Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск | |
Дело № А58-6198/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Евсеевой Е.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Рудых В.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей: Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» ФИО1 (доверенность от 10.12.2014 № 08/36-518); Северо-Восточного управления Государственного морского и речного надзора ФИО2 (доверенность от 19.01.2015),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя общества с ограниченной ответственностью «Иркутск-Терминал» ФИО3 (доверенность от 31.03.2015 № 111),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» и Северо-Восточного управления Государственного морского и речного надзора на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля
2015 года по делу №А58-6198/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции: Евсеева Е.А., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А.,
ФИО4, ФИО5),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Иркутск-Терминал»
(ОГРН <***>, г. Иркутск) (далее – ООО «Иркутск-Терминал», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным предписания от 28.07.2014 № 8 Северо-Восточного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, г. Якутск) (далее – Северо-Восточное УГМРН Ространснадзора, Управление, административный орган) в части пунктов 8 и 9.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей»
(ОГРН <***>, г. Якутск) (далее – ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей», Учреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря
2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля
2015 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Северо-Восточное УГМРН Ространснадзора и ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции абзаца 12 статьи 3, пунктов 1, 2 статьи 8, пункта 1 статьи 56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судом апелляционной инстанции неправомерно не учтено, что общество, как владелец причалов, в силу статьи 56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации обязано содержать принадлежащее ему имущество в надлежащем состоянии, обеспечив безопасность подходов судов к причалу.
Северо-Восточное УГМРН Ространснадзора и ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» также указывают на непредставление обществом доказательств владения причалами именно общего пользования.
ООО «Терминал-Иркутск» отзыв на кассационные жалобы не представило.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
В судебном заседании представители Учреждения и Управления подтвердили доводы кассационных жалоб. Представитель Общества считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным, а доводы кассационных жалоб несостоятельными.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 8 июля 2015 годадо
15 июля 2015 года до 14 часов 40 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права 38-АБ № 0105322 от 05.01.2003, 38-АБ № 0105318 от 05.01.2003, 38-АБ № 0105324 от 05.01.2003, 38-АБ № 0105498 от 08.12.2002, 38-АБ № 0105326 от 05.01.2003, 38-АБ № 0105321 от 05.01.2003, на основании протокола общего собрания учредителей № 1 от 10.09.2002 общество является собственником причала стационарного 1 протяженностью 63 м (Иркутская область, г. Усть-Кут, Усть-Кутская нефтебаза), кадастровый номер 38:18:060201:0023:23-9А/53; причала стационарного 2, кадастровый номер 38:18:060201:0023:23-9А/54; причала стационарного 3 протяженностью 63 м, кадастровый номер 38:18:060201:0023:23-9А/55;
причала стационарного 4 протяженностью 65,40 м, кадастровый номер 38:18:060201:0023:23-11А/45; причала стационарного 5 протяженностью 66,4 м, кадастровый номер 38:18:060201:0023:11-А/46; причала стационарного 6 протяженностью 65 м, кадастровый номер 38:18:060201:0023:11-А/47 (Иркутская область, г. Усть-Кут, Усть-Кутская нефтебаза).
Обществом на основании договора водопользования от 29.01.2014 № 38-18.03.01.001-Р-ДИБВ-С-2010-00334/00 принят в пользование участок акватории реки Лены (далее – водный объект), с целью использования акватории водных объектов, в том числе в рекреационных целях, вид водопользования – совместное водопользование, водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Сведения о водном объекте подробно указаны в пункте 6 договора. Параметры водопользования приведены в приложении 3 к договору, схема расположения указана в плане-схеме.
Общество имеет лицензию серия МР-4 №001037 от 06.09.2013 на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (выдана на причалы № 1, 2, 4, 5 и 6).
Осетровским линейным отделом Северо-Восточного УГМРН Ространснадзора с 01.07.2014 по 28.07.2014 проведена проверка в отношении ООО «Иркутск-Терминал»
(6 причалов из массивовой кладки с уголковой надстройкой, расположены на левом берегу р. Лена на 3 609,1 – 3 609,6 км и 3 606,7 – 3 607, 35 км).
В ходе проверки Управлением выявлено, в том числе следующее: не обозначены навигационными знаками границы рейда ООО «Иркутск-Терминал» и не проводится траление рейда, что может привести к посадке судов на мель, розливу нефтепродуктов и другим аварийным ситуациям с судами на рейде общества.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.07.2014 № 17.
Предписанием от 28.07.2014 № 8 обществу предписано, в том числе: в соответствии с частью 2 статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пунктами 6.4.2.2(и), 6.6.5 Правил технической эксплуатации речного транспорта установить рейдовые столбы, ясно видимые днем и освещаемые ночью (обозначить навигационными знаками границы рейда ООО «Иркутск-Терминал» (пункт 8); в соответствии с пунктом 392 Технического регламента о безопасности объектов, пунктами 6.1.2(к), 6.2.3, 8.4.7 Правил технической эксплуатации речного транспорта, раздела 10 пунктов 10.2, 10.1, 10.5 Правил технической эксплуатации портовых сооружений провести траление рейда ООО «Иркутск-Терминал» (пункт 9).
