ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-8160/2022
31 августа 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена «24» августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «31» августа 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Цуцкова М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свистуновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 мая 2023 года по делу № А57-8160/2022,
по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала «Саратовский» ПАО «Т Плюс» к обществу с ограниченной ответственностью «РАДУГА-2» (ОГРН <***>, ИНН <***>), третьи лица: акционерное общество «Саратовгаз» (410076 <...>), общество с ограниченной ответственностью «Союз-Газ» (410039, <...>), о взыскании стоимости неосновательного обогащения, возникшего вследствие неоплаты потреблённой тепловой энергии, неустойки,
при участии в судебном заседании:
-представитель публичного акционерного общества «Т Плюс» - ФИО1, действующая на основании доверенности от 06.09.2022 №б/н;
-представитель общества с ограниченной ответственностью «РАДУГА-2» - ФИО2, действующий на основании доверенности от 21.07.2023.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее - ПАО «Т Плюс») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «РАДУГА-2» (далее – ООО «Радуга-2») о взыскании неосновательного обогащения за период декабрь 2021 года, январь 2022 года в размере 98 981 руб. 37 коп., неустойки за просрочку оплаты потребленного ресурса за период с 11.02.2022 по 21.02.2022 в размере 1117, 54 руб., неустойку с 22.02.2022 по день фактического исполнения денежного обязательства исходя и 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день оплаты за каждый день просрочки, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.05.2023 с ООО «Радуга-2» в пользу ПАО «Т Плюс» взыскано неосновательное обогащение в размере 2 693 руб. 20 коп. за декабрь 2021 года, 6691 руб. 41 коп. за январь 2022 года, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
ПАО «Т Плюс» из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1032 руб.
Дополнительным решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.06.2023 по делу № А57-8160/2022с ООО «Радуга-2» в пользу ПАО «Т Плюс» взыскана неустойка за период с 11.01.2022 по 31.03.2022, с 01.10.2022 по 14.06.2023 в размере 1694,08 руб., а также неустойка за просрочку оплаты потребленного ресурса, начиная с 15.06.2023, исходя из суммы задолженности, по день фактического исполнения обязательства. Дополнительное решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжалуется.
ПАО «Т Плюс», не согласившись с решением суда от 10.05.2023, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО «Радуга-2» является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу <...>, с кадастровыми номерами 64:48:030346:565, 64:48:060123:296, 64:48:060123:297,64:48:030346:560.
ПАО «Т Плюс» направило в адрес ООО «Радуга-2» проект договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде № 95355в, который до настоящего момента ответчиком не подписан.
Однако, несмотря на отсутствие между истцом и ответчиком договорных отношений, ПАО «Т Плюс» в спорный период осуществляло поставку тепловой энергии в горячей воде на объект ответчика.
При этом фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) как акцепт абонентом (потребителем) оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Основанием заявленных требований о взыскании основного долга является нарушение обязательств по оплате потребленной теплоэнергии в горячей воде за расчетный период: с декабря 2021 года по январь 2022 года в размере 98 981 руб. 37 коп.
Суд первой инстанции, исходя из наличия у ответчика обязательства по оплате стоимости потребленного коммунального ресурса на ОДН, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указывает ответчик, нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности ООО «Радуга-2», не оборудованы теплопотребляющими установками (радиаторы, конвекторы и т.п.), горячее водоснабжение отсутствует, что исключает фактическое потребление ответчиком тепловой энергии от ПАО «Т Плюс».
Нежилое помещение оборудовано индивидуальной системой отопления (газовый котёл), от которого подключены отопительные приборы в помещении, установленной и эксплуатируемой с соблюдением необходимых норм и правил, данное помещение отключено от централизованной системы отопления многоквартирного дома по адресу: <...>.
Данный факт подтверждается экспертным заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Саратовской области» от 21 сентября 2006 года №8589, актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, рядом договоров поставки газа в адрес ООО «Радуга-2», заключаемых с 2007 года по настоящее время с ООО «Саратовская газовая компания», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов».
