ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-9070/2017 от 05.06.2018 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А58-9070/2017

«13» июня 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2018 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2018 года по делу № А58-9070/2017 (суд первой инстанции – Андреев В.А.),

установил:

Государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - предприятие, ГУП ЖКХ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – УГАН НОТБ, административный орган) о признании недействительным предписания от 25.08.2017 № ТБ-АТ-25/08/2017/363/2.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2018 года по делу № А58-9070/2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.

ГУП ЖКХ обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Заявитель полагает, что в материалах проверки отсутствуют доказательства использования транспортных средств для перевозки опасного груза, не определен какой именно опасный груз перевозится. Апеллянт считает, что наличие транспортных средств в определенном количестве и нахождение их в реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств не означает, что предприятием осуществляется деятельность по перевозке опасных грузов.

Апеллянт также полагает, что судом не дана оценка доводам о том, что транспортные средства не используются предприятием, так как в связи с отсутствием необходимости в осуществлении перевозки, весь комплекс транспортных услуг был передан дочерней организации предприятия - ООО «Сахаспецтранс» в рамках договора №25204 от 20.10.2016 года транспортного аутсорсинга для комплексного обслуживания котельных производственных филиалов ГУП «ЖКХ PC (Я)» на 2017-2021 годы.

Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 11.05.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, распоряжением исполняющего обязанности начальника УГАН НОТБ ДФО Ространаснадзора ФИО1 от 14 июня 2017 года №363-р в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2017 год, утвержденным руководителем Ространснадзора и размещенным на официальных сайтах Ространснадзора и Генеральной прокуратуры (регистрационный номер проверки в системе АС ЕРП - №201700676455), в рамках контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о транспортной безопасности (реестровый № 10001442123) проведена плановая документарная проверка предприятия с целью осуществления государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Предметом проверки определено соблюдение предприятием обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В пункте 3 распоряжения указаны лица, уполномоченные на проведение проверки: главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ФИО2, государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ФИО3, государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ФИО4

Срок проведения проверки установлен 10 рабочих дней, с 14 по 23 августа 2017 года; пунктом 13 распоряжения установлен перечень документов, предоставление которых предприятием необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Указанное распоряжение получено предприятием 22 июня 2017 года, о чем свидетельствует оттиск штампа входящей корреспонденции предприятия (вх. №4266).

По результатам проведенной в установленный распоряжением срок проверки административным органом выявлены нарушения, зафиксированные в акте от 25 августа 2017 года №ТБ-АТ-25/08/2017/363, а именно: предприятие, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, имея на праве хозяйственного ведения 53 единицы специализированного транспорта, которые приказами Федерального дорожного агентства от 01 ноября 2016 года № 1851, от 12 марта 2015 года № 132 включены в реестр категорированных транспортных средств автомобильного транспорта с присвоением 3 категории, нарушило требования подпунктов 1, 2, 5, 9, 11, 12, 13, 22 пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта и внесений изменений в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Административным органом предприятию выдано предписание от 25 августа 2017 года № ТБ-АТ-25/08/2017/363/2, в котором административный орган указал о том, что в ходе проверки выявлены нарушения: в нарушение пункта 7 подпункта 1 постановления Правительства РФ от 14.09.2016 № 924 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта и внесений изменений в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее - требование), не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры; в нарушение пункта 7 подпункта 2 требований не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства; в нарушение пункта 7 подпункта 5 требований не обеспечено проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме; в нарушение пункта 7 подпункта 9 требований не утверждены в течение одного месяца со дня утверждения результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану транспортного средства; в нарушение пункта 7 подпункта 11 требований не проверены силы обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в целях выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности", и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона "О транспортной безопасности"; в нарушение пункта 7 подпункта 13 требований не обеспечено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, в части, их касающейся на ТС; в нарушение пункта 7 подпункта 22 требований не установлены границы зоны транспортной безопасности транспортного средства по внешним конструктивным границам транспортного средства, а также на основании утвержденных результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства: границы перевозочного сектора транспортного средства, а также критических элементов транспортного средства; границы технологического сектора транспортного средства.

Административный орган предписал в срок до 28.12.2017 устранить нарушения, указанные в предписании и представить в административный орган документы, подтверждающие устранение указанных нарушений (пункт 1), до устранения выявленных нарушений принять все меры к защищенности объектов и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 2).

Не согласившись с вынесенным предписанием, ГУП ЖКХ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным предписания.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства России от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4).

Согласно подпункту «п» пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 № 409, государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств (далее - предписания), и проверяет их исполнение.

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) предусмотрено, что под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства.

Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности подпункт 6 статьи 2 Федерального закона № 16-ФЗ.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Из оспариваемого предписания следует, что зафиксированные в нем нарушения, выявленные в ходе проверки и выразившиеся в несоблюдении подпунктов 1, 2, 5, 9, 11, 13, 22 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта и внесений изменений в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 № 924.

По мнению апеллянта, предприятие не является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку в процессе своей деятельности не предоставляет иным лицам услуги по перевозке грузов, в том числе отнесенных к категории опасный груз; предприятие не осуществляет перевозку опасных грузов.

Вместе с тем, заявителем жалобы не учтено следующее.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ).

Подпунктом «а» пункта 11 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ определено, что транспортные средства - это устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

Транспортный комплекс - это объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства пункт 12 пункта 1 Федерального закона № 16-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее - Устав автомобильного транспорта), устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 2 указанной статьи Устава автомобильного транспорта также предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Таким образом, в Уставе автомобильного транспорта, на который ссылается апеллянт, не содержатся условия, правила для транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение. Указанный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности заявителя является - производство пара и горячей воды (теплой энергии) котельными, дополнительными видами деятельности, в том числе - перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами (пункт 86 выписки из Единого государственного реестра юридических лиц).

