ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-3730/19 от 12.11.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-3730/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2019 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,

при участии в судебном заседании представителей Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) ФИО1 (доверенность от 09.01.2019), акционерного общества «Сахатранснефтегаз» ФИО2 (доверенность от 11.06.2019), ФИО3 (доверенность от 11.06.2019), ФИО4 (доверенность от 13.08.2019), ФИО5 (доверенность от 01.01.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2019 года по делу № А58-3730/2019,

установил:

Акционерное общество «Сахатранснефтегаз» (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - АО «Сахатранснефтегаз», заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - ГКЦ РС (Я), комитет) о признании недействительным предписания от 20 февраля 2019 г. № 23/04ю-804.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО6.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2019 года по делу № А58-3730/2019 заявленные требования удовлетворены.

Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт считает, чтоприменение минимального давления в размере 200 мм.вод.ст. при оценке наличия пропускной способности необоснованно и противоречит Правилам № 354. Полагает, что при проведении проверки АО «Сахатранснефтегаз» не представлял пояснений в части оценки наличия пропускной способности относительно показателя 200 мм.вод.ст., следовательно, данный довод общества не был проверен административным органом при проведении проверки. Судом не рассмотрен довод комитета о том, что в технических условиях №ФЛ-Я-М/0385-18 от 09.08.2018, выданных ФИО6 самим АО «Сахатранснефтегаз» (УГРС), указано, что давление газа в газопроводе должно составлять от 0,0018 до 0,003 Мпа, то есть от 180 мм.вод.ст. до 300 мм.вод.ст. Таким образом, минимальным значением расчетного давления, согласно техническим условиям, является 180 мм.вод.ст., а не 200 мм.вод.ст. В заявлении АО «Сахатранснефтегаз», Своде правил и технических условиях, выданных АО «Сахатранснефтегаз», содержатся противоречивые данные о минимальном допустимом давлении в сети.

Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции, что АО «Сахатранснефтегаз» произвело подключение объекта ФИО6 по временной схеме, не соответствуют обстоятельствам дела. На момент окончания проверки и выдачи предписания имелись все основания полагать, что подключение заявителя ФИО7 завершено.

Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

ФИО6 поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

В судебном заседании 05.11.2019 объявлен перерыв до 09 час. 05 мин. 12.11.2019, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 03.10.2019, 06.11.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

ФИО6 явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу,пояснения к жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 18 июля 2018 г. гр. ФИО6 (третье лицо) подал две заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения:

- заявка от 18 июля 2018 г. за вх. № 16195 на подключение к сетям газораспределения жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Мохсоголохская д.11/1 (кадастровый номер земельного участка 14:35:108001:22970), указав максимальный планируемый расход газа 5 м3 в час;

- заявка от 18 июля 2018 г. за вх. № 16198 на подключение к сетям газораспределения жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Мохсоголохская д.11/1 (кадастровый номер земельного участка 14:35:108001:22969), указав максимальный планируемый расход газа 5 м3 в час.

23 июля 2018 г. при рассмотрении заявок гр. ФИО6 о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения обществом были произведены гидравлические расчеты сетей газораспределения, расположенных в мкр. Марха г. Якутска, от которых возможно подключение объектов капитального строительства третьего лица.

26 июля 2018 г. письмами от 26 июля 2018 г. № ФЛ-Я-М/0344-18, от 26 июля 2018 г. № ФЛ-Я-М/0345-18 общество уведомило третье лицо об отсутствии технической возможности подключения (дефицит пропускной способности). Этими же письмами общество сообщило третьему лицу о его праве обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о разработке и утверждении региональной программы газификации, включающей мероприятия по обеспечению технической возможности подключения (технического присоединения) к сети газораспределения объектов капитального строительства. Также гр. ФИО6 был поставлен в известность о его праве в соответствии с пунктом 74.6 Правил подключения № 1314 обратиться в АО «Сахатранснефтегаз» с подтверждением готовности осуществить подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства по индивидуальному проекту с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения к сети газораспределения объекта капитального строительства.

