ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-3798/2008-Ф02-869/2009 от 12.03.2009 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№ А58-3798/2008-Ф02-869/2009

12 марта 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Скубаева А.И.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) на решение от 27 августа 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление от 11 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А58-3798/2008 (суд первой инстанции – Устинова А.Н.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Борголова Г.В., Ткаченко Э.В.),

установил:

Акционерный коммерческий банк «Алмазэргиэнбанк» (далее – банк, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) (далее – налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 28.05.2008 № 5343 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 27 августа 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные банком требования удовлетворены.

Постановлением от 11 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, налогоплательщик при расчете транспортного налога неправильно применил налоговую ставку, установленную для легковых автомобилей в отношении автомобиля, относящегося к категории «автобусы».

Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции банком не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной банком налоговой деклараций по транспортному налогу за 12 месяцев 2007 года.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией составлен акт от 11.04.2008 № 3479 и вынесено решение от 28.05.2008 № 5343 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым банку предложено уплатить сумму недоимки по транспортному налогу в размере 7 360 рублей.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 11.08.2008 № 19-20/58/09276 изменен пункт 2.1 решения налоговой инспекции, уменьшена сумма доначисленного транспортного налога до 7 310 рублей.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные банком требований, правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Законом Республики Саха (Якутия) от 10.07.2003 48-3 № 97-Ш «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» установлены ставки транспортного налога: автомо­били легковые с мощностью двигателя с каждой лошадиной силы до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 7 рублей; автобусы с мощностью двигателя с каждой лошадиной силы до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно - 50 рублей.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием идентификации объекта налогообложения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Государственная инспекция) и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы Гостехнадзора).

Арбитражным судом по результатам исследования имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что имеющиеся на балансе банка спорные автомобили марки «УАЗ-220692» с регистрационными номерами Р 927 ВХ 14, Р 248 ВХ 14 зарегистрированы в установленном порядке в органах Государственной инспекции.

В силу пункта 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте Советом Министров - Правительством Российской Федерации с 1 июля 1993 года были введены паспорта транспортных средств (ПТС) с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям.

Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» (с изменениями от 07.12.1996, 31.07.1998) паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.

Данным Постановлением также установлено, что паспорта транспортных средств выдаются:

организациями - изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 года;

таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года;

подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями - изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.

Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации было предписано разработать и утвердить Положение о паспорте транспортного средства и его образец.

Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 №19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства».

Таким образом, тип транспортного средства определяется в вышеназванном паспорте транспортного средства.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств (Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Госстандарта Российской Федерации от 30.06.1997 № 399/388/195, признан утратившим силу Приказом МВД РФ Министерства промышленности и энергетики РФ и Минэкономразвития РФ №496/192/134 от 23.06.2005), при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии одобрения типа транспортного средства или заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.

Из доводов кассационной жалобы налогового органа следует, что он не согласен с выводами суда относительно того, к какой категории следует отнести спорные транспортные средства. Инспекция указывает на то, что названные транспортные средства под­лежат классификации для целей налогообложения как относящиеся к категории «автобу­сы» и не могут быть отнесены к легковым автомобилям при расчете налоговой базы по транспортному налогу.

Вместе с тем, согласно представленным налогоплательщиком паспортам транспортных сред­ств, спорные транспортные средства марки «УАЗ-220692» с регистрационными номера­ми Р 927 ВХ 14, Р 248 ВХ 14 отнесены к транспортным средствам категории «В» разре­шенная максимальная масса которых не превышает
 3 500 кг и число сидячих мест кото­рых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Согласно пункту 2.2.4 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 30.06.1997 Министерством внутренних дел Российской Федерации № 399, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации N 388 и Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации № 195 транспортные средства категории «С» - это автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, что соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года.

В третьей строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства, согласно названному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.

Таким образом, при отнесении спорных автомобилей к определенному классу транс­портных средств, поименованных в статье 361 Налогового кодекса Российской Федера­ции, суд правомерно руководствовался всей совокупностью имеющих­ся документов и представленных в деле доказательств и сделал правильный вывод о том, что спорные автомобили относятся к транспортным средствам категории «В» (по класси­фикации Венской конвенции о дорожном движении) - механические транспортные сред­ства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые). Следовательно, обоснованно пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком ставки транспортного налога по спорным транспортным средствам, установленной для легковых автомобилей, из расчета 7 рублей с каждой лошадиной силы.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права, установленных фактических обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты изменению либо отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 августа 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), постановление от 11 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу № А58-3798/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

А.И. Скубаев

Судьи

Т.А. Брюханова

Н.М. Юдина