В экспертном заключении от 21 сентября 2006 года №8589 указано, что помещения ООО «Радуга-2» обеспечены централизованным водоснабжением и канализацией, электроснабжением и газоснабжением. Отопление – автономное от настенного газового котла с закрытой камерой сгорания.
В подтверждение факта надлежащей изоляции стояков отопления и отсутствия теплопотерь ответчик представил экспертное заключение от 13 апреля 2023 года №63.
Представленный истцом расчёт задолженности и справки не свидетельствуют о фактическом бездоговорном потреблении ООО «Радга-2» тепловой энергии и возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения. Доказательств фактического потребления теплоэнергии ООО «Радуга-2» истцом не представлено.
Следовательно, является недопустимым включение площади неотапливаемых нежилых помещений в расчет платы за поставляемую в них тепловую энергию.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 30 августа 2016 года №71-КГ16-12.
Учитывая то, что ООО «Радуга-2» в исковом периоде фактически не пользовалось услугой по отоплению нежилого помещения, предоставляемой через центральную систему отопления многоквартирного жилого дома, используя с этой целью альтернативную систему отопления, то есть не являлось потребителем спорной коммунальной услуги, основания для оплаты тепловой энергии за отопление нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <...>, в размере 98 981 рублей 37 копеек, неустойки отсутствуют.
Как следует из ГОСТ Р 51929-2014 многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Таким образом, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенце сушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015).
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева тепловой энергии, не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы (исключительно в совокупности с согласованием соответствующего переустройства и последующим использованием альтернативного источника тепла), а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Данный вывод подтверждается, в том числе правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578 по делу N А60-61074/2017.
Таким образом, по смыслу пунктов 1 и 2 статьи 539, пункта 1 статьи 544 и пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан оплатить энергоснабжающей организации фактически принятое количество тепловой энергии, поданной на энергопринимающее устройство абонента, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
Иными словами, потребление тепловой энергии обусловлено наличием у абонента энергопринимающих установок.
Однако, как установлено судом, в принадлежащих ООО «Радуга-2» нежилых помещениях, расположенных на первом этаже и в подвале МКД по адресу <...>, теплопринимающие установки отсутствуют, а проходящие через его помещения стояки системы отопления МКД заизолированы.
Теплопотребляющей установкой и тепловой сетью потребителя, абонента, указанной в статьях 2, 15 Закона N 190-ФЗ, является вся внутридомовая система отопления, а не только отдельные ее элементы в виде отопительных приборов (радиаторов, конвекторов), поэтому любой собственник помещения в многоквартирном доме является в той или иной степени потребителем тепловой энергии.
Исходя из положений пункта 2, подпункта "д" пункта 35, пункта 40, пункта 15 приложения N 1 к Правилам N 354, пункта 3.18 ГОСТа Р 56501-2015, под отоплением понимается коммунальная услуга, выражающаяся в искусственном, равномерном нагреве воздуха в помещениях многоквартирного дома, оказываемая путем бесперебойного, круглосуточного, в течение всего отопительного периода теплообмена от отопительных приборов системы отопления, в том числе полотенцесушителей, разводящего трубопровода и стояков внутридомовой системы теплоснабжения, проходящих транзитом через такие помещения, а также ограждающих конструкций, в том числе плит перекрытий и стен, граничащих с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота, служащая целям поддержания в помещениях многоквартирного дома температуры воздуха.
Таким образом, системное толкование указанных нормативных положений позволят сделать вывод о наличии в законодательстве о теплоснабжении презумпции отапливаемости помещений многоквартирного дома.
При этом суд принимает во внимание, что наличие указанной презумпции предполагает, что именно на ответчике лежит бремя доказывания отсутствия теплопотребления от центральной системы отопления (статьи 9, 65 АПК РФ).