7 августа 2018 г. гр. ФИО6 подал две заявки о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения по индивидуальному проекту:

- заявка от 7 августа 2018 г. за вх. № 18594 на подключение к сетям газораспределения жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Мохсоголохская д.11/1 (кадастровый номер земельного участка 14:35:108001:23004), указав максимальный планируемый расход газа 2 м3 в час (далее по тексту - объект № 1);

- заявка от 7 августа 2018 г. за вх. № 18589 на подключение к сетям газораспределения жилого дома, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Мохсоголохская д.11/1 (кадастровый номер земельного участка 14:35:108001:23005), указав максимальный планируемый расход газа 2 м3 в час (далее по тексту - объект № 2).

8 августа 2018 г. обществом произведен гидравлический расчет № 3 (по индивидуальному проекту, в расчете учтено подключение одного объекта капитального строительства с расходом газа 2 м3 в час. с выполнением технического перевооружения сети газоснабжения с диаметра 89 мм на диаметр 159 мм протяженностью порядка 10 м.).

15 августа 2018 г. между обществом и гр. ФИО6 заключен договор № 1226/18-ТП о подключении (техническом присоединении) объекта № 1, плата за подключение по индивидуальному проекту составила 186 838 рублей 87 копеек (пункт 10 договора), срок подключения объекта составляет 24 месяца со дня заключения договора (пункт 3 договора).

15 августа 2018 г. между обществом и гр. ФИО6 заключен договор № 1225/18-ТП о подключении (техническом присоединении) объекта № 2, плата за подключение по индивидуальному проекту составила 186 838 рублей 87 копеек (пункт 10 договора); срок подключения объекта составляет 24 месяца со дня заключения договора (пункт 3 договора).

В период с 29 августа по 29 октября 2018 г. третьим лицом произведена оплата в размере 373 677 рублей 74 копеек.

17 декабря 2018 г. обществом осуществлен обход газифицированных объектов по адресу: мкр. Марха, Намский тракт, 13 км., о чем составлен акт обследования, и установлено, что в указанном районе более 20 домов не используют газ в зимнее время.

24 декабря 2018 г. осуществлен ввод в эксплуатацию сетей газопотребления третьего лица без завершения работ по переврезке новой сети газораспределения.

1 февраля 2019 г. в комитет поступило требование Прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 31 января 2019 г. № 71-28-2019/12 о проведении внеплановой проверки по факту обращения гр. ФИО6

8 февраля 2019 г. ГКЦ РС (Я) издан приказ № 10/акд о проведении внеплановой проверки. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами (пункт 7), проверка проводится с целью проверки правильности применения платы за технологическое присоединение к сетям газоснабжения индивидуальных жилых домов (пункт 6). Приказ вручен обществу 12 февраля 2019 г.

В период с 8 февраля по 1 марта 2019 г. комитетом проведена внеплановая проверка соблюдения порядка ценообразования в части применения платы за технологическое присоединение к сетям газоснабжения индивидуальных жилых домов в отношении общества.

1 марта 2019 г. по итогам внеплановой проверки составлен акт проверки, согласно которому:

13 февраля 2019 г. совместно с представителем общества совершен выезд по адресу объектов №№ 1, 2; на месте установлено, что на газораспределительном пункте произведено строительство 20 м. трубы диаметром 159 мм., врезка указанной трубы не произведена. При этом объекты №№ 1, 2 подключены к сетям газоснабжения, потребление газа в указанных объектах производится с момента подключения газа в требуемом объеме, акты ввода в эксплуатацию сети газопотребления подписаны 24 декабря 2018 г.;

исходя из гидравлических расчетов проверкой установлено, что при подключении к существующей газораспределительной сети объектов капитального строительства с общим максимальным часовым расходом газа 10 м3 в час строительство трубы диаметром 159 мм. не требуется, а при подключении объектов с общим объемом потребления газа 3,4 м3 в час требуется строительство 20 м. трубы диаметром 159 мм.;

выводы: с учетом фактического подключения объектов к газораспределительной сети без врезки трубы диаметром 159 мм., на основании гидравлических расчетов, учитывающих подключение объектов с общим максимальным часовым расходом газа 10 м3 в час, установлено, что дополнительное строительство трубы диаметром 159 мм. для снятия технического ограничения по подключению не требуется. Таким образом, заявитель, обратившийся в АО «Сахатранснефтегаз» с заявлением о подключении объектов к газораспределительной сети, должен был быть подключен к сетям газоснабжения по льготной плате.

