ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-9086/2021 от 26.09.2023 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672007, Чита, ул. Ленина, 145

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-9086/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2023 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,

при участии в судебном заседании представителей индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО2 (доверенность от 08.12.2022, Окружной администрации города Якутска ФИО3 (доверенность от 30.12.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2023 года по делу № А58-9086/2021,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, г. Якутск, далее - ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к «Администрации микрорайона Марха» муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск" (ОГРН <***>, 677901, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Марха, ул. О. Кошевого, 67А, далее - администрация мкр. Марха), Окружной администрации города Якутска (ОГРН <***>, 677000, Республика Саха (Якутия), <...>, далее - администрация, ОА г. Якутска) о признании недействительными предписания от 23.11.2021 № 924, пункта 14 Протокола комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «город Якутск» от 29.09.2021 № 09-1.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31.03.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 в удовлетворении заявленных требований ИП ФИО1 к "Администрации микрорайона Марха" муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Якутск", Окружной администрации города Якутска о признании недействительными предписания от 23.11.20121 № 924, пункта 14 Протокола комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «город Якутск» от 29.09.2021 № 09-1 отказано.

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.12.2022 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31.03.2022 по делу № А58-9086/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2022 по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Гидроснаб»(ОГРН <***>, 677013, <...>, далее – общество).

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2023 года по делу № А58-9086/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода об отказе в удовлетворении заявленных требований. Судом не учтено, что протокол №09-1 от 29 сентября 2021 был утвержден не уполномоченным лицом. Кроме того, считает, что полномочия изменять вид нестационарного торгового объекта, принадлежащего заявителю, по заявлению ООО «Гидроснаб» у Окружной Администрации города Якутска отсутствовали.

Окружная администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 31.08.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Администрация микрорайона Марха» муниципального казенного учреждения городского округа «Город Якутск», ООО «Гидроснаб» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 05.09.2016 между Администрацией мкр. Марха и ИП ФИО1 заключен договор № 08 на право размещения нестационарного торгового объекта на территории микрорайона Марха города Якутска (без проведения аукциона), в соответствии с которым Администрация мкр. Марха предоставляет предпринимателю право на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО): торговый павильон «Продукты», площадью 45 м2, по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Газовиков, согласно схеме размещения нестационарного торгового объекта и эскизу, являющихся неотъемлемыми частями договора, а предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных в соответствии с договором (п. 1.1 договора).

Период размещения нестационарного объекта устанавливается с 05.09.2016 по 05.09.2019 (п. 1.3 договора).

Плата за размещение НТО установлена в размере 175 817, 93 рублей за весь срок размещения нестационарного объекта (п. 2.1 договора), внесение денежных средств производится ежемесячным авансом (п. 2.2 договора).

01.07.2019 между Администрацией мкр. Марха и ИП ФИО1 заключено дополнительное соглашение к договору на право размещения нестационарного торгового объекта на территории микрорайона Марха города Якутска (без проведения аукциона) от 05.09.2016 № 08, в соответствии с которым стороны пришли к соглашению о пролонгации договора на срок с 05.09.2019 по 04.09.2029; плата за размещение на новый период составила 76 188, 06 рублей за каждый год пролонгации, в соответствии с приложением № 1; оплата производится в равных долях ежеквартально авансом за предшествующий квартал в срок до 5 числа месяц предшествующего квартала.

13.01.2021 предприниматель обратился в Администрацию мкр. Марха с заявлением об изменении специализации НТО, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Газовиков, 1 с «продукты питания» на «розлив воды».

04.03.2021 решением комиссии по рассмотрению заявлений для включения в схему размещения НТО предпринимателю отказано в изменении специализации по основанию - рядом планируется НТО (водобудка) через аукцион, о чем указано в пункте 2 протокола комиссии № 13.

16.03.2021 предприниматель повторно обратилась к главному архитектору <...>. Марха с заявлением об изменении специализации НТО, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Газовиков, 1 с «продукты питания» на «розлив воды».

26.04.2021 решением комиссии по рассмотрению заявлений для включения в схему размещения НТО предпринимателю согласовано в изменении специализации с «продукты питания» на «розлив воды», о чем указано в пункте 13 протокола комиссии № 22.

02.06.2021 за вх. № 2498-ДГТИ поступило заявление ООО «Гидроснаб» о неправомерном изменении специализации НТО, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Газовиков, 1 с «продукты питания» на «розлив воды» с учетом протокола аукциона от 23.04.2021 № 31-21 о предоставлении права ООО «Гидроснаб» заключения договора на размещение НТО по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, Маганский тр., площадью 50 м2 со специализацией «водобудка» по результатам аукциона.

27.09.2021 поступило дополнительное заявление ООО «Гидроснаб» о пересмотре решения от 26.04.2021 № 22.

