ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-67/2022 от 29.07.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело №А58-67/2022

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Шелёминой М.М.,

рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года по делу № А58-67/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2022года по тому же делу,

установил:

муниципальное казенное учреждение «Ленское управление сельского хозяйства» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)» (далее –
МКУ Ленское УСХ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2021 Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство, административный орган) по делу № 1/15.14-2021/353 об административном правонарушении, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2022 года, заявленные требования удовлетворены.

Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 15.14, 26.2, 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что нарушениями закона, допускаемыми при получении доказательств при производстве по делу об административном правонарушении может являться получение документов и сведений, без соблюдения процессуальных требований, установленных Кодексом; факт нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) установлен по итогам встречной проверки Учреждения в рамках выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства в администрации МО «Ленский район»; должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что в силу статьи 28.1 Кодекса является основанием для составления протокола об административном правонарушении; в отношении должностных лиц Учреждения также вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса, оставленные в силе решением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия), решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

В отзыве на кассационную жалобу МКУ Ленское УСХ считает ее доводы несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.

На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 53, 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без вызова сторон и проведения судебного заседания.

Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии со статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 881-3 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства» к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами). В целях реализации данного Закона постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2011 № 678 утвержден Порядок расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства (далее – Порядок № 678).

Согласно пунктам 1.2, 1.4, 1.6, 2.3 Порядка № 678 финансирование расходов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, осуществляется за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий год, в виде субвенций. Получателями этих субвенций являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия). Субвенции носят целевой характер. В целях осуществления Муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, целевого и эффективного расходования субвенций подписываются соглашения между Министерством и Муниципальными образованиями об обязательствах Сторон.

Между Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и Администрацией муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) (далее – Администрация) заключено соглашение от 30.01.2020 № С-41/04 о предоставлении в 2020 году субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Ленский район» на осуществление органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, в том числе на развитие растениеводства (овощеводство, картофелеводство), табунного коневодства.

Постановлением и.о. главы МО Ленский район» от 08.10.2019 № 01-03/901/9 утверждены Правила предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства из бюджета муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия), в соответствии с которыми получателями субсидии являются: организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), крестьянские (фермерские) хозяйства, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (пункт 1.4).

По результатам проведенного Администрацией отбора получателей субсидий МКУ Ленское УСХ заключены соглашения от 19.03.2020 № 4, от 20.03.2020 № 12 с индивидуальным предпринимателем ФИО1, от 08.04.2020 № 11 с индивидуальным предпринимателем ФИО2, от 08.04.2020 № 10 с индивидуальным предпринимателем ФИО3

В соответствии с утвержденным Планом контрольных мероприятий Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на 2021 год, на основании приказа Министерства от 27.10.2021 № 01-04/1652 «О назначении выездной проверки в муниципальном образовании «Ленский район» Республики Саха (Якутия)» были проведено контрольное мероприятие по соблюдению бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за период 2019-2020 годы в отношении Администрации.

В рамках названной выездной проверки на основании упомянутого приказа Министерства от 27.10.2021 проведены встречные проверки, в том числе МКУ Ленское УСХ.

По итогам встречной проверки административным органом установлен факт нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на выполнение отдельных государственных полномочий по поддержке овощеводства, картофелеводства, табунного коневодства, выразившийся в направлении субсидии на финансовое обеспечение части затрат получателям, которые по своим критериям не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями (акт встречной проверки от 25.11.2021).

По данному факту административным органом в отношении Учреждения составлен протокол от 03.12.2021 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса.

Постановлением Министерства от 14.12.2021 № 1/15.14-2021/353
МКУ Ленское УСХ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 24 278 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Учреждения в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с названным заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что выводы административного органа основаны на доказательствах, полученных Министерством с нарушением норм бюджетного законодательства.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.

Статьей 26.2 Кодекса установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса).

В силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) могут являться как главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, так и государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно пункту 2.1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении главных администраторов (администраторов) средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты; финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, которому предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, а также юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из этого бюджета.

Объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы государственного (муниципального) финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов государственного (муниципального) финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования (пункт 3 статьи 266.1).

Статьей 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к методам осуществления государственного (муниципального) финансового контроля отнесены проверки, ревизии, обследования.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки оформляются актом (пункт 2).

Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. Камеральные и выездные проверки проводятся в отношении объектов контроля, то есть лиц, чья финансовая деятельность проверяется. Встречные проверки проводятся в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля (пункт 3).

Таким образом, из приведенных норм следует, что предметом встречной проверки не может являться внутренняя финансовая деятельность лица, в отношении которого не проводится камеральная или выездная проверка, то есть данное лицо в рассматриваемых правоотношениях не выступает в качестве объекта контроля.

Из материалов дела следует и судами установлено, что встречная проверка МКУ Ленское УСХ назначена в рамках выездной проверки в МО «Ленский район» Республики Саха (Якутия), которому предоставлены межбюджетные субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 – 2020 годы» в 2019, 2020 годах. Однако в нарушение пункта 3 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предметом проверки обозначена деятельность Учреждения, не являющегося объектом контроля в рамках назначенной выездной или камеральной проверки.

При таких обстоятельствах, суды обоснованно и мотивированно признали доказательства совершения Учреждением административного правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств, полученными с превышением полномочий в рамках осуществленного мероприятия государственного финансового контроля, то есть с нарушением норм бюджетного законодательства, в связи с чем выводы судов о незаконности оспариваемого по делу постановления Министерства являются правомерными.

При этом, исходя из обстоятельств вмененного правонарушения, Учреждению вменяется нарушение соглашения, участником которого оно не является.

Аналогичный правовой подход поддержан Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 13 января 2022 года по делу № А58-334/2021.

Доводы заявителя жалобы о непосредственном обнаружении уполномоченными должностными лицами, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, подлежат отклонению, как не соответствующие установленным по делу обстоятельствам, согласно которым основанием возбуждения дела об административном правонарушении в отношении учреждения и привлечения его к административной ответственности послужили доказательства, собранные в ходе проведенной встречной проверки, и обстоятельства, установленные на основании данных доказательств, отраженные в акте по результатам ее проведения.

Ссылка заявителя жалоба на судебные акты Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) и решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) не может быть принята во внимание, поскольку решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2022 года по делу № 7/2-84/2022 принято после принятия арбитражным судом первой инстанции решения по настоящему делу. При этом арбитражные суды не связаны выводами суда общей юрисдикции по вопросам толкования права и оценки представленных в материалы дела доказательств (части 3, 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае отсутствуют существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем не имеется предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2022 года по делу № А58-67/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2022года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.

Судья

М.М. Шелёмина