22 марта 2019 г. комитетом вынесено предписание № 23/04ю-804 об устранении выявленных нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), в соответствии с которым:

в результате проведенной проверки установлены нарушения пунктов 14 и 25 Правил подключения № 1314, которые выразились в незаконном отказе в выдаче технических условий, предъявлении и взимании оплаты за услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения по индивидуальному проекту при наличии технической возможности подключения по льготной плате, установленной уполномоченным органом регулирования;

15 августа 2018 г. сторонами заключены договоры №№ 1225/18-ТП, 1226/18-ТП, согласно которым размер платы за подключение газоиспользующего оборудования по индивидуальным проектам составляет по 186 838 рублей 87 копеек по каждому объекту. Согласно условиям договора исполнитель обязан подключить объекты капитального строительства гр. ФИО6 по индивидуальному проекту путем реконструкции сети газораспределения до точек подключения на границе земельного участка заявителя; по договорам произведена оплата в размере 373 677 рублей 74 копеек;

24 декабря 2018 г. два дома третьего лица подключены к существующей сети газоснабжения без реконструкции и переврезки трубы диаметром 159 мм.;

согласно данным гидравлического расчета на момент подачи заявки гр. ФИО6 (23 июля 2018 г.) минимальное давление в сети составило 176,3 мм.вод.ст., согласно данным гидравлического расчета с учетом планового максимального часового расхода газа 5 м3 в час каждый - 175,2 мм.вод.ст. При этом строительство дополнительной трубы диаметром 159 мм не требуется, на момент подачи заявки гр. ФИО6 дефицит пропускной способности отсутствовал;

гр. ФИО6, обратившийся в АО «Сахатранснефтегаз» с заявлением о подключении двух объектов к газораспределительной сети, должен был быть подключен к сетям газоснабжения по льготной плате;

обществом допущено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в выставлении счета и взимании платы за подключение к сетям газораспределения по индивидуальному проекту при наличии пропускной способности и возможности предъявления платы, установленной за технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования заявителя на территории Республики Саха (Якутия) на 2018 год для физических лиц в размере 49 768 рублей 45 копеек;

разница между оплаченной ФИО6 суммы и льготной платой, которая должна была быть перечислена за подключение двух вышеуказанных объектов, составляет 274 140 рублей 84 копейки;

обществу предписано: прекратить нарушение законодательства в сфере ценообразования (пункт 1 резолютивной части предписания); в течение 20 календарных дней с момента получения предписания осуществить возврат денежных средств (разницу между) ФИО6 в сумме 274 140 рублей 84 копеек (пункт 2 резолютивной части предписания); об исполнении предписания сообщить письменно в 20-дневный срок с момента получения настоящего предписания (пункт 3 резолютивной части предписания).

Предписание содержит предупреждение об административной ответственности за невыполнение предписания в установленный срок.

22 марта 2019 г. предписание получено обществом (вх. № 1796).

4 апреля 2019 г. обществом завершены работы по индивидуальному проекту в виде реконструкции газопровода низкого давления сети газораспределения протяженностью 20 м. с диаметра 89 мм. на диаметр 159 мм.

Считая предписание незаконным и необоснованным, общество обратилось в суд с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

На основании Положения о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2007 г. № 468, Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории Республики Саха (Якутия).

Пунктом 3.4.2 вышеуказанного положения определено, что в порядке, установленном законодательством, комитет осуществляет контроль за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, в том числе урегулирование споров, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.

Оспариваемым предписанием установлено нарушение в виде незаконного отказа в выдаче технических условий, предъявлении и взимании оплаты за услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения по индивидуальному проекту при наличии технической возможности подключения по льготной плате, установленной уполномоченным органом регулирования. Вывод о наличии пропускной способности сети сделан комитетом на основании фактического подключения двух объектов капитального строительства третьего лица к существующей сети газоснабжения без реконструкции и переврезки трубы диаметром 159 мм., а также на основании анализа данных гидравлических расчетов.

