ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-2318/06-ФО2-802/2007 от 05.04.2007 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№А58-2318/06-ФО2-802/2007

5 апреля 2007 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьёвой Н.М.,

судей: Кулакова В.И., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителей: федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» - ФИО1 (доверенность № ДГ-08/187 от 01.08.06), государственного унитарного предприятия «Технический центр телевидения и радиовещания» - ФИО2 (доверенность № 11/257 от 05.02.05), Правительства Республики Саха (Якутия) – ФИО3 (доверенность № 759-ЕБ от 29.0906), Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) - ФИО4 (доверенность № 01/06 от 9.01.07), Федерального агентства по управлению федеральным имуществом – ФИО5 (доверенность от 29.12.06. №13-11-04/31656),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» на определение от 15 декабря 2006 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-2318/06 (суд первой инстанции: Харлампьева Л.К.),

установил:

Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с иском к субъекту Российской Федерации – Республике Саха (Якутия) в лице Правительства Республики Саха (Якутия) и Президента Республики Саха (Якутия) о признании права собственности на имущество государственного унитарного предприятия «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» (далее – ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)») согласно приложению к исковому заявлению.

В соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)», федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»).

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10288 от 12 апреля 2006 года ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» исключено из числа третьих лиц и на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика. Дело №10288/02 направлено по подсудности в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), в связи с тем, что по характеру отношений возникшего спора настоящее дело не может быть отнесено к экономическому спору между Российской Федерации и субъектом Российской Федерации и фактически является спором о правах на недвижимое и связанное с ним движимое имущество между Российской Федерацией и ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)», и объекты спорного недвижимого имущества находятся на территории Республики Саха (Якутия).

Определением от 5 мая 2006 года дело, направленное из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принято к производству Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).

Определением арбитражного суда от 8 июня 2006 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечено Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

4 декабря 2006 года между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом от имени Российской Федерации, с одной стороны и Правительством Республики Саха (Якутия) в лице Первого заместителя руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам и взаимодействию с федеральным органами Российской Федерации Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» в лице Министра имущественных отношений Республики Саха (Якутия), действующего по доверенности, выданной ОАО «Сахателеком», с другой стороны, подписали мировое соглашение на следующих условиях:

«1. Стороны мирового соглашения согласились с тем, что Российской Федерации принадлежит на праве собственности движимое и недвижимое имущество, созданное до 25 ноября 1992 года и находящееся в пользовании государственного предприятия «Связьинформ».

2. Во исполнение пункта 1 мирового соглашения Республика Саха (Якутия) и ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» обеспечивают в течении 6 месяцев с даты утверждения мирового соглашения по делу №А58-2318/06 передачу имущества, указанного в пункте 1 мирового соглашения, приложение №1 к мировому соглашению, в собственность Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества по Республике Саха (Якутия).

3. Республика Саха (Якутия) обеспечивает отказ ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» от права хозяйственного ведения на имущество, указанное в пункте 2 мирового соглашения, при необходимости, в том числе, путём реализации Республикой Саха (Якутия) полномочий, установленных подпунктом 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных муниципальных унитарных предприятиях».

4. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий настоящего мирового соглашения стороны вправе, в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве, удовлетворить свои требования в принудительном порядке.

5. Настоящее мировое соглашение заключено и подписано в трёх подлинных экземплярах, по одной для каждой из сторон, и один экземпляр для передачи арбитражного суда. К настоящему мировому соглашению прилагается 1 приложение, являющееся составной частью мирового соглашения. Настоящее мировое соглашение вступает в силу с момента его утверждения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия). С вступлением в силу настоящего мирового соглашения, производство по делу №А58-2318/2006 прекращается».

В соответствии с дополнением к мировому соглашению от 15.12.2006 стороны согласились внести дополнения в пункт 5 мирового соглашения от 4 декабря 2006 года в следующей редакции:

«Настоящее мировое соглашение заключено и подписано в трех подлинных экземплярах, по одной для каждой из сторон, и один экземпляр для передачи арбитражному суду. К настоящему мировому соглашению прилагаются 1 (одно) приложение, являющееся составной частью мирового соглашения.

