ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-9619/2022 от 04.09.2023 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 145, Чита, 672007, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-9619/2022

«08» сентября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2023 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2023 года по делу № А58-9619/2022 по исковому заявлению Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о взыскании 1 000 000 рублей,

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании 1 000 000 рублей предоставленного гранта.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2023 года по делу № А58-9619/2022 взыскано с ответчика в пользу истца 1 000 000 руб., в доход федерального бюджета 23 000 руб. государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2023 года по делу № А58-9619/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из апелляционной жалобы, невозможность предоставления отчетности по соглашению с министерством является форс-мажорным обстоятельством ввиду возбужденного уголовного дела в отношении ответчика, а также нахождения ИП ФИО1 под домашним арестом, что препятствовало получению и направлению корреспонденции в адрес министерства. Ответчик считает возможным выполнить условия соглашения после фактического освобождения из мест лишения свободы и просит предоставить возможность заключения мирового соглашения с истцом.

В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором истец выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 22.07.2023.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Ввиду отсутствия доказательств по заключению мирового соглашения, учитывая наличие ходатайства, в котором Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) требования, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддерживает в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для отложения судебного заседания с целью предоставления возможности закончить рассмотрение дело мировым соглашением не имеется.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.12.2021 между Министерством инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) и ИП ФИО1 (далее — Получатель) было заключено соглашение о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) гранта Главы Республики Саха (Якутия) в сфере средств массовой информации под № С-78 (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения Министерство предоставило получателю из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2021 году грант на реализацию приоритетного направления: «Реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

По условиям пункта 2.1 Соглашения грант предоставляется получателю на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в общем размере 1 000 000 руб.

Согласно пункту 4.3.5.1 Соглашения получатель обязуется представлять Министерству отчет о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которых является грант, в соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года - не позднее 30 календарных дней со дня окончания срока реализации проектов.

В соответствии с пунктом 4.3.5.2 Соглашения получатель обязуется представлять отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.3 Соглашения не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года - не позднее 30 календарных дней со дня окончания срока реализации проектов.

В силу пункта 5.2.1 Соглашения, в случае нарушения условий предоставления гранта, установленных при их предоставлении, выявленного, в том числе, по фактам проверок, проведенных Министерством и Министерством финансов Республики Саха (Якутия), а также в случае недостижения результатов предоставления гранта получатели обеспечивают возврат гранта в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

По пункту 5.2.3 Соглашения, в случае несоблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, а также недостижения результатов предоставления гранта Министерство принимает решение о возврате в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) гранта и направляет получателю гранта уведомление в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Средства подлежат возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в течение 15 рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

При неосуществлении получателем гранта добровольного возврата в указанный срок Министерство принимает меры по взысканию средств с получателя гранта в судебном порядке.

В соответствии с пунктами 4.3.5.1, 4.3.5.2 Соглашения Министерством направлены письма о предоставлении отчетов о расходах и достижении значений показателей результативности гранта.

Указанные требования оставлены без ответа, отчетов о расходах и достижении значений показателей результативности гранта получателем предоставлены не были.

В подтверждение приведенных доводов истец предоставил комиссионный акт проверки условий предоставления гранта Главы Республики Саха (Якутия) в сфере средств массовой информации на 2021 год по направлению «Реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» грантополучателя – ИП ФИО1 от 30.09.2021.

На основании приговора Якутского городского суда PC (Я) по уголовному делу №1-1739/2022 ФИО1 осуждена к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

13.10.2022 Министерством в адрес получателя была направлена претензия (уведомление) о возврате гранта в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Претензия возвращена Почтой России в связи с отсутствием адресата.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.

Согласно статьям 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации к принципам бюджетной системы Российской Федерации относится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса РФ).

Статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В части 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из требований подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (пункт 7 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. № 227 утверждено Положение о грантах Главы Республики Саха (Якутия) в сфере средств массовой информации (далее – Положение).

В соответствии с абзацем третьим пункта 5.5 Положения при неосуществлении Получателем гранта добровольного возврата в указанный срок Министерство принимает меры по взысканию средств с получателя гранта в судебном порядке.

Судом первой инстанции установлено, что ответчиком нарушены пункты 4.3.5.1, 4.3.5.2 Соглашения от 27.12.2021 № С-78, что является основанием для возвращения полученных средств гранта в бюджет.

Доводы апелляционной жалобы об обстоятельствах непреодолимой силы, а именно нахождения ФИО1 под домашним арестом в период с 11.02.2022 и последующим наказанием по приговору суда в виде реального лишения свободы, что препятствовало направлению отчетности по достижению результативности в адрес министерства, подлежат отклонению.

В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Кроме того, обстоятельства непреодолимой силы могут носить только временный характер, и сами по себе не освобождают должника от обязательств.

Таким образом, нахождение в местах лишения свободы, в связи с отбыванием наказания по приговору суда, не могут быть признаны обстоятельством непреодолимой силы, следовательно, указанное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств по Соглашению, в том числе по возврату полученного гранта при нарушении условий Соглашения.

При этом апелляционный суд отмечает, что ответчик, указывая в апелляционной жалобе на невозможность предоставить в министерство отчетности, не приводит доводов и доказательств того, что предоставленные целевые денежные средства в размере 1000000 рублей были использованы в соответствие с целью, установленной Соглашением.

Доводы о готовности исполнения обязательств по Соглашению по окончанию отбытия наказания также не принимаются апелляционным судом, учитывая срок, на который было заключено Соглашение - до 01.02.2023, а также срок, на который осуждена ФИО1 по приговору Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).

Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю с целью поощрения, для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.

Учитывая отсутствие доказательств исполнения обязательств, установленных Соглашением, являющихся условиями предоставления гранта, а также возврата суммы гранта, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 апреля 2023 года по делу №А58-9619/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Ломако

Судьи Е.А. Будаева

В.А. Сидоренко