АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-21903/2013
г. Казань Дело № А57-9866/2014
07 апреля 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭлектроГенерирующая Компания» – ФИО1, доверенность от 13.01.2015,
в отсутствие:
заинтересованного лица – извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Шараев С.Ю.)
по делу № А57-9866/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭлектроГенерирующая Компания» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании незаконным и отмене пунктов 1-4 предписания от 12.03.2014 № 66,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «ТеплоЭлектроГенерирующая Компания» (далее – ООО «ТЭГК») с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании незаконным и отмене пунктов 1-4 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 12.03.2014 № 66.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2014 в удовлетворении требований ООО «ТЭГК» отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2014 отменено, признаны недействительными пункты 1-4 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области от 12.03.2014 №66.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 как принятого при неправильном применении норм статей 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно?эпидемиологическом благополучии населения», и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив законность постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об его отмене с оставлением в силе решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2014
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в период с 17.02.2014 по 07.03.2014 проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «ТЭГК» санитарных норм и правил.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от 12.03.2014 № 221-в.
По результатам проверки Управлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в адрес ООО «ТЭГК» вынесено предписание от 12.03.2014 №66 об устранении нарушений санитарных норм и правил.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае ООО «ТЭГК» не представило доказательств того, что обжалуемый акт (предписание от 12.03.2014 № 66) не соответствует закону и нарушает права и интересы общества.
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
При проведении проверки было установлено, что ООО «ТЭГК», имеет источники выбросов, а именно согласно отчету № 2-ТП (воздух) за 2013 год на предприятии имеется 71 источник выбросов, в том числе 30 организованных. При наличии источников выбросов предприятие обязано обеспечить исследование качества атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия.
Для устранения указанных нарушений и были внесены в предписание пункты № 1-3.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 20 указанного закона атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В соответствии с разделом 1 областью применения СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" определено, что в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно - профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.
Разделом 4 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" определены гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы.
Пунктом 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" определена обязанность юридических лиц, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: - обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта: - выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Разделом 5 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" установлены требования к организации производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
В соответствии с пунктом 5.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
Следовательно, пункты 1-3 предписания от 12.03.2014 № 66 выданы административным органом в соответствии с требованиями статей 11, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Учитывая, что в данном случае ООО «ТЭГК» не представило суду доказательств того, что обжалуемый акт (предписание от 12.03.2014 № 66) не соответствуют закону и нарушают права и интересы общества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене пунктов 1?4 предписания Управления.
Суд кассационной инстанции считает ошибочным применение судом апелляционной инстанции санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52?ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу части 4 статьи 39 указанного закона нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Санитарные правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» относятся к разделу 2.1.1 и подлежат применению в области «Планировка и застройка населенных мест».
Санитарные правила СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» относятся к разделу 2.1.6 и подлежат применению в области «Атмосферный воздух, воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха».
Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и малых поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных жилых и других помещениях регулируются также статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где санитарные правила СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» относятся к разделу 2.1.6 и подлежат применению в области «Атмосферный воздух, воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха».
Таким образом, поскольку ООО «ТЭГК» имеет источники выбросов, при наличии которых предприятие обязано обеспечивать исследование качества атмосферного воздуха в зоне влияния предприятия, что и было предметом проверки Управления и о чем вынесены оспариваемые пункты предписания, то в данном случае подлежали применению санитарные правила в области регулирования атмосферного воздуха и предусмотренные разделом 2.1.6 «Атмосферный воздух, воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха», а не разделом 2.1.1 «Планировка и застройка населенных мест», касающихся вопросов жилой застройки, что и было предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Учитывая, что пункты 1-4 оспариваемого предписания регулируются статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поэтому суд первой инстанции, установив соответствие указанных пунктов действующему законодательству, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, поскольку судом апелляционной инстанции неправильно применен материальный закон подлежащий применению, вывод суда апелляционной инстанции о признании недействительными пунктов 1.4 предписания Управления от 12.03.2014 № 66 основан на неправильном применении санитарных правил в области – 2.1.1 «Планировка и застройка населенных мест» – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» вместо санитарных правил в области – 2.1.6 «Атмосферный воздух, воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха» – СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
С учетом изложенного, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 подлежит отмене с оставлением в силе решения Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2014.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу № А57-9866/2014 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи М.А. Савкина
И.Ш. Закирова