ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-2604/14 от 28.07.2015 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело № А58-2604/2014

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Первушиной М.А.,

судей:  Скубаева А.И., Уманя И.Н.,  

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2015 года по делу № А58-2604/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В., Сидоренко В.А.),

установил:

 Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769,  далее – общество, истец)  обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (ОГРН 1031401720162, далее –  комитет, ответчик) о взыскании 206 720 рублей 62 копейки, в том числе 189 485 рублей             00 копеек сумма неосновательного обогащения за период арендных платежей с 09.09.2013 по 31.12.2013 и 17 235 рублей 62 копейки проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.09.2013 по 13.10.2014, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической оплаты основного долга.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.           

Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля                  2015 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2014 года.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 15837/11, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не  может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 для земель федеральной собственности.

В отзыве на кассационную жалобу комитет считает доводы изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе,  Арбитражный суд Восточно – Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности  доводов  кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключены  договоры аренды  расположенных в Нерюнгринском районе земельных участков от 09.01.2007 № 30, 26, 34, 32,  29, 33, 31, 35, 105, 36, 99, 90, 91, 92, 81, 82, 83, 86, 87, 88, 100,  108, 109, 110, 111, 52, 50, 62, 53, 54, 60, 61, 38, 39, 41,                   40, 55, 56, 57, 64, 68, 44, 45, 43, 48, 49, 101, от 11.11.2009 № 584, от 22.02.2007 № 84, от 21.04.2010 № 257, от 19.04.2010 № 248, от 04.05.2010 № 277, от 21.04.2010 № 258, от 16.08.2012 № 321, 320, от 25.09.2012 № 375.

В соответствии с условиями перечисленных договоров ставка арендной платы за арендуемые земельные участки установлена в размерах: 2%, 4%

За 2013 год всего по указанным договорам аренды, истцом произведено внесение арендной платы в размере 891 110 рублей 00 копеек, рассчитанной ответчиком, исходя из базовых ставок арендной платы, утвержденных решением 7 сессии депутатов Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 № 4-7.

Полагая перечисленные обществом платежи по указанным договорам за указанные периоды в части суммы 189 485 рублей 00 копеек  излишне уплаченными, истец обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с вышеуказанным иском.

 Арбитражный суд  первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17 апреля 2012 года № 15837/11, указав, что арендная плата по договорам превышает предельный размер арендной платы за земельные участки предоставленные (занятые) для размещения, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582) и Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года  № 217 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» (далее - Приказ № 217).  Разница составляет 189 485 рублей 00 копеек. Представленные в материалы дела платежные поручения подтверждают обстоятельства излишне уплаченной обществом арендной платы в спорный период. Сам факт уплаты и поступления денежных средств ответчиком не оспаривается.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований исходил из того, что утвержденные Постановлением № 582 принципы не содержат требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Названным Постановлением № 582 не утверждалась единая методика расчета ставок арендной платы. Из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Из статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»  следует, что арендная плата за публичные земли является регулируемой. Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в его текст подобных изменений.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ) установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.

Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26 в пределах компетенции, определенной пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ.

Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды) размер арендной платы определяется договором аренды. При этом указанной нормой закреплено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Реализуя такое правомочие, Правительство Российской Федерации Постановлением № 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Между тем Правила, утвержденные постановлением № 582, определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации (пункт 1 Правил).

Постановлением № 582 единая методика расчета ставок арендной платы для всех публичных земель не утверждалась, как и предельный размер арендной платы для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и государственная собственность на которые не разграничена.

Требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности, утвержденные Постановлением № 582 Правила также не содержат.

При расчете суммы неосновательного обогащения, составляющей переплату по арендным платежам за земельные участки, истцом применена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленная Приказом № 217.

Однако, Приказом №217 установлены ставки арендной платы за федеральные земельные участки.

Таким образом, поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Данные правовые подходы сформулированы в Определении Верховного Суда Российской Федерации № 22-АПГ14-4 от 24 декабря 2014 года.

В настоящем деле при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался  постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", которое принято в пределах полномочий субъекта, определенных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ, не признано в установленном порядке противоречащем действующему законодательству.

Согласно п.1.1. Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участок, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 января 2008 года № 26, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления. Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок.

В соответствии с решением Нерюнгринского районного Совета от 09.04.2009 № 4-7 "Установление базовых ставок и льгот по арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Нерюнгринского района" (с последующими изменениями), ставка арендной платы по виду разрешенного использования "для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения и т.п." установлена в размере 2% для Нерюнгри, 2,5% для Чульмана, Беркакита, Серебряного Бора, 1,7% для Золотинки, Хани, Иентра (п.9 приложения №1), а по виду разрешенного использования «для разработки полезных ископаемых, размещений железнодорожных путей и т.д.», в том числе «размещение и эксплуатация объектов энергетики» - 4% для всех населенных пунктов (п.13 приложения №1). Согласно приложению №2 для земельных участков промышленности установлена базовая ставка арендной платы 2%. (Приложениями к решению № 4-16 от 10.02.2010 Нерюнгринского районного Совета установлены те же ставки).

После установления указанных ставок арендной платы между сторонами были заключены к ряду договоров дополнительные соглашения.

Кадастровая стоимость земельных участков была установлена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 декабря 2008 года № 541 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" (последующее утверждение кадастровой стоимости состоялось при вынесении Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года № 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)").

Судом не установлено несоответствий между кадастровой стоимостью, ставками арендной платы, видами использования земельных участков, которые бы повлияли на правильность производившихся расчетов арендной платы. Соответствующих доводов, в том числе, обществом, не заявлено, контррасчетов не представлено. Более того, согласно представлявшимся обществом расчетам, оно с математической правильностью ранее производившихся расчетов было согласно, производило их оплату.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля       2015 года по делу № А58-2604/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Председательствующий

Судьи

М.А. Первушина

А.И. Скубаев

И.Н. Умань