Таким образом, комитет, оценив представленные гидравлические расчеты и обстоятельства подключения объектов гр. ФИО6, пришел к выводу о том, что плата за технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования третьего лица должна была быть произведена по льготной плате, поскольку на момент подачи заявки гр. ФИО6 отсутствовал дефицит пропускной способности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество оказывает услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям (на территории г. Якутска), а также услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - это имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Согласно статье 3 Закона о газоснабжении законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Правила подключения № 1314).

В силу пункта 1 Правил подключения № 1314 настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).

На основании пункта 2 Правил подключения № 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что первоначально (18 июля 2018 г.) гр. ФИО6 в адрес общества направлена заявка о заключении договора о подключении (технологического присоединения) двух объектов капитального строительства к газораспределительной сети с планируемой величиной максимального часового расхода газа 5 м3 в час. Ранее технические условия заявитель не получал.

Порядок заключения договоров подключения регулируется разделом VI Правил подключения № 1314.

Пунктом 59 Правил подключения № 1314 определено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

В соответствии с пунктом 64 Правил подключения № 1314 для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом.

Согласно пункту 68 Правил подключения № 1314 в случае если заявитель, ранее не получивший технические условия, не обладает информацией о величине максимального часового расхода газа, указанная информация уточняется в порядке, установленном пунктами 9-11 настоящих Правил.

В силу пункта 9 Правил подключения № 1314 в случае если заявитель не обладает информацией о планируемой величине максимального часового расхода газа, указанная информация уточняется с участием сотрудников исполнителя при подаче запроса о предоставлении технических условий либо при его формировании без взимания платы при максимальном часовом расходе газа не более 5 куб. метров и за плату при максимальном часовом расходе газа более 5 куб. метров.

В порядке пункта 73 Правил подключения № 1314 заявка заявителю обществом не возвращалась.

Доказательств представления гр. ФИО6 сведений и документов, указанных в пунктах 65-69 и 71 Правил подключения № 1314, не в полном объеме материалы дела не содержат и общество на данное обстоятельство не указывает.

Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65-69 и 71 настоящих Правил (пункт 73.1. Правил подключения № 1314).

На основании пункта 74.1 Правил подключения № 1314 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя. В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.

Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам», а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Таким образом, техническая возможность подключения к сетям газораспределения определяется на основании:

1) данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании;

2) данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»;

3) а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.

При этом при подключении объектов третьего лица должны сохраняться условия газоснабжения уже подключенных потребителей.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует, в том числе в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения.

Пунктом 32 Правил подключения № 1314 установлено, что исполнитель определяет технические условия:

а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения;

б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения;

в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Как следует из материалов дела, обществом при рассмотрении заявки третьего лица определялась техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объектов капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения путем осуществления гидравлических расчетов, в результате которых установлено:

1) наличие дефицита пропускной способности сети газораспределения в мкр. Марха г. Якутска;

2) при определении дефицита пропускной способности учтены условия газоснабжения уже подключенных потребителей, а также заявителей с действующими техническими условиями (не завершивших подключение).

В соответствии с актом проверки и оспариваемого предписания комитет пришел к противоположному выводу.

Согласно акту проверки гидравлические расчеты № 1, 2 составлены на момент подачи заявки, а именно 23 июля 2018 г. Данные гидравлического расчета № 1 показали минимальное давление в сети 176,3 мм.вод.ст., данные гидравлического расчета № 2 - 175,2 мм.вод.ст. При этом строительство дополнительной трубы диаметром 159 мм не требуется. 27 февраля 2019 г. обществом по требованию комитета представлены дополнительные гидравлические расчеты (вариант № 3 и № 4, составленные 8 августа 2018 г., 26 февраля 2019 г.). Из указанных гидравлических расчетов комитетом установлено, что при варианте № 3 минимальное давление в сети составит 176,6 мм.вод.ст., при этом требуется строительство 10 м. трубы диаметром 159 мм. При варианте № 4 минимальное давление в сети составляет 177 мм.вод.ст., при этом требуется строительство 20 м. трубы диаметром 159 мм. Комитетом сделан вывод, что при подключении к существующей газораспределительной сети объектов капитального строительства с общим максимальным часовым расходом газа 10 куб.м. в час строительство трубы диаметром 159 мм. не требуется, а при подключении объектов с общим объемом потребления газа 3,4 м3 в час требуется строительство 20 м. трубы диаметром 159 мм.

