ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-1543/2021 от 28.06.2021 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А58-1543/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года

Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2021 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Н.И. Кайдаш, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не было;

от заинтересованного лица: не было

установил:

Заявитель, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Саха (Якутия), обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Якутскэкосети» (ООО «Якутсэкосети») к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции от 27.04.2021 заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда несоответствуют обстоятельствам дела. Суд неправильно применил нормы права.

Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представленным отзывом на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 28.06.2021.

Согласно пункту 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru).

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Диспозиция ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (ч.1).

Субъектом данного правонарушения являются, в том числе юридические лица, осуществляющие деятельности на основании лицензии.

Как установил административный орган, ООО «Якутскэкосети» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в центральной зоне Республики Саха (Якутия), включающей в себя территории ГО «город Якутск», ГО «Жатай», Хангаласский, Намский и Горный районы. ООО «Якутскэкосети» осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности 14 № 00219 от 06.05.2016 (т. 1, л.85).

Учитывая указанное обстоятельство, общество, признается субъектом ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения в области предпринимательской деятельности и саморегулируемых организаций.

Непосредственным объектом посягательства являются правоотношения в области предпринимательской деятельности связанной со сбором отходов IV класса опасности, транспортированием отходов IV класса опасности.

Вопросы регулирования указанного вида лицензируемой деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Как следует из акта проверки от 15.02.2021, протокола об административном правонарушении от 25.02.2021 обществу вменяются следующие нарушение ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ состоящее в нарушении подпункта а) пункта 4 Положения о лицензировании утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, подпункта 2 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и выраженное в следующем.

Транспортирование твердых коммунальных отходов на территории Хангаласского и Намского районов РС(Я) ООО «Якутскэкосети» осуществляет с привлечением водителей согласно договорам аренды транспортного средства с экипажем с ООО «Экологические сети Хангалас» от 19.01.2021 № б/н и договора аренды транспортного средства с экипажем с ООО «Эйгэ» № Т-57 от 28.01.2021, в отсутствие трудового договора между ООО «Якутскэкосети» и указанными водителями и документов подтверждающих профессиональное обучение работы с отходами I-IV классов опасности.

Подпунктом а) пункта 4 Положения о лицензировании утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 предусмотрено, что к грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом следующих требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:

а) отсутствие у лицензиата - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;

Пунктом 3 Положения о лицензировании утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 предусмотрено в том числе, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору отходов I - IV классов опасности, в том числе:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;

Частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Из материалов дела следует, что 19.01.2021 Обществом был заключен договор аренды транспортного средства с экипажем с ООО «Экологические сети Хангалас» на транспортирование ТКО в Ханаласском улусе, 28.01.2021 заключен договор аренды транспортного средства с экипажем с ООО «Эйгэ» на транспортирование ТКО в Намеком улусе.

По условиям указанных Договоров, ООО «Экологические сети Хангалас», ООО «Эйгэ» предоставляют для управления транспортными средствами и их технической эксплуатации квалифицированный экипаж, обладающий соответствующей квалификацией, необходимой для работы с отходами соответствующего класса опасности и обеспечивают соответствие составов экипажей и их квалификаций обычной практикой эксплуатации транспортных средств данного вида и условиям Договоров.

В ООО «Экологические сети Хангалас» для работы по транспортированию отходов IV класса опасности привлечен водитель ФИО1 на основании трудового договора от 01.11.2019 года№ 4. ФИО1 имеет удостоверение № ЭБ-1 -1303 от 2018 года о повышении квалификации по курсу: «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами. Обеспечение экологической безопасности при работах с отходами производства и потребления I-IV классов опасности» (количество часов -112 часов) выданного ООО «Научно-исследовательский центр Обеспечения Безопасности Строительного комплекса».

В ООО «Эйгэ» для работы по транспортированию отходов IV класса опасности отходов привлечен водитель ФИО2 на основании трудового договора от 01.01.2019 № 02. ФИО2 имеет удостоверение № 183 от 23.11.2018 о повышении квалификации по курсу: «Право работы с отходами I-IV классов опасности» (количество часов -112 часов) выданного Негосударственным частным образовательным учреждением Дополнительного профессионального образования «Якутский центр технической информации».

Указанные документы были представлены Обществом при составлении протокола об административном правонарушении, что следует из объяснений представителя от 25.02.2021 и по существу не отрицается административным органом. Таким образом, лицензионные требования при осуществлении деятельности, предусмотренные пп. «а» п. 4 Положения ООО «Якутскэкосети» были соблюдены.

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что ООО «Якутскэкосети» обязано было непосредственно заключить договоры с указными водителями, суд апелляционной инстанции находит ошибочными, основанным на неправильном применении положений ст. 15 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым установлено, что лица, которые допущены к транспортированию, отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации.

Как установил суд первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, у водителей, допущенных обществом к транспортированию, отходов I - IV классов опасности имеются документы о соответствующей квалификации.

Подпункт а) пункта 4 Положения о лицензировании утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 следует понимать, что под лицами обязанным иметь документ о соответствующей квалификации, понимаются как работники лицензиата, так и лица, допущенные им, в частности к транспортированию, отходов I - IV классов опасности. Отсутствие трудового договора не освобождает лиц, допущенных лицензиатом, в частности к транспортированию, отходов I - IV классов опасности, от наличия у них квалификации, подтверждаемой соответствующим образом.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что административный орган не представил доказательств наличия в действиях общества события вменяемого правонарушения.

Суд апелляционной инстанции также отмечает следующее.

Из содержания подпункта а) пункта 4 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 следует, что к грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом следующих требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Из названной нормы следует, что квалифицирующим признаком грубого нарушения является деяние, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Между тем ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении не содержат фактов указывающих на то, что противоправные действия общества повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

При этом данная квалификация не должна носить формального характера, а должна быть подтверждена конкретными фактами и доказательствами.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Данные обстоятельства свидетельствует о том, что административный орган не представил в суд доказательств наличия в действиях общества события и состава правонарушения вменяемого правонарушения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).

На основании статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.

В свою очередь, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.

При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (п.7).

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.

На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «27» апреля 2021 года по делу №А10-1543/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов

Судьи Д.В. Басаев

Н.И. Кайдаш