ООО «Иркутск-Терминал», полагая предписание в названной части не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что предписание в оспариваемой части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку именно на общество, как владельца сооружений на внутренних водных путях, действующим законодательством возлагается обязанность по обеспечению нормального судоходства в данном бассейне, на данном участке внутренних водных путей, а также его безопасности.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что причалы, принадлежащие обществу, на которых оно осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте на основании лицензии по обращению любого юридического лица, являются причалами общего пользования, в связи с чем посчитал, что общество в силу пункта 1 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не является субъектом, обязанным проводить путевые работы, в том числе работы по устройству и содержанию подходов к причалам общего пользования; на общество не может быть возложена обязанность по проведению тральных и других работ по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на подходах к причалам общего пользования.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, предметом проведения плановой документарной проверки в отношении ООО «Иркутск-Терминал» являлось соблюдение обязательных требований безопасной эксплуатации портовых причальных гидротехнических сооружений.
Обществу предписано: в соответствии с частью 2 статьи 9 Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пунктами 6.4.2.2(и), 6.6.5 Правил технической эксплуатации речного транспорта, установить рейдовые столбы, ясно видимые днем и освещаемые ночью (обозначить навигационными знаками границы рейда ООО «Иркутск-Терминал» (пункт 8); в соответствии с пунктом 392 Технического регламента о безопасности объектов, пунктами 6.1.2(к), 6.2.3, 8.4.7 Правил технической эксплуатации речного транспорта, раздела 10 пунктов 10.2, 10.1, 10.5 провести траление рейда ООО «Иркутск-Терминал» (пункт 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов, иметь склады, средства измерений массы грузов, погрузочно-разгрузочное оборудование, устройства и приспособления для посадки, высадки пассажиров и их пребывания в ожидании судна, а в необходимых случаях и железнодорожные подъездные пути для подачи вагонов в порты и уборки вагонов из портов.
Пунктом 2 статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, устанавливающей требования к строительству и эксплуатации сооружений на внутренних водных путях, предусмотрено, что владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства в соответствии с обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Согласно подпункту «и» пункта 6.4.2.2, пункту 6.6.5 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных и введенных в действие с 01.01.1974 приказом министра речного флота РСФСР от 03.01.1973 № 2 (далее – Правила технической эксплуатации), в зависимости от объема и характера работ причалы должны иметь рейдовые столбы, ясно видимые днем и освещаемые ночью. За постановку и содержание знаков обстановки, ограждающих защитные устройства и гидросооружения порта-пристани (дамбы, волноломы, ледорезы), а также устанавливаемых на границах рейдов порта-пристани, несет ответственность начальник порта-пристани и капитан рейда совместно с начальником технического участка пути (района гидросооружений).
Согласно пункту 392 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, в речном порту в зависимости от рода грузов, перевозимых в судах, должны быть отдельно организованы рейды: а) для сухогрузных судов с грузами класса 4.1 по классификации Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) (легковоспламеняющиеся твердые вещества) и огнеопасными грузами; б) для нефтеналивных судов.
Пунктами 6.1.2(к), 6.2.3, 8.4.7 Правил технической эксплуатации установлено, что основными задачами порта-пристани являются создание безопасных условий плавания и стоянки судов на рейдах, у причалов, обеспечение безаварийной работы всех видов флота и безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных, ремонтных и других работ. В составе акватории порта-пристани должны быть: а) судовые ходы и проходы к причалам, имеющие глубину и ширину, достаточные для беспрепятственного прохода судов, буксируемых и толкаемых составов и плотов; б) рейды для формирования и расформирования судовых составов, выполнения работ на плаву (паузка, ремонт, снабжение) и отстоя флота. Ошвартовка судов и плотов, поставленных на рейд, должна быть надежной, с учетом возможного колебания уровня воды, усиления течения, изменения осадки, возникновения штормовой погоды и движения по рейду других судов. Ответственность за организацию безопасной стоянки судов и плотов и сохранность грузов в портах и промежуточных пунктах в течение всего времени их нахождения в пределах порта (пункта) несет порт-пристань.
В силу пунктов 10.1, 10.2, 10.5 Правил технической эксплуатации портовых сооружений, утвержденных Министерством речного флота РСФСР 27.06.1985, акватории и рейды следует содержать в состоянии, обеспечивающем безопасное движение флота и выполнение перегрузочных операций на плаву; очищать их от топляков и посторонних предметов. Перед открытием навигации, в необходимых случаях и в период навигации состояние акваторий и рейдов следует проверять тралением; после паводков и ледохода производить контрольные промеры глубин.
Как видно из материалов дела, вменяемые обществу нарушения связаны с несоблюдением предусмотренных приведёнными нормами требований безопасности при эксплуатации принадлежащих ему причалов.
В этой связи суд апелляционной инстанции ошибочно применил к возникшим правоотношениям положения статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, регламентирующей содержание внутренних водных путей, нарушение которой обществу не вменялось, и не дал оценку оспариваемому предписанию на соответствие нормам, нарушение которых установлено административным органом.
Между тем суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пришел к правильному выводу о направленности данной нормы на создание безопасных условий плавания судов и обеспечение сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях. При этом суд принял во внимание правовой смысл и содержание понятий причала и речного порта, определённых статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
И порт, и причал являются гидротехническими сооружениями, имеющими единое функциональное и технологическое назначение в части обслуживания пассажиров и судов, осуществления операций с грузами (погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов). В связи с этим именно общество, как владелец вышеназванных гидротехнических сооружений, обязано обеспечить выполнение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и иных вышеприведённых норм вне зависимости от источника финансирования этих работ.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда принято с неправильным применением норм материального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2014 года подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля
2015 года по делу №А58-6198/2014 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2014 года по делу № А58-6198/2014 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | М.М. Шелёмина | |
Судьи | Л.А. Кадникова | |
Л.М. Соколова |