ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А57-8057/2009 от 05.10.2009 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань Дело № А57-8057/2009

09 октября 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Махмутовой Г.Н., Афанасьева И.Н.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 10.08.2009 № 290), ФИО2 (доверенность от 24.09.2009 № 308),

ответчика – ФИО3 (доверенность от 29.09.2009 № 02/1-4741),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2009 (ФИО4) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 (председательствующий судья Пригарова Н.Н., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)

по делу № А57-8057/2009

по заявлению открытого акционерного общества «Саратовэнерго» о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 30.04.2009 № 02-09/тр-ш

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Саратовэнерго» (далее – ОАО «Саратовэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2009 № 02-09/тр-ш о привлечении к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.06.2009 заявленные ОАО «Саратовэнерго» требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Не согласившись с принятыми судебными актами, УФАС по Саратовской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать, настаивая на правомерности привлечения последнего к административной ответственности.

До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв с 01.10.2009 до 14 часов 05.10.2009.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13.11.2006 № 14/5 функции гарантирующего поставщика открытого акционерного общества «Облкоммунэнерго» переданы обществу с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» (далее – ООО «СОЭК»), являющемуся поставщиком электрической энергии в 23 муниципальных образованиях Саратовской области.

ООО «СОЭК» 28.05.2008 направило в адрес ОАО «Саратовэнерго» письмо № 237 с предложением согласования Приложения № 10 к «Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка», а также Соглашение об информационном обмене, порядке расчета и согласования значений сальдо перетоков электрической энергии по точкам поставки по границам балансовой принадлежности по сечению ОАО «Саратовэнерго» – ООО «СОЭК».

Указанное письмо получено обществом 28.05.2008.

Из информации, представленной ООО «СОЭК», следует, что ОАО «Саратовэнерго» в тридцатидневный срок не направило в адрес ООО «СОЭК» ответа на письмо от 28.05.2008 № 237 ни о согласовании, либо о несогласовании представленных документов, ввиду их несоответствия требованиям Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности.

Необоснованное, по мнению ООО «СОЭК», уклонение ОАО «Саратовэнерго» от подписания Соглашения об информационном обмене и согласования Перечней средств измерений послужило поводом для обращения его с жалобой в УФАС по Саратовской области.

Постановлением УФАС по Саратовской области от 30.04.2009 № 02-09/тр-ш ОАО «Саратовэнерго» привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 117 734 870 рублей.

Признавая указанное постановление незаконным, суды указали, что ОАО «Саратовэнерго» не нарушило пункты 7, 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа). Кроме того, суды пришли к выводу о доказанности факта направления заявителем в тридцатидневный срок ООО «СОЭК» мотивированного отказа от согласования вышеуказанных документов.

Данные выводы судебная коллегия считает соответствующими нормам права и материалам дела.

В соответствии с пунктом 40 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила функционирования розничных рынков), в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом «б» или «в» пункта 36 настоящих Правил организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки (за исключением случаев, когда такая организация осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем либо на территории Амурской области, Приморского края, Хабаровского края, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области), эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 01.01.2010 (на момент обращения ООО «СОЭК» в УФАС по Саратовской области – не позднее 01.01.2008). В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 01.01.2010.

В силу пункта 40 Правил функционирования розничных рынков ООО «СОЭК» должно получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей его зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то есть получить статус субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности), в противном случае ООО «СОЭК» лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 01.01.2010.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» получение юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка предполагает, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 (далее – Правила оптового рынка), для получения статуса субъекта оптового рынка и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки необходимо выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным настоящими Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Правил недискриминационного доступа юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора торговой системы оптового рынка (далее – администратор) должно представить администратору согласованный со смежными субъектами оптового рынка электроэнергии перечень средств измерений коммерческого учета электрической энергии (мощности) и согласованные с системным оператором способы формирования оперативной информации.

При этом в соответствии с пунктом 8 указанных Правил смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.

Также в соответствии с пунктом 6.7 Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности (Приложение № 11 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) смежные с заявителем участники оптового рынка электроэнергии (мощности) обязаны согласовать Перечни средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашение об информационном обмене в течение 30 календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия представленных документов требованиям настоящего Регламента.

