ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-189/2022 от 26.09.2022 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-189/2022

«03» октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Сидоренко В. А., Корзова Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2022 года по делу № А58-189/2022 по исковому заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» (ОГРН <***>, ИНН <***>), индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о признании недействительным договора аренды земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от Прокуратуры РС(Я): ФИО2, представлено служебное удостоверение, поручение,

установил:

заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) (далее – истец, прокуратура) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" (далее – ответчик-1, администрация), индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик-2, предприниматель, ИП ФИО1) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка № 181, о применении последствий недействительности сделки.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2022 года исковое заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено. Признан недействительным договор аренды земельного участка № 181 от 17.09.2021, заключенный между муниципальным образованием «город Нерюнгри» и индивидуальным предпринимателем ФИО1. П-ны последствия недействительности сделки – суд обязал индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) возвратить Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 14:19:102005:4060, площадью 303 кв.м., расположенный в г. Нерюнгри 30 метров на юговосток от здания № 9 по ул. Карла Маркса. Взыскана с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчики обратились с апелляционными жалобами.

Как следует из апелляционной жалобы Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри", учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения НТО: как с предоставлением такого участка, гак и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии в правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта. Администрация указывает, что оспариваемый договор аренды заключен в полном соответствии с Порядком рассмотрения предложений юридических и физических лиц для заключения договоров аренды земельных участков, планируемых к включению в схему размещения нестационарных торговых объектов, а также предложений о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Нерюнгри». Порядок никем не оспаривался, в том числе Прокуратурой Республики Саха (Якутия).

Как следует из апелляционной жалобы ИП ФИО1, отсутствие порядка заключения договора аренды и возможные процессуальные нарушения в установлении регламента не должны ограничивать право ИП ФИО1 на эксплуатацию нестационарных торговых объектов в местах, предусмотренных Схемой, в целях осуществлении торговой деятельности в установленном законом порядке на возмездной основе до утверждения уполномоченным органом соответствующего порядка размещения НТО и осуществления надлежащих действий в соответствии с таким порядком. Предприниматель также указал на возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения НТО: как с предоставлением такого участка, гак и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в НТО, на использование земель в соответствии в правилами, установленными главой V.6 ЗК РФ, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта. По мнению предпринимателя, решение суда первой инстанции противоречит сложившейся судебной практике.

В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором прокуратура выводы суда первой инстанции поддержала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 13.08.2022.

В судебном заседании 19 сентября 2022 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 17 часов 20 минут 26 сентября 2022 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Ответчики представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчиков.

Представитель прокуратуры в судебном заседании доводы возражений на апелляционные жалобы поддержал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05.09.2016 Нерюнгринской городской администрацией вынесено постановление № 24-НПА «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Муниципального образования «Город Нерюнгри».

15.09.2019 от ИП ФИО1 в администрацию поступило заявление о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> м. на юго-восток от здания № 9 по ул. Карла Маркса, кадастровый номер 14:19:102005, площадью 303 кв.м, для размещения на указанном земельном участке нестационарного торгового объекта.

02.07.2019 Нерюнгринская городская администрация вынесла постановление № 22- НПА «О внесении изменений в постановление от 05.09.2016 № 24-НПА «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Муниципального образования «Город Нерюнгри».

Согласно утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Нерюнгри» ИП ФИО1 предоставлен участок с учетным номером 162.

На основании указанного постановления между администрацией и предпринимателем были заключены следующие договоры в отношении спорного земельного участка:

- договор аренды земельного участка от 28.06.2019 № 213 со сроком действия с 02.07.2019 по 30.06.2020;

- договор аренды земельного участка от 11.09.2020 № 172 со сроком действия с 11.09.2020 по 10.09.2021.