Так, в качестве потребителя тепловой энергии пунктом 9 названной статьи определено лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года №46-П).
Пунктом 1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12 сентября 1995 года №ВК_4936 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 сентября 1995 года №954, действовавших в период с 26 сентября 1995 года по 24 января 2015 гола, предусмотрено, что потребитель тепловой энергии - это юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации. Система теплоснабжения - это совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления. Система теплопотребления - это комплекс теплопотребляющих установок с соединительными трубопроводами и тепловыми сетями.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии; под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок; под системой теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
В качестве потребителя тепловой энергии пунктом 9 названной статьи определено лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Нахождение транзитного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома. Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома и при наличии их соответствующей изоляции не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение жилых или нежилых помещений в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, связано с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, что приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Таким образом, реконструкция, переустройство или перепланировка в соответствии с частью 2 статьи 40, части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, такое решение должно быть принято на общем собрании и оформлено в установленном законом порядке.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, должен быть разработан проект на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование, о чем имеется указание в письме Минстроя России от 15 октября 2014 года №22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах».
В соответствии с частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170 запрещено самостоятельно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, предусмотренной проектной и (или) технической документацией многоквартирный или жилой дом, а также внесение изменений в эту систему.
Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года №83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения».
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен только при соблюдении требований, установленных вышеуказанными нормами права.
ООО «Радуга-2» в материалы дела представлены следующие разрешительные документы для установки индивидуального прибора отопления:
- разрешение МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району» от 29 апреля 2006 года №468-м, согласно которому администрация МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району» не возражает против установки газовой системы отопления (автономного отопления) в магазине ООО «Радуга-2», расположенном по адресу: <...>, в соответствии с согласованным эскизным проектом,
- распоряжение Администрации Фрунзенского района города Саратова от 19 сентября 2006 года №568-р о разрешении реконструкции нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с согласованным эскизным проектом,
- эскизный проект, согласно которому (примечания) предусмотрено отопление – индивидуальная система отопления радиаторного типа от газового бытового отопительного котла. Производство по эскизному проекту предусматривает, в том числе: получение разрешения и технических условий от газоснабжающей организации на установку газового бытового котла,
- протокол внеочередного общего собрания собственников в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> от 21 сентября 2006 года, проводимого в очной форме голосования собственники выразили согласие на отказ нежилого помещения ООО «Радуга-2» от центральной системы отопления, а также на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме по адресу <...> за счет реконструкции в виде переоборудования системы отопления нежилого помещения на автономное отопление.
Доводы истца о том, что МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району» не имело полномочий на выдачу подобных разрешений является необоснованным в силу следующего.
Пунктами 1.1, 4.3.1 Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года №1099 (действовавших на момент переустройства помещения ответчика), устанавливалось, что потребителю запрещается переоборудовать внутренние инженерные сети без разрешения исполнителя.
Саратовской городской Думой в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года №432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» было принято Решение от 13 октября 1998 года №24-226 «О создании муниципальных учреждений «Дирекция единого заказчика», которым также был утвержден типовой устав таких учреждений.
Согласно типовому уставу МУ «Дирекция единого заказчика» учреждениям были переданы права управления и распоряжения муниципальным жилищным и нежилым фондом (включая придомовые территории), находящимися на территории района города с постановкой на баланс Дирекции (пункт 1.6.).
В рамках данных полномочий МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова» произвело согласование установки автономной системы отопления в помещениях ответчика, расположенных в МКД, что не может быть признано незаконным и не предоставляющим собственнику помещений соответствующие права на переоборудование, поскольку МКД, в котором располагается помещение ответчика, находилось на балансе названного учреждения.
Соответствующие права были реализованы собственником помещения, что оформлено надлежащим образом.
Ссылка истца на то, что на момент согласования - в 2006 году, у МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району г. Саратова» отсутствовали полномочия на вы дачу подобных разрешений несостоятельна, так как Правила №1099 действовали до июня 2006 года, тогда как разрешение ответчику было выдано в апреле 2006 года.
