Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск | |
Дело № А58-778/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2015 года по делу № А58-778/2015 , постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.,
Ячменёв Г.Г.),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, г. Якутск) (далее – глава КФХ ФИО2) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН <***>, г. Якутск) (далее – Администрация), выраженного в письме от 03.02.2015 № 43-АЗО/15, в предоставлении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:112003:10594, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, <...> местность Зеленстрой, общей площадью 3,741 га; об устранении допущенных нарушений прав заявителя; о взыскании судебных расходов в сумме 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о незаконности отказа Администрации в предоставлении в собственность земельного участка, полагая данный отказ законным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, глава КФХ ФИО2 ходатайствовала о кассационном рассмотрении дела без участия её представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (далее – Министерство) от 03.02.2011 № Р-85 «О предоставлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности» заявителю было предоставлено право аренды сроком до 01.02.2014 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:112003:10594, расположенный: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, <...> местность Зеленстрой, общей площадью 3,741 га с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, с фактическим использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (под пастбище), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 23.11.2010 № 1435/10-2-00270.
04.02.2011 между Министерством и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка сроком действия с 01.02.2011 по 01.02.2014.
29.12.2014 ФИО2 обратилась в МКУ «Агентство земельных отношений» Городского округа «Город Якутск» с заявлением о приватизации по истечении 3 лет аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 14:35:112003:10594, с приложением документов, подтверждающих право пользования испрашиваемым земельным участком на праве аренды (более трех лет) и использование земельного участка в соответствии с целевым назначением.
Письмом от 03.02.2015 № 43-АЗО/15 Департамент имущественных и земельных отношений Администрации сообщил ФИО2 о невозможности принятия решения о предоставлении указанного земельного участка, поскольку согласно результатам проверки Управления муниципального контроля Администрации земельный участок не огорожен, не освоен и не используется по целевому назначению;
МКУ «Управление сельского хозяйства» Городского округа «Город Якутск» не согласовал предоставление в собственность данного земельного участка в связи с тем, что участок не освоен.
Глава КФХ ФИО2, полагая, что отказ, выраженный в названном письме от 03.02.2015 № 43-АЗО/15, не соответствует закону и нарушает её права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании отказа незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ Администрации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период издания оспариваемого отказа, предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Судами установлено и не оспаривается сторонами, что Администрация наделена полномочиями по предоставлению земельного участка; указанный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 4 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (пункт 4).
В силу приведенной нормы право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций, являющихся правообладателями земельного участка, и которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка послужили результаты проверки Управления муниципального контроля Окружной Администрации г. Якутска о том, что земельный участок с кадастровым номером 14:35:112003:10594 не огорожен, не освоен и не используется по целевому назначению.
Арбитражными судами при разрешении спора на основании исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств, в том числе соглашений от 03.05.2011, от 03.05.2012, от 03.05.2013, договоров подряда от 03.05.2011, от 03.05.2012, 03.05.2013, сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота за
4 квартал 2011 года, декабрь 2012 года, декабрь 2013 года, справок о сдаче молока от 10.02.2014, от 15.02.2014, от 16.02.2014 за 2011-2014 годы, договора на закуп сырого коровьего молока на 2013 год, справки от 09.02.2015 о наличии у заявителя ФИО2 поголовья скота, информации о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2013 год, информации о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2013 год, сведений о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2011 год, а также письма Управления муниципального контроля Окружной Администрации г. Якутска, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 14:35:112003:10594 используется по целевому назначению, выпас скота соответствует представленной схеме-маршруту, установлен и Администрацией не опровергнут факт надлежащего использования земельного участка.
Таким образом, поскольку Администрация не доказала соответствие закону оспариваемого отказа, а заявитель представил доказательства нарушения этим отказом своих прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2015 года по делу № А58-778/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | М.М. Шелёмина | |
Судьи | Л.А. Кадникова | |
А.И. Чупров |