты отбора параллельной и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб.
Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой.
Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб.
Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов.
Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значениепринимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод.
За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.
Результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 3.7 ГОСТ 31861-2012 Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб. Пробы воды должны быть подвергнуты исследованию в течение сроков, указанных в п.5.5, с соблюдением условий хранения.
Из указанных норм следует, что максимальный рекоменуемый срок хранения составляет от 6 часов до 1 месяца в зависимости от наименования показателя при условии соблюдения порядка отбора проб, метода хранения и косервации
В данном случае ответчик воспользовался правом отбора параллельной пробы, однако предоставил в МУПП «Саратовводоканал» результаты санитарно-гигиенического исследования отобранных 05.10.2016г. параллельных проб сточных вод в виде протоколов лабораторных испытаний № 164442В и № 164443В от 31.10.2016г. только 18.11.2016г.
Таким образом, ответчиком предоставлены результаты параллельной пробы с нарушением требований, в связи с чем, указанные результаты правомерно не были принятыво внимание МУПП «Саратовводоканал».
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, расчет платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами по результатам отбора проб сточных вод от 04.07.2016 г., от 05.10.2016 г. производится по данным лаборатории Предприятия ВКХ.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ произведен на основании пунктов 10-11 Временного порядка... по формулам с применением соответствующих коэффициентов, указанных в данном постановлении.
Так, по пункту 10 Временного порядка ... производится плата за массу загрязняющих веществ, улавливаемых на очистных сооружениях (за размещение отходов).
Плата за массу загрязняющих веществ, не улавливаемых на очистных сооружениях, начисляется за сброс их со сточными водами, по формулам указанным в пункте 11 Временного порядка ...
Показатели эффективности работы очистных сооружений МУПП «Саратовводоканал» указаны в приложение № 2 к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 31.12.2014 г. № 4378.
Постановление Правительства Саратовской области № 220-П от 14.10.2004 г. «Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области» является действующим, принятым во исполнение постановление Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».
Пунктом 1 указанного постановления предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
На основании результатов контрольных проб сточных вод ответчику была начислена плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды:
1. С 12.04.2015 г. по 04.07.2016 г. на сумму 209 407,92 руб. с учетом НДС, которая состоит из:
- по контрольному колодцу № 1 на сумму 176 680,89 руб. без учета НДС, включая в себя плату за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов (182,61 руб.), сверх установленных нормативов (169811,03 руб.), а также плату за размещение отходов (6687,25 руб.);
- по контрольному колодцу № 2 на сумму 172,31 руб. без учета НДС, включая в себя плату за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов (6,54 руб.), а также плату за размещение отходов в размере (165,77 руб.);
- по контрольному колодцу № 3 на сумму 611,14 руб. без учета НДС, включая в себя плату за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов (14,77 руб.)., а также плату за размещение отходов (596,37 руб.);
2. С 05.07.2016 г. по 05.10.2016 г. на сумму 50 443,68 руб. с учетом НДС, которая состоит из:
- по контрольному колодцу № 1 на сумму 39 433,76 руб. без учета НДС, включая в себя плату за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов (240,48 руб.), сверх установленных нормативов (33498,80 руб.), а также плату за размещение отходов (5694,48 руб.);
- по контрольному колодцу № 2 на сумму 2712,24 руб. без учета НДС, включая в себя плату за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов (12,43 руб.) и сверхустановленных нормативов (2126,35 руб.), плату за сброс в систему коммунальной системы канализации (32,59 руб.), а также плату за размещение отходов в размере (540,87 руб.);
- по контрольному колодцу № 3 на сумму 602,88 руб. без учета НДС, включая в себя плату за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов (13,42 руб.), а также плату за размещение отходов (589,46 руб.).
Ответчиком контррасчет не представлен.
Какие-либо доказательства того, что ответчик производил плату за сброс загрязняющих веществ (включая плату за размещение отходов) в пределах нормативов в спорный период ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, у ответчика имеется обязанность произвести оплату за сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
Довод ответчика о том, что истец неверно произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточные воды (в том числе сверх нормативов), не обоснован.