17.09.2021 на основании постановления Нерюнгринской городской администрации от 05.09.2016 № 24-НПА «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Муниципального образования «Город Нерюнгри» между муниципальным образованием «город Нерюнгри» (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 181 (далее – договор), по условиям пункта 1.1. которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату и во временное пользование земельный участок, находящийся в государственной собственности из земель населенных пунктов с кадастровым номером 14:19:102005:4060, общей площадью 303 кв.м., расположенный: Республика Саха (Якутия), <...> м на Юго-Восток от здания № 9 по ул. Карла Маркса, адресные ориентиры, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно пункту 1.2. договора арендатор использует земельный участок в следующих целях: для завершения установки нестационарного торгового объекта. В случае смены специализации торговли, арендатор обязан обратиться в уполномоченный орган для внесения изменений в схему нестационарных торговых объектов.

Разрешенное использование: предпринимательство (пункт 1.3. договора).

В соответствии с пунктом 2.1. договора срок аренды земельного участка установлен с 11.09.2021 по 09.09.2022 и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 11.09.2021.

Прокурор, полагая, что размещение нестационарного торгового объекта на землях муниципальной собственности осуществляется без предоставления земельного участка в аренду на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, действующей на территории муниципального образования, обратился в суд с настоящим иском о признании договора аренды земельного участка № 181 от 17.09.2021 недействительным и применении последствий ее недействительности, защите нарушенных прав и законных интересов неопределённого круга лиц, а также в публичных интересах РФ, МО «Город Нерюнгри».

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчики обратились в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Соответствующее право прокурора на предъявление иска о признании недействительной сделки закреплено в абзаце 2 части 1 статьи 52 АПК РФ, в соответствии с которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 №15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзаце 2 и 3 части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.

Поскольку понятие публичный интерес законодательно не определено, вопросы о том, нарушаются ли сделкой публичные интересы и необходимо ли суду признать сделку недействительной, должны разрешаться судом исходя из характера и последствий допущенных при совершении сделки нарушений с учетом всех обстоятельств дела.

Заключение в нарушение градостроительного, земельного и гражданского законодательства договора аренды не может соответствовать принципам добросовестного ведения деятельности участниками гражданского оборота и баланса публичных и частных интересов, и, как следствие, может повлечь нарушение прав публичного собственника и неопределенного круга лиц.

Предъявленный прокурором иск направлен на защиту названных интересов, недопущение заключения таких договоров в будущем и служит целям реализации таких задач судопроизводства в арбитражных судах, как укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также формирование уважительного отношения к закону (статья 2 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избранный заинтересованным лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).

В силу части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Общие положения о договоре аренды урегулированы параграфом 1 главы 34 ГК РФ, согласно пункту 2 статьи 607 которой законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных объектов.

Из смысла и содержания указанных норм права следует, что нормы земельного законодательства являются специальными и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского законодательства при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.

В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее – Закон № 381-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Указанная норма направлена на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов (Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 № 225-О).

При этом, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, законодатель установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.

С 01.03.2015 в соответствии со статьями 39.33 и 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом № 381-ФЗ без заключения договора аренды земельного участка.

Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлен Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 (далее - Правила № 772).

Правилами также предусмотрен порядок внесения изменений в схему размещения объектов, согласно которому орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения с указанием нормативов и фактических показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования, цели использования объектов, включаемых в схему размещения, видов объектов, планируемых к включению в схему размещения, а также планируемые сроки размещения объектов (пункты 4 - 6 Правил № 772).

На основании Закона № 381-ФЗ в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Саха (Якутия) приказом Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) от 28.05.2020 № П119/од утвержден Порядок разработки, утверждения, изменения и дополнения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) (далее - Порядок).

Порядок определяет основные требования к разработке, утверждению, изменению и дополнению схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – Схема), размещенных и планируемых к размещению на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (пункт 1.2).

Согласно пункту 1.3. Порядка включению в Схему подлежат следующие виды нестационарных торговых объектов: павильон, киоск, палатка, автомагазин, автолавка, автофургон, автоприцеп, автоцистерна, сезонная (летняя) площадка (кафе), временная торговая площадка, торговый (вейдинговый) автомат, тонар, передвижной торговый аппарат.

