ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-978/2018
24 сентября 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.,
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества «Вольновскнефть» в лице конкурсного управляющего ФИО1 ФИО2, действующей на основании доверенности от 25 апреля 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Вольновскнефть» (410005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице конкурсного управляющего ФИО1
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2018 года по делу № А57-978/2018 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению закрытого акционерного общества «Вольновскнефть» (410005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице конкурсного управляющего ФИО1
к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (400074, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным и об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество «Вольновскнефть» в лице конкурсного управляющего ФИО1 (далее – ЗАО «Вольновскнефть», заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление, административный орган) от 15 января 2018 года № 26000513 о привлечении к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400000 руб.
Решением суда от 06 июня 2018 года оспоренное постановление изменено в части размера санкции, административный штраф снижен с 400000 руб. до 200000 руб., в остальной части требований отказано.
Заявитель не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования ЗАО «Вольновскнефть» в полном объёме.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление явку представителя в судебное заседание не обеспечило. О времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер к получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 16 августа 2018 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ЗАО «Вольновскнефть», арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что обжалованное решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что административным органом в отношении ЗАО «Вольновскнефть» проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов.
По результатам проверки ЗАО «Вольновскнефть» выдано предписание от 28 июля 2017 года № П2782/26/18, которым ему предписано устранить выявленные нарушения и установлены сроки для исполнения предписания.
На основании распоряжения от 30 ноября 2017 года № 5214-РП/СО в период с 06 декабря 2017 года по 15 декабря 2017 года административным органом в отношении ЗАО «Вольновскнефть» проведена внеплановая выездная проверка в отношении следующих опасных производственных объектов, эксплуатируемых ЗАО «Вольновскнефть»:
фонд скважин Вольновского месторождения (скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104) рег. № А51- 02518-0001, IV класс опасности, по адресу: Саратовская область, Калининский район, Таловский административный округ (с. Таловка), Красноармейский административный округ (с. Красноармейское);
пункт сбора нефти Вольновского месторождения, рег. № А51-02518-0002, III класс опасности, по адресу: Саратовская область, Калининский район, с. Таловка;
система промысловых (межпромысловых) трубопроводов, рег. № А51-02518-0003, III класс опасности, по адресу: Саратовская область, Калининский район, с. Таловка;
парк резервуарный (промысловый) Вольновского месторождения, рег. № А51-02518-0004, III класс опасности, по адресу: Саратовская область, Калининский район, с. Таловка.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении указанных опасных производственных объектов административным органом выявлены следующие нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, допущенные ЗАО «Вольновскнефть» по месту нахождения объектов, а именно:
1) не переоформлена лицензия от 01 сентября 2009 года № ВП-51-001745 сроком действия бессрочно на вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» в связи с изменением вида деятельности, перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретного вида деятельности («Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности») (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности), статьи 12, 18, части 4, 6.1 статьи 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании);
2) отсутствует инструкция по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов, учитывающая специфику эксплуатации месторождений и технологию проведения работ при бурении, реконструкции, ремонте, техническом перевооружении, консервации и ликвидации скважин, и согласование её с противофонтанной службой (противофонтанной военизированной частью);
3) на опасном производственном объекте не обеспечены наличие, сохранность, исправность средств индивидуальной защиты, аварийной и пожарной сигнализации, средств контроля загазованности в помещениях (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 12 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 года № 101 (далее – Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
4) на опасном производственном объекте «Парк резервуарный (промысловый) Вольновского месторождения» рег. № А51-02518-0004 разрушена отмостка резервуара РВС 700 (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, часть 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»);
5) нарушено антикоррозийное покрытие на вышеуказанных опасных производственных объектах (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 720 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
6) на опасном производственном объекте «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов» нарушена защита теплоизоляционного покрытия (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 754 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
7) на опасном производственном объекте «Пункт сбора нефти Вольновского месторождения» трубопроводы для перекачки нефти не закреплены на опорах (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 32 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
8) на опасном производственном объекте «Пункт сбора нефти Вольновского месторождения» на трубопроводах нарушена защита теплоизоляционного покрытия (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 754 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
9) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, скважина № 1, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, неверно идентифицирован признак, а именно: при отсутствии соответствующего критерия указан неверный признак опасности 2.2 (нарушены пункты 1, 2 статьи 9, пункт 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённому приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года № 494 (далее – Административный регламент);
10) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, скважина № 5, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, неверно идентифицирован признак, а именно: указан неверный признак опасности 2.2 (нарушены пункты 1, 2 статьи 9, пункт 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
11) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, скважина № 14, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, неверно идентифицирован признак, а именно: указан неверный признак опасности 2.2 (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
12) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, скважина № 12, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, неверно идентифицирован признак, а именно: указан неверный признак опасности 2.2 (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
13) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, скважина № 104, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, неверно идентифицирован признак, а именно: указан неверный признак опасности 2.2 (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
14) при идентификации опасного производственного объекта «Пункт сбора нефти Вольновского месторождения», рег. № А51-02518-0002, III класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, неверно идентифицирован признак, а именно: указан неверный признак опасности 2.2 (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
15) при идентификации опасного производственного объекта «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов», рег. № А51-02518-0003, III класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, неверно идентифицирован признак, а именно: указан неверный признак опасности 2.2 (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
16) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, не учтена скважина № 4, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
17) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, не учтена скважина № 8, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
18) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, не учтена скважина № 10, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
19) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, не учтена скважина № 11, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
20) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, не учтена скважина № 13, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
21) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, не учтена скважина № 15, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
22) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, не учтена скважина № 16, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
23) при идентификации опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001, IV класс опасности, в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, не учтена скважина № 19, которая эксплуатируется на опасном производственном объекте (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
24) при идентификации опасных производственных объектов не учтены технические устройства, которые эксплуатируются на опасном производственном объекте, а именно: насос шестеренный НМШ 32-10, насосы самовсасывающие 1СВН-80А, 1СВН-80АВ, 1СВН80АМ (Р, К), 1СВН-80АВМ, насос шестеренный типа «Ш80-2,5» (нарушены статья 2, пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
25) при идентификации опасных производственных объектов не учтено техническое устройство, которое эксплуатируется на опасном производственном объекте, стояк наливной АСН-14ЖД-К (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, приложение 4 к Административному регламенту);
26) на опасном производственном объекте «Пункт подготовки сбора нефти Вольновского месторождения», рег. № А51-02518-0003, III класс опасности, не обеспечено функционирование необходимых приборов, систем контроля автоматического и дистанционного управления и регулирования технологическими процессами, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты, системы наблюдения (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 626 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
27) на опасном производственном объекте «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов» в паспортах на насосное оборудование не ведутся записи (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 11 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
28) на опасном производственном объекте допущено к эксплуатации насосное оборудование с неисправными манометрами, а именно: разбиты смотровые стёкла, коррозия внутренней поверхности (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 627 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
29) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 1 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года № 538 (далее – Правила проведения экспертизы промышленной безопасности);
30) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 4 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
31) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 5 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
32) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 4 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
33) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 8 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
34) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 9 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
35) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 10 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
36) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 11 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
37) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 12 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
38) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 13 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
39) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 14 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
40) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 15 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
41) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 16 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
42) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 19 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
43) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 20 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
44) не проведена экспертиза промышленной безопасности скважины № 104 в связи с тем, что в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации сооружения опасного производственного объекта «Фонд скважин Вольновского месторождения скв. №№ 1, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 104)», рег. № А51-02518-0001 (нарушены статьи 9, 13 Закона о промышленной безопасности, пункт 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности);
45) не проведены подготовка и аттестация в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала согласно должностным инструкциям в области промышленной безопасности в объёме блока аттестации Б1.17, осуществляющего деятельность на объектах ЗАО «Вольновскнефть», в соответствии со статьёй 9 Закона о промышленной безопасности (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 10 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37, подпункты «ж», «у» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492);
46) не проведены подготовка и аттестация в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала согласно должностным инструкциям в области промышленной безопасности в объёме блока аттестации Б1.19, осуществляющего деятельность на объектах ЗАО «Вольновскнефть», в соответствии со статьёй 9 Закона о промышленной безопасности (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 10 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37, подпункты «ж», «у» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492);
47) на опасном производственном объекте «Пункт сбора нефти Вольновского месторождения» маршевые лестницы не соответствуют требованиям пункта 32 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, а именно: отсутствуют боковые планки высотой не менее 0,15 м, исключающей возможность проскальзывания ног человека (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 32 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
48) не переработан план мероприятий по локализации и ликвидации аварий на опасных производственных объектах ЗАО «Вольновскнефть», утверждённый генеральным директором 12 апреля 2013 года (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 5 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 730);
49) на опасном производственном объекте «Пункт сбора нефти Вольновского месторождения» резервуары не защищены от размыва поверхностными водами, для чего должен быть обеспечен постоянный отвод вод по канализации к очистным устройствам (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункт 789 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности);
50) не обеспечена укомплектованность штата работников опасных производственных объектов в соответствии с установленными требованиями (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Закона о промышленной безопасности).
В ходе проверки административным органом установлено, что ранее выданное предписание от 28 июля 2017 года № П-2782/26/18 в полном объёме не выполнено. ЗАО «Вольновскнефть» выдано предписание от 15 декабря 2017 года № П-5214/26/34.
Административный орган квалифицировал бездействие заявителя по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении ЗАО «Вольновскнефть» составлен протокол от 15 декабря 2017 года об административном правонарушении, которым зафиксированы допущенные нарушения (т.2 л.д.36-40).
15 января 2018 года административным органом вынесено постановление № 26000513 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 400000 руб. (т.2 л.д.44-50) с учётом определения об исправлении описки (опечатки) от 06 февраля 2018 года (т.1 л.д.51).