На основании изложенного, комитет решил, что дополнительное строительство трубы диаметром 159 мм. для снятия технического ограничения по подключению не требуется.

Аналогичные выводы содержатся в оспариваемом предписании.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным гидравлическим расчетам: гидравлический расчет № 1 (до подключения объектов гр. ФИО6), № 2 (с учетом подключения одного объекта гр. ФИО6 с максимальным часовым расходом газа 5 м3 в час), № 3 (с учетом подключения одного объекта гр. ФИО6 с максимальным часовым расходом газа 1,7 м3 в час и врезкой трубы диаметром 159 мм протяженностью 10 м.), № 4 (с учетом подключения двух объектов гр. ФИО6 с максимальным часовым расходом газа 1,7 м3 в час каждый и врезкой трубы диаметром 159 мм протяженностью 20 м.).

Данные гидравлического расчета № 1 подтверждают, что на момент обращения третьего лица минимальное давление в сетях газораспределения составляло 176,3 мм.вод.ст., при допустимом минимальном расчетном давлении в сети 200 мм.вод.ст. (номинальное рабочее давление газовых котлов потребителей - 200 мм.вод.ст.). На основании данных показателей обществом был установлен дефицит пропускной способности газораспределительных сетей.

Обществом произведен гидравлический расчет № 2 с учетом подключения одного объекта третьего лица из двух с расходом газа 5 м3 в час (согласно заявке). По результатам гидравлического расчета было установлено, что при подключении одного объекта капитального строительства с расходом газа 5 м3 в час минимальное давление в сети составит 175,2 мм.вод.ст., то есть падает.

8 августа 2018 г. обществом произведен гидравлический расчет № 3 (по индивидуальному проекту, в расчете учтено подключение одного объекта капитального строительства с расходом газа 2 м3 в час), который показал, что подключение объекта возможно при выполнении технического перевооружения сети с диаметра 89 мм на диаметр 159 мм протяженностью порядка 10 м., в таком случае минимальное давление в сети составит 176,6 мм.вод.ст., то есть на уровне давления до момента подключения объектов гр. ФИО6, указанного в расчете № 1.

Согласно гидравлическому расчету № 4 при подключении двух объектов капитального строительства с расходом газа 4 м3 в час с техническим перевооружением сети с диаметра 89 мм на диаметр 159 мм протяженностью порядка 20 м. минимальное давление в сети составит 177 мм.вод.ст.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что при оценке гидравлических расчетов комитетом допущены ошибки, а именно: по гидравлическому расчету № 2 оценивалась возможность подключения одного объекта с расходом газа 5 м3 в час, а не 10 м3 в час; при произведенном расчете установлено падение минимального давления с 176,3 мм.вод.ст. до 175,2 мм.вод.ст. Соответственно, при подключении двух объектов с расходом газа 10 м3 в час минимальное давление в сети еще упадет, дефицит пропускной способности газораспределительных сетей увеличится.

По расчету № 3 учтен один объект капитального строительства с расходом газа 2 м3 в час (т.1 л.д.62 с оборотной стороны) и перевооружение сети с диаметра 89 мм на диаметр 159 мм протяженностью порядка 10 м. (т.1 л.д.75). Согласно расчету длина трубы диаметром 89 мм. составит 4210 м., против ранее учитываемых 4220 м. (-10 м.), длина трубы диаметром 159 мм. составит 4271 м., против ранее учитываемых 4261 м. (+10 м.).

Таким образом, вывод комитета о том, что при подключении к существующей газораспределительной сети объектов с общим максимальным часовым расходом газа 10 м3 в час строительство трубы диаметром 159 мм. не требуется, а при подключении объектов с общим объемом потребления газа 3,4 м3 в час требуется строительство 20 м. трубы диаметром 159 мм. не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Расчет № 2 произведен с учетом подключения одного объекта третьего лица из двух с расходом газа 5 м3 в час (а не 10 м3 в час), при этом минимальное давление в сети падает. Расчет № 4 произведен с учетом подключения двух объектов с расходом газа 4 м3 в час (а не 3,4 м3 в час) с техническим перевооружением сети с диаметра 89 мм на диаметр 159 мм протяженностью порядка 20 м., при этом минимальное давление в сети составит 177 мм.вод.ст. Гидравлический расчет № 3 составлен с учетом подключения одного объекта капитального строительства с расходом газа 2 м3 в час, который показал, что подключение объекта возможно при выполнении технического перевооружения сети с диаметра 89 мм на диаметр 159 мм протяженностью порядка 10 м.

