ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-3306/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года по делу № А58-3306/2022,
установил:
Окружная администрация города Якутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – Управление Росреестра) о признании недействительным решения об отказе государственной регистрации прав от 25 января 2022 года №КУВД-001/2021-433299128/4.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года по делу № А58-3306/2022 в удовлетворении завяленных требований отказано.
Окружная администрация города Якутска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что отказ в государственной регистрации прав нарушает реализацию истцом права собственности на земельный участок. В данном случае, государственная регистрация права на земельный участок осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, которым является распоряжение от 13 октября 2021 года № 1935р «О принятии в муниципальную казну городского округа «город Якутск», то есть нормативно-правового акта органа местного самоуправления.
Управление Росреестраотзыв на апелляционную жалобу не представило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 01.09.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании письма министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в адрес глав муниципальных образований о необходимости проведения мероприятий по регистрации прав на земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных организаций, Глава администрации издал распоряжение от 13 октября 2021 года № 1935р в соответствии с которым земельный участок, с кадастровым номером 14:35:106004:3444 общей площадью 167648 кв.м., расположенного по адресу: г. Якутск, с Тулагино, остров Хара-Сирэй, с видом разрешенного использования для сенокошения с кадастровой стоимостью 68735,68 рублей был принят в муниципальную собственность городского округа «Город Якутск».
На основании указанного распоряжения заявитель обратился в адрес управления Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный участок.
25 октября 2021 года государственная регистрация права была приостановлена на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федерального закона № 218-ФЗ). В качестве основания было указано отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих предоставления земельного участка органу местного самоуправления.
В связи с не устранением в установленный срок оснований для приостановления государственной регистрации права 25 января 2022 управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации права.
Не согласившись с данным отказом в государственной регистрации права на земельный участок, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимости.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ).
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ, к которым относятся, в том числе случаи, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 № 307 утвержден Перечень правоустанавливающих документов на земельный участок, подтверждающих предоставление земельного участка органам государственной власти, их территориальным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в статье 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
К заявлению о государственной регистрации права собственности на землю в регистрирующий орган предоставляются: правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти) - в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН (пункт 1); правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующем земельном участке, - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является расположение на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН (пункт 2).
Заявителем на государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 4:35:106004:3444 в качестве документа-основания было представлено только Распоряжение Окружной администрации от 13.10.2021 № 1935р «О принятии в муниципальную казну городского округа «город Якутск» земельных участков».
По результатам правовой экспертизы управлением установлено, что представленное заявителем распоряжение не относится к Перечню документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 № 307, и соответственно, не является документом основанием для регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок при разграничении собственности на землю.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанный вывод управления является правильным.
В силу правовой позиции выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020) распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публичноправового образования.
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако вышеназванная норма не устанавливает права муниципального образования принимать решение о приобретении права собственности, а лишь наделяет его полномочиями по распоряжению указанной категорией земельных участков.
По смыслу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) наделение органов местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 Закона № 137-ФЗ основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них прав собственности на данные земельные участки.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право на данный земельный участок в реестре не зарегистрировано.
В связи с этим спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.3 Закона № 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
С учетом этого решение об отказе в регистрации права собственности не создает препятствия заявителю в реализации своих полномочий по распоряжению соответствующим земельным участком, государственная собственность на который является не разграниченной и, следовательно, не нарушает его права и законные интересы.
Довод заявителя о том, что регистрация права муниципальной собственности на спорный земельный участок необходима для выполнения республиканской целевой программы «Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» утвержденной распоряжением Правительства Республике Саха (Якутия) № 1332-Р от 23.12.2010 суд первой инстанции правомерно признал необоснованным, поскольку указанный документ предполагает совершение действий по осуществлению кадастрового учета, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и закрепление земельных участков на вещном праве за сельскохозяйственными организациями.
С учетом того, что указанные действия орган местного самоуправления, при наделенных законом полномочиями может производить без соответствующей регистрации права собственности на землю, оспариваемое решение управления не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких основаниях суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Окружной администрации города Якутска о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об отказе государственной регистрации прав от 25.01.2022 №КУВД-001/2021-433299128/4.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2022 года по делу №А58-3306/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Н.В. Ломако
В.А. Сидоренко