В соответствии с пунктом 17 Правил оптового рынка организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 настоящих Правил, и согласовавшие с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

С учетом изложенного доступ к торговой системе на оптовом рынке электрической энергии и мощности обусловлен выполнением субъектами оптового рынка (в том числе сбытовыми организациями) обязательных требований, без соблюдения которых невозможно их участие в секторе свободной торговли. При этом на смежных субъектов оптового рынка возложена обязанность в течение 30 дней со дня получения документов, указанных в пункте 7 Правил недискриминационного доступа, представленных лицом, желающим получить доступ на оптовый рынок электрической энергии (мощности), обеспечить согласование этих документов, либо предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия представленных документов требованиям Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности (Приложение № 11 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка).

Как установлено судами, 28.05.2008 ОАО «Саратовэнерго» получило от ООО «СОЭК» письмо № 237 с предложением согласования Приложения № 10 к «Положению о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка», а также Соглашения об информационном обмене, порядке расчета и согласования значений сальдо перетоков электрической энергии по точкам поставки по границам балансовой принадлежности по сечению ОАО «Саратовэнерго» – ООО «СОЭК».

ОАО «Саратовэнерго» 17.06.2008 направило в адрес ООО «СОЭК» письмо от 16.06.2008 № 0151/1928, в котором содержался мотивированный отказ от согласования представленных документов.

В подтверждение отправки письма ОАО «Саратовэнерго» представило квитанцию об отправке указанного письма экспресс-почтой посредством фирмы DIMEX от 17.06.2008.

Суды обоснованно отклонили доводы антимонопольного органа о том, что ОАО «Саратовэнерго» не вправе ссылаться на квитанцию экспресс-доставки фирмой DIMEX от 17.06.2008, так как в качестве содержимого отправления на квитанции стоит отметка «документы», а не «письмо от 16.06.2008 исх. № 0151/1928».

Согласно пункту 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, заказные почтовые отправления могут пересылаться с описью вложения, с уведомлением о вручении и с наложенным платежом.

В данном случае нормы закона не предусматривают обязательного наличия описи вложения к письму, направляемого смежным субъектом оптового рынка.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела видно, что ОАО «Саратовэнерго» в подтверждение направления письма ООО «СОЭК» представлена квитанцию экспресс-доставки фирмой DIMEX.

Кроме того, суды правомерно не приняли во внимание довод УФАС по Саратовской области о том, что ОАО «Саратовэнерго» направило ООО «СОЭК» письмо от 16.06.2008 № 0151/1928 в период между 24.02.2009 и 03.03.2009, поскольку в данный период информация о нем внесена в базу данных внутренней автоматизированной системы входящей и исходящей корреспонденции АСКИД ОАО «Саратовэнерго».

Факт внесения сведения в вышеуказанную базу данных в определенное время не подтверждает того, что письмо было отправлено именно в это время.

Суды не признали в качестве надлежащего доказательства неполучения письма ОАО «Саратовэнерго» журнал регистрации входящей корреспонденции ООО «СОЭК», поскольку он (журнал) является односторонним, внутренним документом предприятия, факт отсутствия в нем сведений о получении почтовой корреспонденции не является однозначным и безусловным доказательством такого обстоятельства, так как журнал не отвечает принципам относимости и допустимости доказательств, установленных статьями 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство (на что указывали суды предыдущих инстанций), что антимонопольным органом не возбуждалось и не рассматривалось дело о нарушении заявителем антимонопольного законодательства в порядке части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», результаты рассмотрения которого объективно подтверждали бы нарушение обществом антимонопольного законодательства.

В соответствии с приведенной правовой нормой антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Частью 5 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, по утверждению общества, что не опровергается и антимонопольным органом, после устранения причин, по которым ООО «СОЭК» было отказано в согласовании представленных документов, последние обществами согласованы и разногласий у сторон по этому вопросу не имеется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности административным органом совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем постановление административного органа правомерно признано арбитражным судом незаконным.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не являются основаниями, предусмотренными статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 19.06.2009 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 по делу № А57-8057/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Э.Г. Баширов

Судьи Г.Н. Махмутова

И.Н. Афанасьев