Довод комитета о том, что оценка гидравлических расчетов № 1 и № 3 показала, что в случае подключения объекта с максимальным часовым расходом газа 1,7 м3 в час отклонение и потеря давления газа не происходит, строительство трубы диаметром 159 мм. не требуется, не соответствует представленным расчетам.

В данном случае ответчиком не принято во внимание, что гидравлический расчет № 3 составлен с учетом перевооружения сети с диаметра 89 мм на диаметр 159 мм протяженностью порядка 10 м., в таком случае давление в сети составит 176,6 мм.вод.ст., то есть практически на уровне давления до момента подключения объектов гр. ФИО6, указанного в расчете № 1.

В силу пункта 74.1 Правил подключения № 1314 техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения:

1) для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя;

2) для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.

Пунктами 4.2, 4.4 СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. № 780)» установлено, что давление газа перед газоиспользующим оборудованием должно соответствовать давлению, необходимому для устойчивой работы этого оборудования, указанному в паспортах предприятий-изготовителей; пропускная способность сетей газораспределения и газопотребления должна определяться расчетом из условия газоснабжения всех потребителей в часы максимального потребления.

На основании изложенного, при выполнении гидравлических расчетов пропускной способности сетей газораспределения обществом обоснованно применен коэффициент минимального допустимого давления в сети 200 мм.вод.ст. (а не ниже), исходя из представленного перечня потребителей с существующими условиями газоснабжения в виде эксплуатации газовых котлов с номинальным давлением 200 мм.вод.ст.

В соответствии гидравлическим расчетом № 1 (до возможного подключения объекта гр. ФИО6) номинальное давление газа по потребителям составляет от 200,3-200,8 мм.вод.ст. (ФИО8 (узел № 106, давление 200,8 мм.вод.ст.), ФИО9 (узел № 250, давление 200,3 мм.вод.ст.), ФИО10 (узел № 292, давление 200,3 мм.вод.ст.)), что соответствует параметрам технической документации используемого ими газоиспользующего оборудования. По результатам гидравлического расчета № 2 (при возможном подключении одного объекта гр. ФИО6) условия указанных потребителей в части номинального давления газа снижается менее 200 мм.вод.ст. (ФИО8 (узел № 106, давление 199,7 мм.вод.ст.), ФИО9 (узел № 250, давление 199,2 мм.вод.ст.), ФИО10 (узел № 292, давление 199,3 мм.вод.ст.)), то есть существующие условия газоснабжения указанных потребителей не сохраняются. По расчету № 3 (с учетом перевооружения сети) номинальное давление газа по указанным потребителям составляет от 200,3-200,8 мм.вод.ст. (ФИО8 (узел № 106, давление 201,1 мм.вод.ст.), ФИО9 (узел № 250, давление 200,2 мм.вод.ст.), ФИО10 (узел № 292, давление 200,3 мм.вод.ст.)), что соответствует параметрам технической документации используемого ими газоиспользующего оборудования.

В апелляционной жалобе комитет указывает, что в основу предписания не положен анализ гидравлических расчетов № 3 и № 4.

Между тем в Акте проверки от 01 марта 2019 года указывается, что «Письмом от 27 февраля 2019 г. исх. № 4.6.-1081 АО «Сахатранснефтегаз» представил дополнительные гидравлические расчеты (варианты № 3 и № 4, составленные 08.08.18 г. и 26.02.19 г.. Из указанных гидравлических расчетов установлено, что при варианте № 3 минимальное давление в сети составляет 176,6 мм. вод. ст., при этом требуется строительство 10 м. трубы диаметром 159 мм. При варианте № 4 минимальное давление в сети составляет 177 мм. вод. ст., при этом требуется строительство 20 м. трубы диаметром 159 мм.

