ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№А58-509/2008 - Ф02-3506/2008
28 июля 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Новогородского И.Б., Скубаева А.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) на решение от 27 марта 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А58-509/2008 (суд первой инстанции – Устинова А.Н.),
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к администрации муниципального образования "Наслег Анамы" Алданского улуса Республики Саха (Якутия) (далее – администрация) о взыскании единого социального налога в сумме 59 928 рублей и пени в сумме 58 833 рублей 44 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2008 года заявленные налоговой инспекцией требования удовлетворены в части взыскания единого социального налога в сумме 59 928 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в обжалуемой части и принять по делу в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Из кассационной жалобы следует, что в обоснование начисленных сумм пени инспекцией были представлены подтверждения сумм начисленной пени с указанием по графам срока уплаты, даты начала исчисления пени, дата отчетного периода, операция КЛС, сумма по операциям, сальдо, недоимка для пени, ставка ЦБ, ставка ЦБ/300, пени.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, администрацией в адрес налоговой инспекции 22.10.2007 представлен расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за девять месяцев 2007 года.
В соответствии с представленным расчетом администрацией исчислен единый социальный налог, подлежащий уплате в бюджет: зачисляемый в Федеральный бюджет, в том числе за июль в сумме 272 220 рублей, август в сумме 27 220 рублей, сентябрь в сумме 27 220 рублей, зачисляемый в ФСС, в том числе за июль в сумме 3 947 рублей, август в сумме 3 947 рублей, сентябрь к уменьшению в сумме 91 266 рублей, зачисляемый в ФФОМС, в том числе за июль в сумме 1 497 рублей, август в сумме 1 497 рублей, сентябрь в сумме 1 497 рублей, зачисляемый в ТФОМС, в том числе за июль в сумме 2 722 рубля, август в сумме 2 722 рубля, сентябрь в сумме 2 722 рубля.
Налогоплательщиком уплачен единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет: по сроку уплаты на 15.08.2007 в размере 22 648 рублей, по сроку уплаты на 17.09.2007 и 15.10.2007 налог не уплачен.
В связи с неуплатой единого социального налога налоговой инспекцией начислены пени в сумме 58 833 рублей 44 копеек, из которых: пени по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет – 44 926 рублей 21 копейка, зачисляемому в ФФОМС – 4 665 рублей 88 копеек, зачисляемому в ТФОМС - 4 241 рубль 35 копеек.
Требованием № 13885 по состоянию на 16.11.2007 администрации предложено в добровольном порядке в срок до 07.12.2007 уплатить недоимку по единому социальному налогу и соответствующие пени.
Не исполнение требования налогоплательщиком, явилось основанием для обращения налоговой инспекции в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании с администрации налога и пени в принудительном порядке.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований в части взыскания пени по единому социальному налогу, исходил из того, что налоговой инспекцией не представлены какие – либо доказательства, подтверждающие наличие задолженности (недоимки) по налогу, на которую начислены пени и тем самым подтверждающие обоснованность начисления сумм пени в представленных расчетах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации администрация является плательщиком единого социального налога.
В силу статьи 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно пункту 1 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для налогоплательщиков – физических лиц) с начала налогового период до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового период, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
За 2006 год срок уплаты единого социального налога установлен до 15.02.1007.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налога и сборах сроки.
Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией заявлено требование в части взыскания суммы пени по налогу в размере 58 833 рублей 44 копеек, в том числе по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет – 44 926 рублей 21 копейка, пени по налогу, зачисляемому в ФФОМС – 4 665 рублей 88 копеек, пени по налогу, зачисляемому в ТФОМС – 9 241 рубль 35 копеек.
Как установлено арбитражным судом из представленных налоговой инспекцией расчетов, сумма пени по налогу всего в размере 58 738 рублей 08 копеек, в том числе пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет – 44 863 рубля 44 копейки, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС – 4 654 рубля 24 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС – 9 220 рублей 40 копеек, а также на сумму 58 892 рублей 63 копеек, в том числе пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет – 44 983 рублей 10 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС – 4 665 рублей 96 копеек, пени по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС – 9 243 рублей 53 копеек.
Определением арбитражного суда от 27.07.2008 налоговой инспекции было предложено представить доказательства обоснованности начисления сумм пени в заявленных размерах на суммы недоимки, указанные в представленных расчетах.
Налоговой инспекцией не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность начисления сумм пени в представленных расчетах, в связи с чем, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу об отказе в части удовлетворения заявленных требовании о взыскании сумм пени по единому социальному налогу в размере 58 833 рублей 44 копеек.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения доводов кассационной жалобы и отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 марта 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу № А58-509/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи:
М.А. Первушина
И.Б. Новогородский
А.И. Скубаев