АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 14
Тел./факс (3952) 210-170, 210-172; http://www.fasvso.arbitr.ru; e-mail: info@ fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Иркутск | №А58-3139/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Шелёминой М.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Государственного бюджетного учреждения «Академия наук Республика Саха (Якутия)» – ФИО1 (доверенность от 15.01.2015), Счетной палаты Республики Саха (Якутия) – ФИО2 (доверенность от 09.02.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения «Академия наук Республики Саха (Якутия)» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года по делу № А58-3139/2014 , постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции – Евсеева Е.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н., Сидоренко В.А.),
установил:
Государственное бюджетное учреждение «Академия наук Республики Саха (Якутия)» (ОГРН <***>, г. Якутск, далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, г. Якутск, далее – Счетная палата) о признании недействительным представления от 11.06.2014 № 01/1-07/09 в части, устанавливающей нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 902,6 тысяч рублей, в том числе путем нарушения требования закона при присуждении и выплате стипендий молодым научным сотрудникам и аспирантам, достигшим возраста 33 лет, на сумму 660 000 рублей (пункт 6.1 мотивировочной части представления), а также в части, устанавливающей обязанность принять меры по возврату в бюджет Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 902,6 тысяч рублей, касающейся суммы 660 000 рублей (пункт 2 резолютивной части представления).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Действия Академии наук носили как адресный так и целевой характер, на получение бюджетных средств выдвигались молодые научные сотрудники и аспиранты (принцип адресности) на период подготовки диссертации, монографии, научных разработок, имеющих высокую научную ценность, сроком на 1 год (целевой характер).
Следовательно, соблюдение требований в части адресности и целевого характера Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 22.11.1994 № 921 не может расцениваться как нецелевое расходование бюджетных средств.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Счетной палаты считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 19 февраля 2015 года до 12 часов 20 минут 26 февраля 2015 года, о чем сделано публичное извещение. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Счетной палатой проведена проверка Академии наук на предмет процесса формирования и использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на осуществление мероприятий по научно-техническому и инновационному развитию Республики Саха (Якутия) за период деятельности Учреждения - 2010, 2011, 2012.
По итогам проведенной проверки Счетной палатой составлен акт № 14/02 от 07.02.2014, где зафиксированы выявленные нарушения, в том числе, нарушение пункта 3 Положения о порядке присуждения и выплаты государственной стипендии Республики Саха (Якутия), утвержденного распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.1994 № 1364, а именно, присуждение и выплата научным работникам, достигшим возраста 33 года, стипендии на общую сумму 660,0 тысяч рублей: в 2010 году - 240,0 тысяч рублей; в 2011 году - 120,0 тысяч рублей; в 2012 году - 300,0 тысяч рублей;
11.03.2014 Счетной палатой вынесено представление в адрес Академии наук о нарушении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, предусмотренного статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившегося в израсходовании средств бюджета, предусмотренных сметными назначениями на 2010-2011 годы, бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств на 2012 год и средств субсидии, представленных на выполнение государственного задания, на иные цели на общую сумму 902,6 тысяч рублей, в том числе 660,0 тысяч рублей на выплату стипендий научным работникам, достигшим возраста 33 года. (пункт 6.1 мотивировочная часть) и о принятии меры по возврату в бюджет Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого расходования бюджетных средств в размере 902,6 тысяч рублей (пункт 2 резолютивная часть).
Не согласившись с представлением в части признания выплаты стипендии на общую сумму 660,0 тысяч рублей научным работникам, достигшим возраста 33 года, не соответствующим установленному порядку, Академия наук направила Счетной палате возражение от 23.04.2014 № 01-294/25.
Рассмотрев возражение учреждения, Счетная палата направила заключение от 29.04.2014 № 07-07/690 о непринятии представленного возражения.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Академии наук с соблюдением установленных сроков в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое представление не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствует законодательству.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты законными и не подлежащими отмене в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (статья 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, Указом Президента Республики Саха (Якутия) № 921 от 22.11.1994 года, в целях укрепления и дальнейшего развития системы подготовки молодых научных кадров в Республике Саха (Якутия) учреждено с 1 января 1995 года, 20 (двадцать) государственных стипендий Республики Саха (Якутия) в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей (с учетом районного коэффициента 70%). Государственные стипендии присуждаются Академией наук Республики Саха (Якутия) молодым научным сотрудникам и аспирантам на период подготовки диссертации, монографии, научных разработок, имеющих высокую научную ценность, сроком на один год (п. 1.2).
Распоряжением правительства Республики Саха (Якутия) № 1364-р от 21.12.1994 года принятого во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) № 921 от 22.11.1994 года утверждено «Положение по выплате вознаграждения за защиту кандидатской диссертации и государственной стипендии молодым научным сотрудникам и аспирантам».
Пунктом 1 Положения установлено, что 20 (двадцать) государственных стипендий Республики Саха (Якутия) учреждены Указом Президента Республики Саха (Якутия) № 921 от 22.11.1994 «О государственной поддержке подготовки молодых научных кадров» и вводятся с 01.01.1995 года.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что государственная стипендия присуждается Президиумом Академии наук Республики Саха (Якутия) молодым научным работникам и аспирантам, постоянно проживающим или проживавшим (аспирантам других городов) на территории республики не менее трех лет, в возрасте до 33 лет на момент выдвижения, по рекомендации соответствующего Объединенного ученого совета при Академии наук Республики Саха (Якутия).
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе Распоряжение правительства Республики Саха (Якутия) № 1364-р от 21.12.1994 о том, что присуждения и выплаты стипендий производились лицам, достигшим возраста 33 года, в 2010 году - на общую сумму 240,0 тысяч рублей, в 2011 году - на общую сумму 120,0 тысяч рублей, в 2012 году - на общую сумму 300,0 тысяч рублей средства на выполнение публичных обязательств, всего 660,0 тысяч рублей, суды признали, что в данном конкретном случае стипендии надлежало присуждать и выплачивать лицам до 33 лет на момент выдвижения, в то время как они выплачивались лицам, достигшим возраста 33-35 лет.
При таких обстоятельствах обоснован и мотивирован вывод судов о том, что учреждением в данном случае допущено нарушение, выразившееся в присуждении и выплате стипендий научным работникам и аспирантам, достигшим возраста 33 лет, оспариваемое представление не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствует законодательству.
Приведенные доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, как не влияющие на правильность изложенных выводов судов и по существу направленные на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года по делу № А58-3139/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Судьи | А.А. Сонин М.М. Шелёмина Д.И. Шелег |