Кроме того, из акта проверки следует, что исходя из гидравлических расчетов установлено, что при подключении к существующей газораспределительной сети объектов капитального строительства с общим максимальным часовым расходом газа 10 куб.м, в час строительство трубы диаметром 159 мм. не требуется, а при подключении объектов с общим объемом потребления газа 3,4 куб. м. в час требуется строительство 20 м. трубы диаметром 159 мм. (стр. 4 Акта проверки от 01.03.19)

Довод комитета о том, что к выводу об отсутствии необходимости строительства трубы диаметром 159 мм. и, как следствие, наличии пропускной способности, Комитет пришел только на основании гидравлического расчета № 2, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку согласно отзыву комитета на заявление об оспаривании ненормативного правового акта от 14 мая 2019 г. № 23/04ю-1202, проанализировав гидравлические расчеты № 1 и № 3 ГКЦ PC (Я) пришел к выводу, что в случае подключения объекта капитального строительства ФИО6 с максимальным часовым расходом газа 1,7 куб. м./ч отклонение и потеря давления газа не происходит (176,3 мм.вод. ст.-176,6 мм. ввод. ст. В этой связи отказ АО «Сахатранснефтегаз» в выдаче технических условий был совершен неправомерно, в отсутствие на то оснований» (стр.3 Отзыва от 14.05.19 г. № 23-04ю-1202).

Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод комитета о том, что при расчете пропускной способности исходная информация в программу АСПО-Газ внесена некорректно, расчетное давление в сети может быть установлено в размере ниже 200 мм.вод.ст. Такое утверждение не соотносится с положением пункта 74.1 Правил подключения № 1314, который ограничивает возможность подключения новых потребителей газа без гарантии сохранения условий газоснабжения уже существующих потребителей.

Ссылки комитета на пункт 13 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354 (далее по тексту - Правила № 354) судом также обоснованно отклонены, поскольку Правилами подключения № 1314 предусмотрено иное.

Более того, судом учтено, что ни акт проверки, ни оспариваемое предписание не содержат указанных доводов в обоснование неправомерности произведенных обществом расчетов, как и довод о возможном применении коэффициента минимального допустимого давления в сети 180 мм.вод.ст.

Как следует из материалов дела, ответчиком такие расчеты не производились, доказательства возможного сохранения условий газоснабжения для потребителей газа, подключенных к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение, при применении коэффициента минимального допустимого давления в сети 180 мм.вод.ст. не представлены.

Применительно к пункту 74.1 Правил подключения № 1314 при проведении проверки комитетом размещенная на официальном сайте АО «Сахатранснефтегаз» (https://aostng.ru/info/rirt/) информация не исследовалась.

В силу пункта 74.6 Правил подключения № 1314 после получения от исполнителя мотивированного отказа от заключения договора о подключении заявитель может также обратиться к исполнителю с подтверждением готовности осуществить подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства по индивидуальному проекту с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства. После получения такого подтверждения исполнитель в течение 10 рабочих дней обязан выдать заявителю договор о подключении.

7 августа 2018 г. третье лицо подало две заявки о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения по индивидуальному проекту, указав максимальный планируемый расход газа 2 м3 в час по каждому объекту.

8 августа 2018 г. обществом произведен гидравлический расчет № 3. По результатам расчета установлено, что подключение одного объекта возможно при выполнении технического перевооружения сети с диаметра 89 мм на диаметр 159 мм протяженностью 10 м.

15 августа 2018 г. между обществом и гр. ФИО11 заключены договоры № 1225/18-ТП, 1226/18-ТП о подключении (техническом присоединении) двух объектов, плата за подключение по индивидуальному проекту составила 186 838 рублей 87 копеек за каждый (пункт 10 договора).

Судом также учтено, что ответчиком не опровергнуты доводы общества о том, что согласно договору срок действия технических условий составляет 2 года, а срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства и пуска газа составляет 24 месяца со дня заключения договора. С учетом климатических условий, работы по проекту (перевооружению сети) завершены в апреле 2019 г. Учитывая неоднократные просьбы и обращения третьего лица, обществом изыскана возможность подключения объектов гр. ФИО6 до установленного срока в связи с проведенным обследованием газифицированных объектов в указанном районе, в результате которого выявлены дачные строения, не потребляющие газ в зимнее время.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении проверки АО «Сахатранснефтегаз» не представлял пояснений в части оценки наличия пропускной способности относительно показателя 200 мм.вод. ст., следовательно, данный довод Общества не был проверен административным органом при проведении проверки, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела не следует, что при проведении проверки в адрес АО «Сахатранснефтегаз» от Комитета поступали запросы пояснений в части применения коэффициента минимального допустимого давления в сети при выполнении гидравлических расчетов.