Схема размещения нестационарных торговых объектов - разработанный и утвержденный органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документ, которым определены виды нестационарных торговых объектов, их местоположение и размер площади места размещения, специализация, срок, период размещения, основание предоставления права размещения, а также сведения об использовании нестационарного торгового объекта субъектами малого или среднего предпринимательства (далее - Схема) и самозанятыми гражданами (раздел 2 Порядка).

В пункте 3.3. Порядка схема представляет собой адресный перечень мест размещения нестационарных торговых объектов, в котором должны быть указаны:

учетный номер места размещения нестационарного торгового объекта;

местонахождение (размещение, адресный ориентир) нестационарного торгового объекта;

наименование органа, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, здания, строения, сооружения;

вид торговли (без перемещения, развозная, разносная); размер торговой площади объекта;

специализация нестационарного торгового объекта (ассортимент реализуемых товаров с указанием групп товаров, если торговля специализированная);

срок размещения нестационарного торгового объекта;

период размещения - для сезонных нестационарных торговых объектов и временных торговых площадок;

основание предоставления права размещения нестационарного торгового объекта (фактическое размещение на момент утверждения схемы, аукцион, вид правоустанавливающего документа);

сведения об использовании нестационарного торгового объекта субъектами малого или среднего предпринимательства.

Схема разрабатывается с учетом требований, предусмотренных нормами земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, в сфере сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.

Указанные требования не могут использоваться для ограничения конкуренции, в том числе создания преимущественных условий для стационарных и нестационарных торговых объектов (пункт 3.4. Порядка).

Разработка Схемы осуществляется на основании результатов инвентаризации фактически размещенных нестационарных торговых объектов и объектов, установка и размещение которых были разрешены (согласованы или иным образом санкционированы) до принятия решения о разработке Схемы (пункт 3.9. Порядка).

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Нерюнгри», порядок разработки, утверждения, изменения и дополнения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Нерюнгри» утверждены постановлением Нерюнгринской городской администрации от 28.04.2021 № 28-НПА (далее - Порядок).

Согласно Приложению № 2 к указанному постановлению временный торговый павильон ИП ФИО1 по адресу: РС(Я) , <...> метров на юго-восток от 14 здания № 9 по ул. Карла Маркса, площадью 303 кв.м. включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Нерюнгри» (учетный номер № 162).

Постановлением Нерюнгринской городской администрации от 15.06.2021 № 36-НПА внесены изменения в Постановление от 28.04.2021 № 28-НПА, в частности Приложение № 2 и № 4 изложены в новой редакции.

Приложение № 4 к постановлению изложено в новой редакции: «Организация работы по приему заявлений юридических и физических лиц для заключения договоров аренды земельных участков, планируемых к включению в схему размещения нестационарных торговых объектов».

Согласно пункту 1.1. Приложения № 4 Порядок рассмотрения предложений юридических и физических лиц для заключения договоров аренды земельных участков, планируемых к включению в схему размещения нестационарных торговых объектов, а также предложений о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Нерюнгри» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации и организациями закреплённого за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определяет порядок и сроки рассмотрения обращений граждан и организаций.

Рассмотрение предложений юридических и физических лиц для заключения договоров аренды земельных участков, планируемых к включению в схему размещения нестационарных торговых объектов, а также предложений о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Нерюнгри» осуществляется Комиссией по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Нерюнгри» (далее Комиссия) (пункт 1.3. Приложения № 4).

В соответствии с пунктом 4.1. Приложения № 4 заявления юридических и физических лиц на заключение договоров аренды земельных участков, планируемых к включению в схему размещения нестационарных торговых объектов, а также предложений о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Нерюнгри» рассматриваются в течение 30 (тридцать) дней.

Не позднее срока, указанного в абзаце первом пункта 4.1. настоящего Порядка, администрация МО «Город Нерюнгри» обязана заключить договор аренды земельного участка / включить место размещения объекта нестационарной торговли по заявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, а также союзов, ассоциаций и общественных объединений, в Схему либо направить заявителю письменный мотивированный отказ (пункт 4.4. Приложения № 4).

Спорный договор был заключен в период действия постановления Нерюнгринской городской администрации от 28.04.2021 № 28-НПА.

