ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-5229/2019
«12» ноября 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда «ЖКХ Губинский» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2019 года по делу № А58-5229/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – управление, административный орган) о признании недействительными предписания от 08.04.2019 № 08-02-190-19-Л.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2019 года по делу № А58-5229/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что управляющая компания в одностороннем порядке внесла изменения в технический паспорт многоквартирного дома.Проверяющим органом недостаточно внимательно изучен технический паспорт многоквартирного дома по адресу: <...>. На плане этажа изображена перегородка, которую жилищный инспектор посчитал устроенным в недавнее время без надлежащего согласования. Проверка проводилась в документарной форме, без выезда на объект. Данное обстоятельство привело к ошибочным выводам, что послужило основанием для признания общества виновным в нарушении жилищного законодательства.Со ссылкой на дополнительно представленные с апелляционной жалобой доказательства общество указывает, что наличие самовольного переоборудования лестничных клеток с 1-го по 5-ый этажи не выявлено.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании 29.10.2019 объявлен перерыв до 09 час. 00 мин. 05.11.2019, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 03.10.2019, 30.10.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 11.03.2019 по 05.04.2019 во исполнение приказа управления от 25.02.2019 № 01-09-753-19 была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом правильности начисления платы за ЖКУ многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> по результатам которого был составлен акт проверки № 08-01-493-19-Л.
В результате проверки было установлено, что общество в нарушение требований подпункта «ж» пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 416, при начислении ЖКУ владельцу помещений № 408 производит начисление платы с учетом площади общего коридора 4 этажа дома.
По результатам проверки 08.04.2019 главным специалистом отдела управления было вынесено предписание № 08-02-190-19-Л, в соответствии с которым обществу в срок до 15.05.2019 необходимо устранить нарушение прав потребителя проживающего в помещения № 408 многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> путем исключения в расчете оплаты за ЖКУ доли коридора, на все квартиры четвертого этажа.
Общество выполнило данное предписания управления, что подтверждено содержанием акта проверки № 08-01-808-19-Л от 04.06.2019.
Общество не согласилось с данным предписанием по основанию неправильного применения норм материального права и незаконностью предъявленных к обществу требований и обратилось с заявлением в суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании подпункта «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, управление пришло к правильному выводу, что жилое помещение № 408, расположенное по адресу: <...>, является частью коммунальной квартиры, поскольку данное помещение не обособленное помещение в многоквартирном доме.
Из технического паспорта также следует, что жилое помещение № 408 состоит из двух жилых комнат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 ЖК РФ, собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире).
В общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире регламентирует статья 42 ЖК РФ, где установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.
Согласно статье 43 ЖК РФ, собственники комнат в коммунальной квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире. При этом, под термином «содержание» понимается оплата расходов на поддержание в надлежащем состоянии имущества, которое в коммунальной квартире считается общим.
В силу части 3 статьи 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
На основании пункта 51 Правилами № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Площадь помещений общего пользования при этом распределяется пропорционально общей площади каждой комнаты.
На основании изложенного, собственники несут обязанность по содержанию, в том числе и мест общего пользования.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в техническом паспорте на жилое помещение № 408 по ул. Губина, д.37 от 19.10.2006 указано, что жилая площадь помещения составляет 27,6 м2, в том числе две жилые комнаты и кладовая.
Указанные данные также содержатся в копии свидетельства о государственной регистрации права № 14-АА № 335898 от 19.12.2006.
Пунктами 24, 27 Правил № 491 определено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме. Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 № 37).
В соответствии с пунктом 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
При этом, согласно части 2 статьи 25 ЖК РФ, перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу статьи 28 ЖК РФ завершение перепланировки подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Заключительным этапом процедуры перепланировки является внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) после перепланировки.
Поскольку представленный обществом технический план на многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, от 02.02.2018 был изготовлен не в связи с узаконенной перепланировкой помещений указанного дома, управлением сделан обоснованный вывод о том, что его применение в расчетах за ЖКУ является необоснованным.
Доводы заявителя жалобы об обратном проверены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения, а потому отклоняются как необоснованные.
Кроме того, ссылка апеллянта на дополнительно представленные доказательства отклоняется судом, поскольку такие доказательства не приняты судом апелляционной инстанции как представленные с нарушением требований части 2 статьи 268 АПК РФ.
Следовательно, исходя из того, что помещение № 408 является частью коммунальной квартиры, бремя содержания коридора четвертого этажа, ведущего на все коммунальные квартиры четвертого этажа, не входит в обязанности собственника помещения № 408.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
Заявителем жалобы по платежному поручению от 18.09.2019 года № 1665 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 18.09.2019 года № 1665 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2019 года по делу № А58-5229/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.В. Желтоухов
В.Л. Каминский