Является ошибочным довод апеллянта о том, что нельзя прийти к выводу об отсутствии пропускной способности на основе анализа номинального давления газоиспользующего оборудования, когда об отсутствии пропускной способности должно свидетельствовать значение минимального давления в сети.

Номинальное давление газа - давление, при котором газоиспользующее оборудование выдает заявленную в технических характеристиках тепловую мощность. Каждое газоиспользующее оборудование подбирается по тепловой мощности, необходимой для поддержания температурного режима в отапливаемом помещении. Необходимая тепловая мощность зависит от объема отапливаемого помещения, температуры наружного воздуха и необходимой температуры в отапливаемом помещении.

Также в технических характеристиках некоторых оборудований указывают минимальное давление газа перед оборудованием. Данное минимальное давление газа - это давление, ниже которого оборудование прекратит функционировать.

При работе газоиспользующего оборудования в диапазоне давления от номинального до минимального значений, указанных в паспортах оборудования, снижается мощность газоиспользующего оборудования, что в свою очередь приводит к нарушению температурного режима в отапливаемом помещении.

Расчетное минимальное давление газа в сети - давление, равное 200 мм.вод.ст., принято АО «Сахатранснефтегаз» при гидравлических расчетах на основе анализа характеристик газовых котлов. Конструктивно различают оборудования, рассчитанные на эксплуатацию при номинальном давлении 0,0013 и 0,002 МПа (130, 200 мм.вод.ст.). В соответствии с п.4.4 СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01- 2002» в гидравлических расчетах для определения технической возможности подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения за расчетное минимальное давление газа в сети принимается возможное наибольшее номинальное давление газоиспользующего оборудования.

Так, при условии определения минимального давления в сети ниже 200 мм.вод.ст. газоиспользующее оборудование с номинальным давлением 200 мм.вод.ст., либо не сможет выработать тёпловую энергию, заявленную предприятием- изготовителем, либо остановит работу.

Ссылка апеллянта на ГОСТ 26349-84 «Соединения трубопроводов и арматура. Давления номинальные. Ряды» для определения понятия номинального давления несостоятельна, поскольку указанный стандарт распространяется на соединения трубопроводов и арматуру и устанавливает ряд номинальных давлений, соответственно, не определяет понятия номинального давления газа перед газоиспользующим оборудованием. Кроме того, ГОСТ Р 51383-99 «Горелки газовые автоматические с принудительной подачей воздуха. Технические требования, требования безопасности и методы испытаний» распространялся на вновь разрабатываемые автоматические газовые горелки тепловой мощностью 5,0 МВт включительно с вентилятором для подачи воздуха на горение и является недействующим.

При этом следует принять во внимание, что ГОСТ Р 51733-2001 «Котлы газовые центрального отопления, оснащенные атмосферными горелками, номинальной тепловой мощностью до 70 кВт. Требования безопасности и методы испытаний» подтверждает, что при работе на номинальном давлении вырабатывается тепловая мощность котла, указанная изготовителем.

По мнению ответчика, ГКЦ PC (Я) пояснял, что обстоятельства отсутствия потребления газа потребителями в зимнее время документально не подтверждены.

Между тем из материалов дела следует, что заявителем суду первой инстанции представлена таблица потребления газа по приборам учета газа и установленному оборудованию с копиями акта приемки, карточки клиента, технические характеристики установленного оборудования, копия акта обследования газифицированных объектов капитального строительства от 17.12.18 г., копии договоров о подключении объектов, не завершивших подключение.

Таким образом, Обществом обстоятельства отсутствия потребления газа потребителями в зимнее время документально были подтверждены, что ответчиком никак не опровергнуто.

При таких обстоятельствах, комитетом не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о законности и обоснованности выданного предписания, в то время как обществом доказана необоснованность выводов комитета по оценке гидравлических расчетов.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2019 года по делу № А58-3730/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.В. Желтоухов

В.А. Сидоренко