Отборы проб сточных вод производились истцом в присутствии представителя ответчика 04.07.2016г., 05.10.2016г. из контрольных колодцев согласно условиям договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод № 11 от 03.04.2006г., что подтверждается актами отбора проб сточных вод и сопроводительными записками к ним № 390 от 04.07.2016г., № 602 от 05.10.2016г., подписанными ответчиком без возражений и замечаний.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе, за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004г. № 220-П утвержден Временный порядок определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - Временный порядок).
Согласно пункту 2 Временный порядок регулирует механизм определения и взимания платы организацией ВКХ за прием загрязняющих веществ со сточными водами от абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов.
Пункт 3 Временного порядка устанавливает, что нормативами водоотведения являются: по объему сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органом местного самоуправления или организацией ВКХ; по качеству сточных вод – временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 Временного порядка основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами (включая плату за размещение отходов) в системы коммунальной канализации населенных пунктов являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
Пунктами 5, 6 Временного порядка определено, что взимание платы за сброс загрязняющих веществ (включая плату за размещение отходов) со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией ВКХ за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами.
Валовой сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами определяется какпроизведение объема принимаемых от абонента сточных вод на фактическую (при осуществлении контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) или установленную (при отсутствии контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) нормативную концентрацию по каждому загрязняющему веществу.
При подсчете валового сброса учитывается (вычитается) фоновое содержание загрязняющих веществ в воде, подаваемой в сети населенного пункта организацией ВКХ.
Таким образом, при взимании платы за сброс загрязняющих веществ расчет производится исходя из массы загрязняющих веществ, при этом масса загрязняющих веществ определяется по формуле:
Масса загрязняющих веществ = объем сточных вод х фактическая концентрация.
МУПП «Саратовводоканал» произвело развернутые расчеты определения массы загрязняющих веществ и платы за сброс загрязняющих веществ по результатам отбора проб сточных вод от 04.07.2016 г. на примере сульфидов по контрольным канализационным колодцам № 1, № 4.
МУПП «Саратовводоканал» произвело 04.07.2016 г. отбор проб сточных вод из контрольных канализационных колодцев № 4, № 2, №1, согласно условиям договора, в присутствии представителя ответчика главного энергетика ФИО4 (акт отбора проб сточных вод № 390 от 04.07.2016 г.).
В контрольном канализационном колодце № 3 проба не отбиралась, по причине недостаточного объема стоков.
Сточные воды, поступающие в контрольный канализационный колодец № 1, учитывают сточные воды из контрольного канализационного колодца № 4, куда поступают сточные воды третьих лиц (ж/д № 3 ООО «Прогресс» по Молодежному проезду, ГОУ ВПО «СГАП ПРЮИ», ж/дом № 5 ООО СТСЖ «Прогресс ЛР по Молодежному проезду).
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, в части объемов сточных вод, поступающих в контрольный канализационный колодец № 4 АО ПО «Бином» является транзитной организацией.
При определении массы загрязняющих веществ по контрольному канализационному колодцу № 1 масса загрязняющих веществ по контрольному канализационному колодцу № 4 вычитается.
Истцом при выставлении платы за сброс загрязняющих веществ по контрольному канализационному колодцу № 1 предъявляется масса загрязняющих веществ непосредственно сброшенная АО ПО «Бином» без учета массы загрязняющих веществ третьих лиц.
Так, масса загрязняющих веществ по сульфидам по контрольному канализационному колодцу № 1 с учетом массы загрязняющих веществ по контрольному канализационному колодцу № 4 составляет:
Мобщ.-С общ. х (У1+У4)/1000 = 3,86 х (7,162+ 3,817)/1000 - 0,04237894 т.
Мобщ. - масса ЗВ АО ПО «Бином» и к.к. №4 (стоки от третьих лиц) - 0,04237894 т. с общ. - концентрация в контрольном колодце №1 АО ПО «Бином» с учетом стока к.к. №4 - 3,86мг/дм3;
VI - объем стока по к.к. №1 за расчетный период АО ПО «Бином», 7,162 тыс.м3;
У4 - объем стока к.к. №4 за расчетный период, 3,817 тыс.м3.
Масса загрязняющих веществ по контрольному канализационному колодцу № 4 (стоки третьих лиц) определяется аналогичным образом.