В ходе проверки административным органом установлено, что на балансе предприятия на праве хозяйственного ведения числятся 53 транспортных средства, предназначенных для перевозки опасных грузов. Данные транспортные средства включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением им 3 категории (приказы Федерального дорожного агентства от 01.11.2016 № 1851, от 12.03.2015 № 132).

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона № 16-ФЗ категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Категорированные объекты включаются в реестр ОТИ и ТС, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

По сведениям Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (письмо от 14.07.2017 № 01/1265) ГУП ЖКХ выданы специальные разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов (серии 14 № 002875, № 002434, № 002435).

Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924 (далее - требования по обеспечению транспортной безопасности).

Подпунктом 1 пункта 3 требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрено, что настоящий документ не применяется в отношении: объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых на территории Российской Федерации и отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Закона о транспортной безопасности к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам, не подлежащим категорированию.

Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел часть 5 статьи 6 Федерального закона № 16-ФЗ.

Приказом Минтранса России от 23.07.2014 № 196 установлен Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2014 № 33589), в соответствии с которым в данный перечень в категорию «Автомобильный транспорт» включены, в том числе автомобильные прицепы, автомобильные полуприцепы, используемые для перевозки опасных грузов.

Следовательно, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта и транспортных средств автомобильного применяются в отношении транспортных средств, подлежащих категорированию.

Согласно представленным паспортам транспортных средств и сведениям Федерального дорожного агентства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств включены транспортные средства, принадлежащие ГУП ЖКХ, не являющиеся автомобильными прицепами и полуприцепами, в количестве 53 штук.

Таким образом, вопреки утверждению апеллянта материалами дела подтверждается наличие у заявителя на балансе на праве хозяйственного ведения категорированных транспортных средств, включенных в реестр, а также наличие действующих специальных разрешений.

Заявитель жалобы указывает, что ГУП «ЖКХ PC (Я)» в соответствии с условиями договора транспортного аутсорсинга № 25204 от 20.10.2016 для комплексного обслуживания котельных (аутсорсинг) производственных филиалов ГУП «ЖКХ PC (Я)» на 2017-2021 гг. весь комплекс транспортных услуг был передан стороне по договору — ООО «Сахаспецтранс».

Вместе с тем, в материалы административного дела таких документов представлено не было.

Более того, на основании реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, размещенного на официальном сайте Росавтодора http://www.rosavtodor.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-transportnoy-bezopasnosti/reestr-kategorirovannykh-obektov-transportnoy-infrastruktmy-i-transportnykh-sredstv 53 единицы транспортных средств числятся за ГУП «ЖКХ PC (Я)».

При этом ГУП «ЖКХ PC (Я)» обязано было уведомить о передаче транспортных средств другой организации в целях снятия с категории транспортных средств с ГУП «ЖКХ PC (Я)» и присвоении категории другой организации, поскольку согласно пп. 15 п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924 общество должно незамедлительно информировать Федеральное дорожное агентство о переходе права собственности на транспортное средство или переходе права его использования на ином законном основании, а также о планируемых изменениях конструктивных или технических элементов, технологических процессов на транспортном средстве, приводящих к изменению установленной категории транспортного средства.

Доказательств указанного материалы дела не содержат.

Суд первой инстанции правомерно установил, что предприятие является субъектом транспортной инфраструктуры, в связи с чем на него в силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, в том числе обязанность по соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности.

Подпунктами 1, 2 пункта 7 требований по обеспечению транспортной безопасности установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры, и лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства.

Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме подпункт 5 пункта 7 требований по обеспечению транспортной безопасности.

Субъект транспортной инфраструктуры (перевозчик) обязан на основании утвержденных результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства представлять в Федеральное дорожное агентство план транспортного средства в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства подпункт 6 пункта 7 требований по обеспечению транспортной безопасности.

Подпунктом 9 пункта 7 требований по обеспечению транспортной безопасности субъектам транспортной инфраструктуры (перевозчикам) предписано утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства организационно-распорядительные документы (перечень указан в подпункте), которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверены субъектом транспортной инфраструктуры, и копии которых прилагаются к плану транспортного средства.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 7 требований по обеспечению транспортной безопасности субъекту транспортной инфраструктуры (перевозчику) надлежит проверять силы обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в целях выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности, и не допускать к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, лиц, в отношении которых выявлены обстоятельства предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности.

Подпунктом 12 пункта 7 требований по обеспечению транспортной безопасности установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии со статьей 12.1 Закона о транспортной безопасности в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности транспортного средства, а также к исполнению обязанностей по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом транспортного средства.

Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны информировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся на транспортные средства подпункт 13 пункта 7 требований по обеспечению транспортной безопасности.

Субъектам транспортной инфраструктуры (перевозчикам) необходимо устанавливать границы зоны транспортной безопасности транспортного средства - по внешним конструктивным границам транспортного средства, а также на основании утвержденных результатов проведенной оценки уязвимости транспортного средства: границы перевозочного сектора транспортного средства, а также критических элементов транспортного средства; границы технологического сектора транспортного средства подпункт 22 пункта 7 требований по обеспечению транспортной безопасности.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных норм предприятие, являясь субъектом транспортной инфраструктуры, не обеспечило надлежащее соблюдение требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.

Налогоплательщиком по платежному поручению от 12.04.2018 года № 3045 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 12.04.2018 года № 3045 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2018 года по делу № А58-9070/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

                                                                                                                     В.Л. Каминский