ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-3188/18 от 06.11.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А58-3188/2018

«13» ноября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2018 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2018 года по делу № А58-3188/2018 (суд первой инстанции – Андреев В.А.),

установил:

Окружная администрация города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Правительству Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401063287, ИНН 1435111685, далее - Правительство) о признании недействительным распоряжения от 02.02.2018 №91-р «Об утверждении предельных уровней софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2018 год» в части установления предельного уровня софинансирования расходных обязательств муниципального образования Городской округ «город Якутск» в размере 86% и изменении данного уровня до 90%.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673, далее - Минфин).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2018 года по делу № А58-3188/2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Администрация обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме как незаконный и необоснованный по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что предельный уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Республики Саха (Якутия) из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) утверждается на очередной финансовый год, а не на текущий финансовый год, в связи с чем, распоряжение Правительства РС (Я) от 02.02.2018 №91-р «Об утверждении предельных уровней софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2018 год» противоречит Правилам предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам и не может быть применен к межбюджетным отношениям 2018 года.

Правительство и Министерство финансов в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.10.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Якутской городской Думой от 20.12.2017 было принято решение № РЯГД-42-3 "О бюджете городского округа "город Якутск" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" согласно которого были утверждены основные характеристики бюджета городского округа "город Якутск" на 2018 год:

1) общий объем доходов бюджета городского округа "город Якутск" в сумме 15 980 331,2 тыс. рублей, в том числе объем налоговых и неналоговых доходов в сумме 7 522 395,3 тыс. рублей, безвозмездных поступлений, полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 8 457 935,9 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета городского округа "город Якутск" в сумме 16 480 395,8 тыс. рублей, в том числе безвозмездных поступлений, полученных от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 8 575 279,6 тыс. рублей;

3) дефицит бюджета городского округа "город Якутск" в сумме 500 064,6 тыс. рублей.

22.12.2017 Правительство Республики Саха (Якутия) приняло Постановление № 407, согласно которому утвердило Правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Во исполнение данного Постановления, 02.02.2018 Правительство издало Распоряжение № 91-р, согласно которому были утверждены предельные уровни софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из государственного бюджета РС (Я) на 2018 год.

Из содержания Приложения к данному Распоряжению следует, что для муниципального образования городской округ « город Якутск» предельный уровень софинансирования расходных обязательств на 2018 год составляет 86 %.

Окружная администрация города Якутска считая, что данное Распоряжение издано в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса РФ и Постановления Правительства РС (Я) № 407 от 22.12.2017, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании данного распоряжения незаконным и возложении на Правительство обязанности по изменению данного размера до 90 %.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическом лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

В соответствии со статьей 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

На основании пункт 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

- принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

- принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

- заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Согласно пункту 2 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 данной статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, исполнение полномочий по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления является расходным обязательством муниципального образования, финансируемым полностью за счет средств местного бюджета.

В силу пункта 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 БК РФ соблюдение целей и установленных условий предоставляемой субсидии является обязательным требованием для органов местного самоуправления. Следовательно, в случае невозможности выполнения установленных условий, органы местного самоуправления не могут претендовать на ее получение, т.к. предоставление субсидий из государственного бюджета РС(Я) конкретному муниципальному образованию не является обязательством Республики (субъекта Российской Федерации), за исключением тех межбюджетных трансфертов, которые установлены законами и (или) иными правовыми актами.

Пунктом 3 статьи 179 БК РФ утверждены предельные уровни софинансирования расходных обязательств применяются в случае, если иное не установлено соответствующей государственной программой.

На основании пункта 4 статьи 179 БК РФ государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Как следует из оспариваемого распоряжения, оно было принято во исполнение пункта 2.13 Правил предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 22.12.2017 № 407 в целях определения объема средств, предоставляемых местным бюджетам в форме субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Постановление Правительства РС(Я) от 22.12.2017 № 407 принято в рамках приведения в соответствие с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 (ред. от 12.07.2017 № 829).

Согласно пункту 3 распоряжения № 91-р оно применяется в случае, если иное не установлено соответствующей государственной программой Республики Саха (Якутия).

Таким образом, если государственными программами Республики Саха (Якутия) в качестве условий предоставления субсидий местным бюджетам установлены иные уровни софинансирования, чем установленные оспариваемым распоряжением, применяется уровень, установленный соответствующей государственной программой Республики Саха (Якутия).

Вопросы местного значения городских округов установлены статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

В силу части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, софинансирование вопросов местного значения за счет средств государственного бюджета Республики является правом, а не обязанностью исполнительных органов государственной власти РС(Я), а требований к объемам предоставляемой за счет бюджета субъекта Российской Федерации финансовой поддержки местным бюджетам для исполнения финансовых обязательств, возникающих в связи с решением вопросов местного значения, федеральным законодательством не установлены.

В случае отсутствия субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету городского округа «город Якутск» расходные обязательства муниципального образования подлежат исполнению полностью (100%) за счет средств местного бюджета.

В связи с чем, суд первой инстанции правильно исходил из того, что предоставление субсидии из государственного бюджета РС(Я) с учетом уровня софинансирования 86% не может расцениваться как нарушение прав муниципального образования, поскольку в результате софинансирования в местном бюджете потребуется предусмотреть средства в размере 14%, а не 100% расходного обязательства.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что оспариваемое распоряжение не влечет увеличение расходных обязательств муниципального образования и не устанавливает новые расходные обязательства; вопросы местного значения, в связи с решением которых возникают финансовые обязательства и для софинансирования которых предоставляется субсидия из государственного бюджета РС(Я), устанавливаются федеральным законодательством; распоряжением устанавливается только объем средств, которые республика готова направлять в целях оказания финансовой поддержки органам местного самоуправления.

То обстоятельство, что в местном бюджете городского округа «город Якутск» предусмотрено недостаточно средств на исполнение собственных расходных обязательств, не свидетельствует о нарушении законодательства со стороны Правительства.

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 85 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).

Таким образом, субсидии местным бюджетам предусматриваются в пределах, предусмотренных законом РС(Я) о государственном бюджете РС(Я) на соответствующий финансовый год с учетом поступающих доходов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, для установления органами местного самоуправления размера финансового обеспечения расходного обязательства местного бюджета на 2018 год, Минфином в адрес муниципальных образований было направлено письмо от 15.12.2017 № 17-1-33/3-123 о применении предварительного расчета предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования из государственного бюджета РС(Я) на 2018 год (т.1 л.д.62-64).

При этом правила предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утверждены постановлением Правительства РС(Я) от 22.12.2017 № 407 .

Пунктом 2.13 Правил, установлены единые для каждой из двух групп муниципальных образований Республики Саха (Якутия) формулы, в соответствии с которыми рассчитывается предельный уровень софинансирования.

При определении предельного уровня софинансирования применяются единые подходы ко всем муниципальным образованиям, исключения из общих правил не допускаются.

Установление условий предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 139 БК РФ осуществляется законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Правительства РС(Я) принято в пределах полномочий, соответствует требованиям закона и прав заявителя не нарушает.

С учетом изложенного суд отклоняет как несостоятельный довод апеллянта о том, что оспариваемое распоряжение противоречит Правилам предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам и не может быть применено к межбюджетным отношениям 2018 года.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2018 года по делу № А58-3188/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

В.А. Сидоренко