АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-6102/2023
г. Казань Дело № А57-9778/2022
08 августа 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нагимуллина И.Р.,
судей Галиуллина Э.Р., Хайруллиной Ф.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц?связи помощником судьи Гильмутдиновой Д.Х.,
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Саратовской области представителя:
Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области – ФИО1 (доверенность от 08.02.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.02.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023
по делу № А57-9778/2022
по исковому заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, об обязании освободить охранную зону тепловых сетей путем полного ограничения парковки, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью УК «КомСервис»,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – Комитет) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), об обязании освободить охранную зону тепловых сетей путем полного ограничения парковки по адресу: <...> (между ж/д № 85 и 101) на неразмежеванном земельном участке в кадастровом квартале: 64:40:020405 в охранной зоне тепловых сетей, в пределах следующих точек координат: Х:52.001402, Y:47.804140; Х:52.001453, Y:47.804275; Х:52.001116, Y:47.804597; Х:52.00118, Y:47.80474, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.02.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывается, что на спорном земельном участке отсутствует стоянка транспортных средств, данная территория занята зелеными насаждениями.
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области в своей кассационной жалобе также просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме по тем же основаниям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя Комитета, Арбитражный суд Поволжского округа для удовлетворения жалоб оснований не находит.
В собственности ПАО «Т Плюс» находится объект «Сооружение-тепломагистраль № 3, протяженностью 10857 м», местонахождение объекта: Саратовская область, г. Балаково, с кадастровым номером 64:40:000000:17419, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
сотрудниками Балаковских тепловых сетей Саратовского филиала ПАО «Т Плюс» 27.10.2020 был составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: наличие объекта «автомобильная парковка», на неразмежеванном земельном участке в кадастровом квартале: 64:40:020405, принадлежащем администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, по адресу: <...> (между ж/д № 85 и 101).
Из сведений, содержащихся в техническом паспорте на Теплотрассу магистральную № 3, следует, что участок теплотрассы от ТК-3/27 до TK?3/28 относится к литере 1/21 и был построен в 1965 году. Выполнен данный участок из стали в подземном исполнении, на данном участке в непроходной прямоугольный канал уложено 2 трубы диаметром 200 мм (2ДУ200).
Для сопоставления видимого нарушения и схемы тепловых сетей из программного комплекса сотрудниками на месте определяются ближайшие по расположению тепловые камеры (ТК).
Зная технические характеристики теплотрассы и определив местонахождение тепловых камер, при помощи лазерного дальномера «GLM 120 С» (Свидетельство о поверке № С-ВУ/14-07-2022/170823509) были проведены замеры охранной зоны от края конструкции (лотка) тепловой сети.
В соответствии с составленным актом от 27.10.2020 автомобильная парковка полностью находится в охранной зоне тепловой сети «Теплотрасса магистральная № 3».
Исходя из сведений публичной кадастровой карты истцом было установлено, что по адресу: <...> расположено два многоквартирных дома № 85 и 101. Между многоквартирными домами на неразмежеванном земельном участке расположена парковка. Применив специальную функцию «слои» на публичной кадастровой карте можно отразить «Зоны с особыми условиями использования территории». Отразив на карте охранные зоны тепловых сетей, было отмечено, что вышеуказанная парковка полностью накладывается на охранную зону тепловой сети. Для определения общей площади наложения были зафиксированы предельные точки (широта, долгота) нарушения.
Полагая, что расположение объекта «автомобильная парковка» в охранной зоне тепловой сети нарушает требования Типовых правил, создает препятствия для исполнения ПАО «Т Плюс» возложенных на него обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, которое достигается, в том числе, возможностью своевременного принятия оперативных мер по устранению аварий на тепловых сетях, для устранения допущенных нарушений истцом в адрес ответчика 10.11.2020 была направлена претензия.
Поскольку требование истца об освобождении охранной зоны ответчиком не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя требования, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными Приказом Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 № 197, Организационно-методическими рекомендациями по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 № 92, а также Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, установили факт размещения неорганизованной автомобильной парковки в границах охранной зоны тепловых сетей, что создает истцу препятствия в пользовании имуществом (тепловыми сетями).
Содержащиеся в судебных актах первой и апелляционной инстанций выводы соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Негаторный иск подлежит удовлетворению, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением истца владения, нарушается его право собственности (иное вещное право) или имеется реальная угроза нарушения его права.
То есть, предъявляя негаторный иск, истец должен доказать факт создания ответчиком препятствий в осуществлении правомочий пользования имуществом, противоправность действий ответчика и реальный характер чинимых препятствий.
Материалами дела установлено, что в собственности ПАО «Т Плюс» находится объект «Сооружение-тепломагистраль № 3, протяженностью 10 857 м», местонахождение объекта: Саратовская область, г. Балаково, с кадастровым номером 64:40:000000:17419, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Сотрудниками Балаковских тепловых сетей Саратовского филиала ПАО «Т Плюс» 27.10.2020 был составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: наличие объекта «автомобильная парковка», на не размежеванном земельном участке в кадастровом квартале: 64:40:020405, принадлежащем Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, по адресу: <...> (между ж/д № 85 и 101).