В обоснование правомерности заключения спорного договора ответчики ссылаются на порядок, установленный в Приложении № 4 к постановлению Нерюнгринской городской администрации от 28.04.2021 № 28-НПА.

Как следует из материалов дела, ни прокуратура, ни суд первой инстанции не делали выводов о нарушении администрацией порядка включения ИП ФИО1 в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Вместе с тем, суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокуратуры, правильно указал следующее.

Законодатель установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Следовательно, включение субъекта предпринимательской деятельности в схему размещения нестационарных торговых объектов не влечет автоматическое возникновение прав на землю под нестационарными торговыми объектами.

Поскольку при включении схемы размещения нестационарных торговых объектов права на земельный участок не возникают у субъекта предпринимательской деятельности, то предоставление земельного участка в аренду должно производиться в соответствии с земельным законодательством.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Статьей 39.6 данной главы, вступившей в силу 01.03.2015, установлены основания, при наличии которых допускается заключение договора аренды без проведения торгов, а пунктом 12 статьи 39.8 предусмотрено, что в случае заключения договоров аренды публичных земельных участков без проведения торгов арендатор вправе выбирать срок аренды.

Однако статьей 39.6 ЗК РФ не предусмотрено предоставление публичных земельных участков без проведения торгов для размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи.

С учетом принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1, подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ) исключительно наличие зданий и сооружений (объектов капитального строительства) в собственности лица дает ему право на приобретение земельного участка муниципальной собственности, на котором они размещены, в аренду без проведения торгов. Аналогичное право у правообладателя нестационарного торгового объекта не возникает.

В рассматриваемом случае на земельном участке объекты недвижимого имущества предпринимателя отсутствуют, что также подтверждается заключением строительно-технической экспертизы от 11.05.2022 № 2022-02-05, конкурс (торги) не проводились.

При таких обстоятельствах, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что передача спорного земельного участка в аренду без торгов нарушает нормы земельного законодательства.

Поддерживая данный вывод суда первой инстанции, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы, отмечая, что они не опровергают вывод суда о том, что договор был подписан без соблюдения порядка его заключения, при этом принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств проведения торгов.

При таких обстоятельствах доводы ответчиков об обоснованности заключения спорного договора аренды земельного участка обоснованно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном толковании норм права с указанием на то, что наличие ранее заключенных договоров аренды земельного участка не свидетельствует о законности спорного договора и соблюдения порядка его заключения.

Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод предпринимателя, заявленный также в апелляционной жалобе, о том, что отсутствие порядка заключения договора аренды и возможные процессуальные нарушения в установлении регламента не должны ограничивать право предпринимателя на эксплуатацию нестационарных торговых объектов в местах, предусмотренных схемой в целях осуществления торговой деятельности в установленном законом порядке на возмездной основе до утверждения уполномоченным органом соответствующего порядка размещения НТО и осуществления надлежащих действий в соответствии с таким порядком. Суд первой инстанции верно указал, что признанием спорного договора аренды недействительным права предпринимателя на эксплуатацию нестационарных торговых объектов не нарушаются ввиду использования нестационарного торгового объекта на основании утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов.

В связи с вышеизложенным, исковые требования о признании недействительным договора аренды земельного участка № 181, заключенного 17.09.2021 между администрацией и предпринимателем, судом первой инстанции обоснованы удовлетворены.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (части 2 статьи 167 ГК РФ).

Учитывая, что при заключении оспариваемого договора земельный участок был передан по акту приема-передачи, суд первой инстанции применил последствия недействительности сделки в виде обязания индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) возвратить Администрации муниципального образования "Город Нерюнгри" по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 14:19:102005:4060, площадью 303 кв.м., расположенный: Республика Саха (Якутия), <...> метров на юго-восток от здания № 9 по ул. Карла Маркса.

С учетом установленных обстоятельств, апелляционный суд полагает применение судом последствий недействительности договора обоснованным.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2022 года по делу № А58-189/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Ломако

Судьи В.А.Сидоренко

Н.А.Корзова