Настоящее мировое соглашение вступает в силу с момента его утверждения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия). С подписанием настоящего мирового соглашения стороны не имеют иных претензий в отношении имущества, указанного в приложении №1 к исковому заявлению по настоящему делу. С вступлением в силу настоящего мирового соглашения производство по делу №А58-2318/2006 прекращается».

Определением арбитражного суда от 15 декабря 2006 года принят отказ Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от иска к субъекту Российской Федерации – Республике Саха (Якутия) от требования о признании права собственности Российской Федерации на определённое движимое и недвижимое имущество по Перечню находящегося на балансе ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» по состоянию на 01.01.2002 на сумму 81 786 935 рублей. Производство по делу в данной части прекращено.

Определением арбитражного суда от 15 декабря 2006 года удовлетворено ходатайство ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» об исправлении опечатки. Суд исправил опечатку в преамбуле мирового соглашения от 4 декабря 2006 года , указав, что следует считать написанным «ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» в лице Министра имущественных отношений Республики Саха (Якутия) ФИО6, действующей по доверенности, выданной ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)».

В удовлетворении ходатайства ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» о внесении изменений в пункт 2 мирового соглашения в виде замены предлога в фразе «…имущества, указанного в пункте 1 мирового соглашения и приложении №1 к мировому соглашению…» на фразу «…имущества, указанного в пункте 1 мирового соглашения, в том числе приложения №1 к мировому соглашению…».

Суд утвердил мировое соглашение без номера от 4 декабря 2006 года с дополнениями от 15 декабря 2006 года на следующих условиях:

«1. Стороны мирового соглашения согласились с тем, что Российской Федерации принадлежит на праве собственности движимое и недвижимое имущество, созданное до 25 ноября 1992 года и находящееся в пользовании государственного предприятия «Связьинформ».

2. Во исполнение пункта 1 мирового соглашения Республика Саха (Якутия) и ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» обеспечивают в течении 6 месяцев с даты утверждения мирового соглашения по делу №А58-2318/06 передачу имущества, указанного в пункте 1 мирового соглашения приложение №1 к мировому соглашению в собственность Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества по Республике Саха (Якутия).

3. Республика Саха (Якутия) обеспечивает отказ ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» от права хозяйственного ведения на имущество, указанное в пункте 2 мирового соглашения, при необходимости, в том числе путём реализации Республикой Саха (Якутия) полномочий, установленных подпунктом 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных муниципальных унитарных предприятиях».

4. В случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения условий настоящего мирового соглашения стороны вправе, в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве, удовлетворить свои требования в принудительном порядке.

5. Настоящее мировое соглашение заключено и подписано в трех подлинных экземплярах, по одной для каждой из сторон, и один экземпляр для передачи арбитражному суду. К настоящему мировому соглашению прилагаются 1 (одно) приложение, являющееся составной частью мирового соглашения.

Настоящее мировое соглашение вступает в силу с момента его утверждения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия). С подписанием настоящего мирового соглашения стороны не имеют иных претензий в отношении имущества, указанного в приложении №1 к исковому заявлению по настоящему делу. С вступлением в силу настоящего мирового соглашения, производство по делу №А58-2318/2006 прекращается».

Не согласившись с принятым по делу определением арбитражного суда об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, утверждённое по настоящему делу мировое соглашение противоречит положениям статей 49, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Имущество, находящееся на балансе ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)», являющееся предметом настоящего спора, относится к федеральной собственности и необходимо ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» для формирования единого производственно-технологического комплекса на базе государственных телевизионных и радиовещательных сетей. Между тем, мировое соглашение заключено в отношении части имущества, без учёта того, что всё спорное имущество составляет единый производственно-технологический комплекс для телерадиовещания в пределах Республики Саха (Якутия).

В нарушении требований статьи 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение не содержит согласованные сторонами сведения об условиях исполнения обязательства друг перед другом.

Кроме того, в резолютивной части определения не указано конкретное имущество, передаваемое по соглашению, что делает невозможным его исполнение.

В дополнении к кассационной жалобе заявитель указал, что проведенной проверкой установлен факт нахождения в наличии у ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания» Республики Саза (Якутия) федерального имущества, не вошедшего в перечень имущества, подлежащего возврату.