ЗАО «Вольновскнефть» не согласилось с вынесенным постановлением и оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что факт административного правонарушения и вина заявителя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено, оснований для признания правонарушения малозначительным не установлено. Вместе с тем суд пришёл к выводу, что размер штрафа 400000 руб. будет носить неоправданно карательный характер, и на основании части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизил размер административного штрафа с 400000 руб. до 200000 руб.
Апелляционная коллегия считает решение подлежащим отмене, поскольку пришла к выводу о наличии процессуальных нарушений, допущенных административным органом при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В соответствии с частями 3, 4 и 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные указанным Кодексом, о чём делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нём делается соответствующая запись.
Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если указанные лица извещены в установленном порядке (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В пунктах 10 и 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
То есть нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Лицо, не извещённое надлежащим образом о месте и времени составления протокола, лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника в момент возбуждения дела об административном правонарушении.
Приведённые правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо извещено о проведении этих процессуальных действий заблаговременно, то есть располагает соответствующей информацией и имеет возможность подготовиться к участию в данном процессуальном действии.
Обязанность доказывания факта надлежащего извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении возлагается на административный орган.
Из материалов дела следует, что 15 декабря 2017 года административным органом составлен акт проверки № 5214/26/80.
В тот же день в отношении ЗАО «Вольновскнефть» составлен протокол № 26000513 об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что административный орган не уведомил надлежащим образом ЗАО «Вольновскнефть» о проводимых процессуальных действиях в отношении юридического лица.
Административный орган в свою очередь считает ЗАО «Вольновскнефть» надлежащим образом извещённым о времени и месте составления протокола, поскольку при этом процессуальном действии присутствовал представитель по доверенности. Кроме того, административный орган в отзыве на апелляционную жалобу сослался на уведомление от 06 декабря 2017 года об ознакомлении с результатами проверки и о вручении акта проверки, полученное ФИО3, действующей по доверенности от 01 декабря 2017 года (т.2 л.д.9). Согласно уведомлению законный представитель ЗАО «Вольновскнефть» проинформирован управлением о необходимости явки 15 декабря 2017 года для ознакомления с результатами внеплановой выездной проверки, получения акта проверки, предписания и других материалов проверки. Протокол об административном правонарушении составлен 15 декабря 2017 года в день составления акта проверки и вынесения предписания непосредственно после выявления административного правонарушения. По мнению административного органа, данное обстоятельство исключает необходимость отдельного уведомления на составление протокола.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие надлежащим образом извещённого законного представителя ЗАО «Вольновскнефть».
Административным органом не представлено доказательств надлежащего заблаговременного извещения конкурсного управляющего ЗАО «Вольновскнефть» ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Факт получения заявителем таких уведомлений административным органом не доказан.
Протокол составлен в присутствии представителя заявителя ФИО3, действующей на основании общей доверенности от 01 декабря 2017 года.
Согласно указанной доверенности ФИО3 наделена полномочиями представлять интересы ЗАО «Вольновскнефть» в Нижне-Волжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Ей предоставлено право подавать и получать различного рода заявления, справки, акты, в том числе вносить изменения, дополнения, участвовать при составлении процессуальных документов (протоколов, уведомлений, постановлений и прочее) и в рассмотрении дел об административных правонарушениях, в том числе получать любые процессуальные документы (протоколы, уведомления, постановления и прочее), а также совершать любые иные действия, связанные с выполнением поручения (т.2 л.д.52).
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен при участии представителя, действовавшего на основании общей доверенности от 01 декабря 2017 года, в отсутствие доказательств извещения законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия на участие в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Следовательно, наличие специальной доверенности может служить одновременно и удостоверяющим полномочия документом и подтверждением исполнения административным органом своей обязанности по надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
ФИО3 не является законным представителем, её полномочия установлены доверенностью. Имеющаяся доверенность от 01 декабря 2017 года не может служить доказательством извещения законного представителя, поскольку не содержит сведений о праве ФИО3 представлять интересы заявителя в конкретном административном деле, то есть не является специальной.
Иных доказательств извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом не представлено.
Таким образом, ЗАО «Вольновскнефть» не извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола, в связи с чем указанное лицо не могло реализовать своё право на защиту ввиду отсутствия информации о событии вменённого ему правонарушения и его квалификации.
При этом суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о неизвещении о времени и месте вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
На указанное процессуальное действие конкурсный управляющий извещён определением от 25 декабря 2017 года № 26000513-О, полученным ФИО3, которая согласно доверенности от 01 декабря 2017 года имеет право на получение «любых процессуальных документов».
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Административным органом вынесено постановление о привлечении к административной ответственности при составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что допущенные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку лишили ЗАО «Вольновскнефть» возможности воспользоваться процессуальными правами, предоставленными частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным и отмене.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционная коллегия считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 июня 2018 года по делу № А57-978/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 января 2018 года № 26000513 о назначении административного наказания закрытому акционерному обществу «Вольновскнефть» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Акимова
Судьи С.Г. Веряскина
А.Ю. Самохвалова