Материалами дела подтверждается, что переоборудование системы отопления помещений и установка газового оборудования выполнялось по утвержденному и согласованному проекту.
ООО «Радуга-2» в материалы дела представлены следующие документы, свидетельствующие о соблюдении технических условий при монтаже системы отопления (газоснабжения):
- экспертное исследование от 21 сентября 2006 года №8589,
- акт приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 12 октября 2006 года,
- рабочий проект установки газоснабжения от 28 августа 2006 года №03/1258с ООО «СОЮЗ-ГАЗ», согласованный с ООО «Саратовгаз»,
- экспертное заключение ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» от 21 сентября 2006 года №8589 по установке отопительного котла,
- технические паспорта на помещения, принадлежащие ООО «Радуга-2», с указанием типа отопления – индивидуальное газовое отопления.
В подтверждение факта надлежащей изоляции стояков отопления и отсутствия теплопотерь ответчиком также представлено экспертное заключение от 13 апреля 2023 года № 63.
Так, экспертом сделан вывод о том, что на трубопроводах общедомовой системы отопления, проходящих через нежилые помещения площадью 501,4 кв.м, 79,4 кв.м, 251,3 кв.м, расположенных по адресу: <...> имеется тепловая изоляция, выполненная из рулонов вспененного полиэтилена.
В нежилом помещении площадью 91,9 кв.м трубопроводы общедомовой системы отопления отсутствуют.
Кроме того, теплоизоляция соответствует строительно-техническим нормам, а именно: требованиями ГОСТ Р 59509-2021 «Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Работы теплоизоляционные для внутренних трубопроводов зданий и сооружений. Правила и контроль выполнения работ» и СП 71.13330.2017 Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87.
Установленная на трубопроводах общедомовой системы отопления, проходящих транзитом через исследуемые нежилые помещения теплоизоляция исключает поступление от трубопроводов системы отопления тепловой энергии в нежилые помещения, которое может повлиять на температурный режим внутри указанных помещений.
Также, в обоснование своих доводов ответчик представил в материалы дела акт осмотра помещения от 16 ноября 2022 года, составленный инженером ООО «УК Фрунзенская» ФИО3 (представитель ПАО «Т Плюс» на осмотр не явился), из которого следует, что в ходе проведения технического обследования нежилых помещений, находящихся в подвале и на первом этаже жилого дома по адресу <...>, было установлено: нежилые помещения встроенно-пристроенные (на первом этаже и в подвале), радиаторы отопления в помещениях отсутствуют, общедомовые прибору учёта тепловой энергии в помещениях отсутствуют, стояки и лежаки отопления заизолированы, схема отопления МКД не нарушена; нежилое помещение отапливается от индивидуального источника отопления – котёл Beretta.
Кроме того, 5 апреля 2023 года сторонами совместно был проведен осмотр нежилых помещений ООО «Радуга-2», по результатам которого инженером ПАО «Т Плюс» был составлен акт, которым установлено: нежилые помещения встроено-пристроены к МКД по адресу ул. Аткарская, д. 42/54. МКД подключены по зависимой схеме от тепловых сетей филиала Саратовский ПАО «Т Плюс».