29.09.2021 решением комиссии по внесению изменений и дополнений в Схему размещения НТО на территории городского округа «город Якутск» по обращению ООО «Гидроснаб» признан недействительным пункт 13 протокола заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в Схему размещения НТО на территории городского округа от 26.04.2021 № 22 по обращению ИП ФИО1 на основании - принято ранее решение об отказе в изменении специализации в связи с проведением аукциона на право размещения НТО, пункт 4 части 5.1 договора от 05.09.2016 № 08 на право размещения НТО не допускает изменение существенных условий договора, в том числе вида и специализации НТО; ранее 13.01.2021 ИП ФИО1 внесено предписание в связи с использованием НТО не по назначению, о чем указано в пункте 14 протокола комиссии № 09-11.

26.11.2021 предпринимателю вручено предписание от 23.11.2021 № 924 о приведении в соответствии с условиями договора в срок до 10.12.2021 НТО по целевому назначению «продукты», в случае не устранения или ненадлежащего исполнения предписания договор будет расторгнут.

Не согласившись с принятым решением комиссии от 29.09.2021, отраженным в пункте 14 протокола комиссии № 09-11, с полученным предписанием предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ).

В пункте 6 статьи 2 Закона № 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии со статьей 4 Закона № 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: установления требований к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования в этой области; информационного обеспечения в этой области; государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области (часть 1).

Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2).

Статьей 10 Закона № 381-ФЗ «установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно части 1 указанной статьи размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4).

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5).

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).

При этом частью 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ не предусмотрена безусловная обязанность органа местного самоуправления включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.

В силу подпунктов 15 и 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов.

Одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2). Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3). Для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом № 381-ФЗ, Уставом городского округа "город Якутск", постановлением Окружной администрации г. Якутска от 28.03.2017 № 76п утверждено Положение о заключении договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" согласно приложению к настоящему постановлению.

Указанным Положением предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута. Основанием для размещения нестационарных торговых объектов является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" (далее - Схема), утвержденная нормативным правовым актом Окружной администрации города Якутска.

Договор на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" заключают специально уполномоченные структурные подразделения Окружной администрации города Якутска, определяемые нормативным правовым актом Окружной администрации города Якутска (п. 3 ст. 1 Положения).

Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или конструкцию, не связанное прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 1 ст. 3 Положения).

Согласно пункту 2 статьи 4 Положения о заключении договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" Схема размещения нестационарных торговых объектов определяется Положениями Окружной администрации города Якутска и комиссией по внесению изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов и утверждаются нормативным правовым актом Окружной администрации города Якутска.

В силу пункта 1 статьи 13 Положения от 28.03.2017 № 76п объект используется строго по специализации (ассортименту товаров), определенной Договором по результатам Аукциона в соответствии со Схемой, без права переуступки прав по Договору за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 5.1 и 5.2 статьи 12 настоящего Положения.

В случае желания изменения специализации, увеличения площади торгового объекта до максимально установленного нормативным правовым актом Окружной администрации города Якутска, владелец нестационарного торгового объекта может обратиться с заявлением в Комиссию по внесению изменений, дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов городского округа "город Якутск" в порядке, установленном нормативными правовыми актами Окружной администрации города Якутска. При положительном решении вопроса Уполномоченный орган заключает с владельцем нестационарного торгового объекта дополнительное соглашение к Договору.

Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11.07.2017 № 181п утверждено Положение по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск", в соответствии с которым:

внесение изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется Департаментом потребительского рынка, развития туризма и транспорта в соответствии с принятыми решениями Комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории городского округа "город Якутск" (далее - Комиссия) (п. 1.3);

основными задачами Комиссии являются:

прием и рассмотрение заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по инициативе структурного подразделения территориального органа управления (далее - Уполномоченный орган) о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" (п. 14.1);

принятие решений по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" (п. 1.4.2).

На основании пункта 1.8. Положения № 181п состав комиссии утверждается распоряжением Окружной администрации города Якутска и является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным при Окружной администрации.

Разделом 3 Положения № 181п «Порядок работы комиссии» предусмотрено, что заседание комиссии ведет председатель, а в отсутствие председателя - заместитель председателя комиссии (пункт 3.2); заседание комиссии считается правомочным при наличии не менее 1/2 списочного состава членов комиссии (пункт 3.8); протокол заседания Комиссии подписывается секретарем комиссии и утверждается председателем комиссии (пункт 3.13).

Распоряжением Окружной администрации от 21.07.2021 № 1439р в связи с кадровыми изменениями был утвержден новый состав комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО на территории городского округа «город Якутск» согласно приложению: председатель - начальник Департамента предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации; заместитель председателя - Главный архитектор города Якутска; секретарь - главный специалист Департамента предпринимательства, потребительского рынка и развития туризма Окружной администрации; а также указаны члены комиссии.

Данное распоряжение подлежит опубликованию в газете «Эхо столицы» и на официальном сайте Окружной администрации (пункт 2).

Во исполнение обязательных указаний, изложенных в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.12.2022, судом первой инстанции установлено, что протокол № 09-1 от 29.09.2021 заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО утвержден неуполномоченным лицом, т.к. не был утверждён главным архитектором города Якутска ФИО4, который не был на заседании Комиссии, протокол был подписан ФИО5 по доверенности от 29.09.2021, выданной главным архитектором г. Якутска ФИО4 У указанного лица не имелось полномочий на утверждение протокола с учетом положений раздела 3 Положения № 181п, что не отрицается представителем ОА г. Якутска при повторном рассмотрении настоящего дела.