В отзывах на кассационную жалобу Правительство Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) возразили против доводов жалобы, указав на законность определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу.

Присутствующие в судебном заседании представители сторон подтвердили свои требования и возражения.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого определения об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.

В силу статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе утвердить мировое соглашение, если оно не противоречит законам, иным нормативным актам, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Утверждая мировое соглашение от 4 декабря 2006 года, суд исходил из того, что оно не противоречит действующему законодательству и не затрагивает интересы каких-либо иных лиц.

Вместе с тем, данные выводы являются недостаточно обоснованными и не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Согласно частям 4, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 настоящего Кодекса. Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.

Мировое соглашение является разновидностью гражданско-правовой сделки, которая совершается лицами, связанными гражданским правоотношением, для защиты права и прекращения возникшего между ними спора.

Процедура заключения мирового соглашения установлена правилами, содержащимися в статьях 138 - 142 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

Таким образом, утверждая мировое соглашение, суд обязан проверить, не нарушает ли указанное мировое соглашение права и законные интересы других лиц.

В соответствии с Приложением №1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27.12.91 объекты государственной собственности, указанные в данном Приложении, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В пункте 6 раздела IV Приложения №1 к указанному Постановлению прямо названы объекты государственной собственности - предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) №904 от 09.11.1994 создано государственное предприятие Республики Саха (Якутия) «Сахателеком» (далее – ГП «Сахателеком») путём реорганизации (слияния) государственного предприятия связи и информатики «Россвязьинформ» и государственного предприятия «Радиотелевизионный передающий центр». ГП «Сахателеком» является правопреемником предприятий, на базе которых оно образовано.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №29 от 23.01.1996 создано ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)» на базе имущества переданного от ГП «Сахателеком», относящегося к телевидению и радиовещанию.

Таким образом, в силу прямого указания закона, спорные объекты недвижимости относятся к федеральной собственности (Приложении N 1 к Постановлению №3020-1 от 27.12.91).

Указом Президента Российской Федерации №1031 от 13.08.2001 создано ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в целях совершенствования сети распространения телерадиопрограмм в Российской Федерации и формирования единого производственно-технологического комплекса на базе государственных телевизионных и радиовещательных сетей.

ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, как лицо, заинтересованное в передачи ему спорного имущества в хозяйственное ведение для осуществления возложенных на него задач.

Как следует из материалов дела, предметом иска является движимое и недвижимое имущество остаточной стоимостью 153 621 595 рублей, находящееся в ведении ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)».

Между тем, мировое соглашение заключено между истцом и ответчиками лишь на часть имущества ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия)», общей остаточной стоимостью 71 834 660 рублей без указания перечня имущества, в отношении которого стороны договорились о передаче в федеральную собственность.

ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» полагает, что всё имущество ГУП «Технический центр телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия) составляет единый производственно-технологический комплекс для телерадиовещания в пределах Республики Саха (Якутия)» и необходим ему для осуществления возложенных на него задач.

Арбитражный суд при утверждении мирового соглашения не исследовал указанные выше обстоятельства, не установил, нарушаются ли мировым соглашением права и законные интересы ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».

В соответствии с пунктом 6 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 7 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении арбитражного суда указываются условия мирового соглашения.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), утверждая мировое соглашение о передаче имущества в федеральную собственность, не указал в его резолютивной части перечень имущества, подлежащего передаче.

Таким образом, определение об утверждении мирового соглашения от 15 декабря 2006 года является необоснованным, принято по неполно выясненным обстоятельствам, что могло привести к принятию неправильного определения.

Кроме того, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при применении норм главы 15 Кодекса арбитражным судам необходимо исходить из того, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативно-правовыми актами, регулирующими их деятельность.

Суд при утверждении мирового соглашения не выяснял, не вышел ли истец при заключении мирового соглашения за пределы полномочий, предоставленных ему нормативно-правовыми актами, регулирующими его деятельность.

Учитывая изложенное, на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьи 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение от 15 декабря 2006 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-2318/06 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть все указанное в настоящем постановлении.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 15 декабря 2006 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-2318/06 об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М. Воробьёва

Судьи

В.И. Кулаков

И.П. Миронова