При обследовании нежилых помещений ООО «Радуга-2» обнаружено:
- нежилое помещение площадью 504,4 кв.м. – встроенно-пристроенное. В нежилом помещении располагается магазин «Магнит». Теплоснабжение от нежилого помещения осуществляется от автономного источника – газового котла марки «Beretta». Во встроенной части нежилого помещения обнаружены транзитные стояки системы отопления МКД в количестве 2 (двух) штук в теплоизоляции;
- нежилое помещение площадью 91,9 кв.м. – пристроенное. В нежилом помещении располагается аптека площадью 28,2 кв.м. (1 этаж) и подвальное помещение площадью 63,7 кв.м. Теплоснабжение от данных нежилых помещений осуществляется от автономного источника – газового котла, установленного в магазине «Магнит». Транзитных стояков системы теплопотребления МКД в нежилом помещении не обнаружено;
- нежилое помещение площадью 79,4 кв.м. – встроенное (подвал). При обследовании обнаружен транзитный трубопровод системы отопления МКД в теплоизоляции из полипропилена. Отопительные приборы отсутствуют;
- нежилое помещение площадью 251,3 кв.м. – встроенно-пристроенное. В данную площадь входит нежилое помещение площадью 70 кв.м., теплоснабжение осуществляется от автономного источника – газового котла, установленного в магазине «Магнит», подвал площадью 119,8 кв.м., помещения магазина «Магнит» площадью 61,5 кв.м. В помещениях подвала имеется транзитный трубопровод отопления МКД в теплоизоляции.
Согласно пункту 5.4.1 Свода правил по проектированию и строительству (СП 23-101- 2004. Проектирование тепловой защиты зданий) в отапливаемую площадь здания не включаются площади теплых чердаков и подвалов, неотапливаемых технических этажей, подвала (подполья), холодных неотапливаемых веранд, неотапливаемых лестничных клеток, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду.
В приложении к данному Своду правил определено, что отапливаемый подвал – это подвал, в котором предусматриваются отопительные приборы для поддержания заданной температуры.
Согласно пункту 3.1, 3.2, 3.3 ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» отопительный прибор - это устройство для обогрева помещения путем передачи теплоты от теплоносителя (вода, пар), поступающего от источника теплоты, в окружающую среду. К отопительным приборам относятся радиатор, конвектор.
На основании изложенного услугой по отоплению является подача теплоносителя надлежащего качества через присоединенную сеть к источнику отопления для обеспечения требуемого температурного режима в помещении.
Таким образом, из материалов дела не следует, что в подвальных помещениях ООО «Радуга-2» имеются отопительные приборы и энергопринимающие устройства.
Также исключается поставка истцом тепловой энергии в помещение ООО «Радуга-2» площадью 91,9 кв.м., являющейся пристройкой.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что часть помещений, принадлежащих ООО «Радуга-2» является неотапливаемой, обратное истцом не доказано.
При этом, в отношении остальной площади помещений, принадлежащих ООО «Радуга-2» отключение от центральной системы отопления и установка газового котла соответствует нормам жилищного законодательства, а также нормам и правилам проектирования, что подтверждается представленной в материалы дела документацией.
Согласно пункту 58, подпунктам 61.2, 61.3 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую (тепловую) энергию, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года №20-э/2, расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей) учитываются в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.
Таким образом, факт прохождения через спорное нежилое помещение магистральных внутридомовых трубопроводов центрального отопления, ГВС, в том числе и стояков, при отсутствии в помещениях теплопринимающих устройств и приборов учета, сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с собственника такого помещения платы за отопление, фактически представляющее собой технологический расход (потери) тепловой энергии во внутридомовых сетях.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия в спорном нежилом помещении теплопринимающих устройств и приборов учета.
Доказательств того, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированных трубопроводов отопления и горячего водоснабжения дома, проходящих через помещение ответчика, позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру воздуха без установки дополнительного оборудования, суду не представлено.
При установлении факта отключения энергопринимающих устройств абонента от сетей энергоснабжающей организации, основания для удовлетворения требования такой организации об оплате энергии, отпускаемой в сеть после отключения, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года №1099 (действовавших на момент переустройства помещения 2006 год) исполнителем является:
- предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде;
- предприятие, предоставляющее потребителю коммунальные услуги - для потребителей, проживающих в частном жилищном фонде;
- кондоминиумы, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, включая заключение договоров на обслуживание, включал обеспечение коммунальными услугами, - для потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности.
Пунктом 4.3.1 указанных Правил предусмотрено, что потребителю запрещается переоборудовать внутренние инженерные сети без разрешения исполнителя.