М к/к № 4 =С4 х У4/1000 = 0,272 х 3,817 / 1000 = 0,001038224 т.
М к/к 4 - масса ЗВ к.к. №4, 0,001038224 т;
С к/к 4 - концентрация в контрольном колодце №4, 0,272 мг/дм3.
Масса загрязняющих веществ, сброшенных АО ПО «Бином» в контрольный канализационный колодец № 1 без учета массы загрязняющих веществ сброшенныхтретьими лицами в контрольный канализационный колодец № 4 составляет:
М1 = М общ - М4 = 0,04237894 - 0,001038224 = 0,041340716 т М1 - масса ЗВ АО ПО «Бином», 0,041340716 т.
Концентрация загрязняющих веществ АО По «Бином» без учета массы загрязняющих веществ третьих лиц в контрольном канализационном колодце составляет С1 = М1 / VI х 1000 = 0,041340716/7,162 х 1000 = 5,772231 мг/дм3, где С1 - концентрация загрязняющих веществ в сточных водах АО ПО «Бином» в контрольном колодце № 1 - 5,772231 мг/дм3 (залповый сброс).
Под залповым сбросом понимается - сброс сточных вод с превышением временно разрешенной концентрации (при ее отсутствии - предельно допустимой концентрации) по любому виду загрязнений в 100 и более раз.
Согласно пункту 7 Временного порядка ...расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод.
При отсутствии контроля за составом сточных вод абонента со стороны организации ВКХ расчетным периодом считается календарный год.
При установленном факте залпового сброса расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод, но не более трех месяцев.
Расчет производится по пункту 14 Постановления 220-П.
Пзалп= (Сфi (минус фон)хNвсki )]хǪх5хКихКсэх10-6
1=1
Пзалп = (5,772231) х 275480,00 х7162х 5 х2,07 х 1,32 х 10-6= 155 590,25 руб.
где, Псн - плата за сброс, руб.
Сфкi мг/дм3 концентрация сульфидов без учета к.к. №4;
Квскi -норматив платы в пределах установленной временно согласованной концентрации, руб/т (Постановление №220-П);
- объем принимаемых от абонента сточных вод за расчетный период, м3;
Ǫ - коэффициент индексации норматива платы за негативное воздействие за окружающую среду;
5 - пятикратный повышающий коэффициент к нормативам платы в пределах временно согласованных нормативов (Постановление №220-П);
Ксэ - коэффициент, учитывающий экологические факторы для сброса ЗВ в водные объекты, равный 1,32 (Постановление №220-П);
10-6-перевод размерности концентрации Сфкi и Свскi из мг/л в т/м3.
Таким образом, плата за сброс загрязняющих веществ за спорный период рассчитана МУПП «Саратововдоканал» на основании результатов отбора проб сточных вод без учета массы загрязняющих веществ сброшенных в контрольный канализационный колодец третьими лицами.
Довод ответчика на то, что в настоящее время схема канализационных сетей у АО «ПО «Бином» иная, судом первой инстанции правильно отклонен, поскольку изменения в действующий договор сторонами не вносились, дополнительные соглашения к договору сторонами не заключались.
При этом, согласно п. 8.1 договора от 03.04.2006 № 11, стороны признали контрольными колодцами № 1,2,3,4 согласно схемы водопровода и канализации, утвержденной главным энергетиком ФГУП ПО «Бином» ФИО3 23.11.2005г.
С учетом того, что ответчик является правопреемником ФГУП ПО «Бином», соответствующие доводы ответчика апелляционным судом отклоняются.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Апелляционный суд также отмечает, что ответчик, оспаривая размер платы за сброс загрязняющих веществ, сам факт сброса подтверждает, однако, никакого контррасчета размера платы за сброс загрязняющих веществ судебным инстанциям не представил.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования о взыскании с АО «ПО «Бином» в пользу МУПП «Саратовводоканал» платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения за периоды с 12.04.2016г. по 04.07.2016г., с 05.07.2016г. по 05.10.2016г. в размере 259 851,61 руб. (с учетом НДС) подлежат удовлетворению.
Судебные расходы распределены между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пришел к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 22 сентября 2017 года по делу № А57-7947/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В.Б. Шалкин
Судьи Т.С. Борисова
О.А. Дубровина