Между тем судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый пункт протокола № 09-1 от 29.09.2021 заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в схему размещения НТО не нарушает права и законные интересы предпринимателя по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.1 договора от 05.09.2016 № 08 на право размещения нестационарного торгового объекта на территории микрорайона Марха города Якутска (без проведения аукциона), заключенного между Администрацией мкр. Марха и ИП ФИО1, предпринимателю предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО): торговый павильон «Продукты», площадью 45 м2, по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Газовиков, согласно схеме размещения нестационарного торгового объекта и эскизу, являющихся неотъемлемыми частями договора, предприниматель обязался разместить и обеспечить в течение всего срока действия договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренном в соответствии с договором.

Согласно пункту 3.4.1 договора от 05.09.2016 № 08 предприниматель обязался использовать нестационарный объект по назначению, указанному в пункте 1.1 договора.

В силу подпункта 4 пункта 5.1 договора от 05.09.2016 № 08 не допускается изменение существенных условий договора - местоположения и размера площади НТО (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.2.4 договора) вида, специализации, срока размещения НТО.

Таким образом, по условиям договора изменение специализации торгового объекта не допускается.

Кроме того, на основании пункта 2.6.6. Положения основанием для отказа по включению нового места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения является наличие ранее принятого решения Комиссии об отказе по размещению НТО на испрашиваемом земельном участке в течение года со дня подачи заявлений.

04.03.2021 пункт 2 протокола № 13 заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «город Якутск» ИП ФИО1 в изменении специализации с «Продукты питания» на «Розлив воды» было отказано, так как рядом планируется нестационарный торговый объект (водобудка) через аукцион.

16.03.2021 ИП ФИО1 повторно обратилась с заявлением об изменении специализации.

26.04.2021 пункт 13 протокола № 22 заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «город Якутск» ИП ФИО1 согласовано изменение специализации с «Продукты питания» на «Розлив воды» (водобудка), 45 м2.

Следовательно, до принятия решения о согласовании (26.04.2021) имелось уже ранее принятое решение от 04.03.2021, которым было отказано в согласовании изменения специализации.

Таким образом, признание недействительным пункта 14 протокола № 09-1 от 29.09.2021 пункта 13 протокола заседания комиссии по внесению изменений и дополнений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «город Якутск» № 22 от 26.04.2021 с учетом условий заключенного договора, наличием уже ранее принятого решения Комиссии об отказе по размещению нестационарного торгового объекта (отказ в изменении специализации пункт 2 протокола № 13 от 04.03.2021 - не истек 1 год со дня подачи заявления), и с наличием уже проведенного аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта со специализацией «Розлив воды» (аукцион от 23.04.2021), не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.

Применительно к правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.01.2015 № 225-О, суд первой инстанции, правильно исходил из того, что отказ в изменении специализации НТО является правом органа местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством с учетом необходимости обеспечения соблюдения баланса интересов всех субъектов предпринимательства в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров территории муниципального образования.

С учетом изложенного отказ комиссии в изменении согласования специализации НТО со ссылкой на условия заключенного договора и наличие уже проведенного аукциона на право размещения НТО со специализацией «Розлив воды» (аукцион от 23.04.2021), не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.

Довод апеллянта об отсутствии оснований отмены уже ранее согласованного изменения специализации НТО по заявлению третьего лица, судом правомерно отклонен с приведением надлежащих мотивов.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Положения от 28.03.2017 № 76п по внесению изменений и дополнений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "город Якутск" расторжение Договора может происходить по инициативе владельца нестационарного торгового объекта и по инициативе Окружной администрации города Якутска в лице Уполномоченного органа, который направляет владельцу нестационарного торгового объекта уведомление по форме согласно приложению № 6 к настоящему Положению.

Основаниями для досрочного расторжения договора являются: неисполнение владельцем условий договора, в том числе изменение специализации нестационарного торгового объекта, условия по запрету переуступки прав по договору, перемещение на место, не предусмотренное договором при выявлении данных нарушений Уполномоченным органом (п.п. «б»).

Поскольку предпринимателю ранее было согласовано изменение специализации НТО с «продукты» на «розлив воды», уполномоченный орган (сторона договора Администрация мкр. Марха) обязан уведомить владельца НТО о необходимости приведения объекта в соответствии с целевым назначением и принятым решением 29.09.2021 об отмене ранее согласованного изменения, следовательно, выданное предпринимателю предписание от 23.11.2021 № 924 также не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений. То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие совершения должностным лицом государственного органа противоречащих закону действий (бездействия), вынесения того или иного акта, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акт, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд в соответствующим требованием.

Отсутствие хотя бы одного из условий, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В отсутствие доказательств нарушения оспариваемыми актами прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности суд первой инстанции правомерно отказа в удовлетворении заявленных требований.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2023 года по делу № А58-9086/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Е.А. Будаева

Н.В. Ломако