Разрешение на переход на автономное отопление ООО «Радуга-2» предоставило администрация МУ «ДЕЗ по Фрунзенскому району» от 29 апреля 2006 года №468-м.
Также согласно протокола внеочередного общего собрания собственников в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...> проводимого в очной форме голосования от 21 сентября 2006 года собственники выразили согласие на отказ нежилого помещения ООО «Радуга-2» от центральной системы отопления, а также на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме по адресу <...> за счет реконструкции в виде переоборудования системы отопления нежилого помещения на автономное отопление.
Сведений о том, что протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспорен, признан недействительным, не имеется.
Исходя из положений статьи 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. В
силу пункта 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно_техническое и иное оборудовании, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Таким образом, стены, через которые выходит трубопровод индивидуального отопления, относятся к общему имуществу собственников многоквартирного дома. Поэтому решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома и требований подзаконных актов, которые должны быть соблюдены при переустройстве нежилого помещения.
На основании части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме после его реконструкции.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решений о реконструкции многоквартирного дома.
Установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения являются переустройством жилого помещения (часть 1 статьи 25 ЖК РФ).
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения (Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 октября 2014 года №22588-ОД/04).
В силу части 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.
В силу подпункта 21 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения представляет собой одну из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности. Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Исходя из положений пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, а также вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года №46-П, вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления. В частности, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в соответствии с главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении», который в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14).
По смыслу приведенных выше правовых норм переустройство нежилого помещения в многоквартирном жилом доме, предполагающее ее отключение от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления должно соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с собственниками помещений в многоквартирном доме, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления, являющуюся их общим имуществом.
В рассматриваемом случае, отключение от центральной системы отопления и установка газового котла соответствует нормам и правилам проектирования, что подтверждается представленными актом приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от 12 октября 2006 года, экспертным исследованием от 21 сентября 2006 года №8589, а также согласованным рабочим проектом газоснабжения; факт согласования с собственниками помещений в МКД подтверждается протоколом собрания собственников от 21 сентября 2006 года.
От ПАО «Т Плюс» поступил справочный расчет задолженности в виде платы за отопление на ОДН, с учетом доводов ответчика об отключении от центральной системы отопления и установки газового котла, согласно которому задолженность за декабрь 2021 года составила 2 693, 20 руб., за январь 2022 года – 6691, 41 руб. (итого 9384,61 руб.).
В соответствии с частью 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно разъяснениям, данных в пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 января 2000 года №49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении» правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности ООО «Радуга-2», не оборудованы теплопотребляющими установками (радиаторы, конвекторы и т.п.), что исключает фактическое потребление ответчиком тепловой энергии от ПАО «Т Плюс».
Указанный правовой подход подтверждается постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2023 по делу № А57-2014/2022.
Нежилое помещение оборудовано индивидуальной системой отопления (газовый котёл), от которого подключены отопительные приборы в помещении, установленной и эксплуатируемой с соблюдением необходимых норм и правил, данное помещение отключено от централизованной системы отопления многоквартирного дома по адресу: <...>, что подтверждается разрешительной и технической документацией, договорами поставки газа в адрес ООО «Радуга-2», заключенных с ООО «Саратовская газовая компания», ООО «Газпром межрегионгаз Саратов».
Суд соглашается с представленным истцом в суд первой инстанции расчётом на ОДН, составленным исходя из отапливаемой площади помещений, с учетом объема потребления тепловой энергии и теплоносителя Размер задолженности за декабрь 2021 года составляет 2 693, 20 руб., за январь 2022 года – 6691, 41 руб.
Судом апелляционной инстанции расчет проверен и признан верным.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчиком не оспаривается тот факт, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 мая 2023 года по делу №А57-8160/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу «Т Плюс» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 827 руб., уплаченную по платежному поручению от 18.05.2017 № 066376. Выдать справку на ее возврат.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Никольский
Судьи Т.С. Борисова
М.Г. Цуцкова