В материалы дела представлены акты осмотра.
Эксплуатация и обеспечение охраны тепловых сетей урегулированы Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными Приказом Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 № 197) (далее – Правила № 197), Организационно-методическими рекомендациями по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 № 92, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115.
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 № 92, предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197, и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей.
Охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
В пункте 1 Правил № 197 указано, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно пункту 4 Правил № 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».
Согласно пункту 5 Правил № 197 охраны коммунальных тепловых сетей в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей (пункт 6 Правил № 197).
Факт размещения спорного объекта «автомобильная парковка» в границах охранной зоны тепловой сети подтвержден представленными в материалы дела актами осмотра от 27.10.2020 и 16.08.2022, схемами расположения охранной зоны сетей и автомобильной парковки, фототаблицей, публичной кадастровой картой.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом установления факта размещения автомобильной парковки в границах охранной зоны тепловых сетей, принимая во внимание, что Комитет осуществляет полномочия собственника земельных участков, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы заявителей жалоб о том, что спорный участок является территорией, занятой зелеными насаждениями и Правилами благоустройства территории МО г. Балаково, утвержденными решением Совета МО города Балаково от 27.10.2017 № 379, уже установлен запрет на проезд и стоянку автотранспорта на территориях, занятых зелеными насаждениями, судами проверен, признан несостоятельным и отклонен.
Как следует из представленных в материалы дела фотоматериалов земельного участка, спорная автомобильная парковка находится на территории, предназначенной для зеленых насаждений.
В соответствии с пунктом 3.12.5.9. Правил благоустройства территории МО город Балаково, утвержденных решением Совета МО город Балаково от 27.10.2017 № 379, на территории муниципального образования город Балаково запрещается самовольное обустройство парковок: кратковременного и длительного хранения автомобилей, внеуличных и гостевых.
В силу пункта 3.12.5.10 Правил благоустройства, проезд и стоянка автотранспорта на территориях, занятых зелеными насаждениями, на газонах, клумбах, пешеходных дорожках, детских площадках, участках с грунтовым покрытием (не дорожных), а также в местах, не предназначенных для парковки транспортных средств (места технологического проезда к проездам многоквартирных жилых домов, места организации открытого схода и движения ливневых вод, и прочих местах) запрещены.
Из фотоматериалов следует, что часть земельного участка, используемая под автомобильную парковку, находится за бордюрным камнем, огораживающим внутриквартальную автомобильную дорогу.
Между тем из фотоматериалов также усматривается, что от бордюрного камня до спорной автомобильной парковки, расположенной в зеленой зоне, имеется организованный съезд на проезжую часть, выполненный из частей асфальтобетонных плит различного размера, что свидетельствует об организации съезда и заезда транспортных средств с проезжей части непосредственно к месту парковки (т. 1, л.д. 77-78).
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете, утвержденного решением Собрания Балаковского МР от 21.12.2016 № 3/5-67 Комитет является правопреемником управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского МР Саратовской области, отраслевым (функциональным) органом администрации Балаковского МР Саратовской области, уполномоченным осуществлять права собственника имущества Балаковского МР и права собственника имущества муниципального образования город Балаково.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 Положения одной из основных задач Комитета является обеспечение экономически эффективного управления, распоряжения муниципальным имуществом Балаковского МР и МО город Балаково, а также рационального использования государственной (до разграничения) и муниципальной земли в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Права собственника спорного земельного участка осуществляет Комитет.
Таким образом, именно Комитет, будучи отраслевым (функциональным) органом администрации Балаковского МР Саратовской области, уполномоченным осуществлять права собственника имущества Балаковского МР, должен осуществлять контроль за использованием земель, находящихся в собственности Балаковского МР и предпринимать меры на данных участках по обеспечению безопасности в соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 № 197.
Довод заявителей жалоб об отсутствии специальных обозначений и обустройства части местности на неразмежеванном земельном участке в кадастровом квартале 64:40:020405, что свидетельствует об отсутствии по указанным истцом координатам организованной парковки, судом апелляционной инстанции отклонен как необоснованный.
Отсутствие специального устройства парковочных мест для установления факта организации парковки автомобилей правового значения не имеет, а факт размещения автомобильной парковки подтвержден имеющимися в материалах дела актами осмотра от 27.10.2020 и 16.08.2022, фотоматериалами, схемой тепловых сетей из программного комплекса и публичной кадастровой картой и ответчиками не опровергнут.
Доводы заявителей являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Иная оценка заявителями кассационных жалоб обстоятельств спора не подтверждает существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка установленных судами обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.02.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по делу № А57-9778/2022 оставить без изменений, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.Р. Нагимуллин
Судьи Э.Р. Галиуллин
Ф.В. Хайруллина