Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
12 декабря 2023 года
Дело № А58-9910/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кореневой Т.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 июня 2023 года по делу № 58-9910/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2023 года по тому же делу,
установил:
Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, Управление) о признании недействительным решения от 25.10.2022 по делу № 014/06/99-1417/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Амикан.ру» (ОГРН <***>, ИНН <***>,
далее – ООО «Амикан.ру»), Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о том, что у Министерства отсутствовали правовые основания для заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), неверны, так как правовым основанием являлось Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) № 278-р от 28.03.2022. Также заявитель считает, что им правомерно заключено дополнительное соглашение о продлении срока действия государственного контракта и увеличении цены контракта на 30%.
Управление в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Министерства. Третьими лицами отзывы на кассационную жалобу представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети «Интернет» на сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством 14.03.2022 осуществлен запрос ценовых предложений на осуществление закупки по поставке спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в соответствии с приложением, по которому коммерческие предложения поступили от трех хозяйствующих субъектов: 15.03.2022
от предпринимателя ФИО1 на сумму 15 787 831 рубль 75 копеек; 22.03.2022
от общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-снасб» на сумму 12 922 384 рубля 73 копейки; 25.03.2022 от ООО «Амикан.ру» на сумму 10 816 753 рубля 20 копеек.
Ввиду издания Правительством Республики Саха (Якутия) распоряжения
от 28.03.2022 № 278-р «Об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием для создания малых спортивных площадок и приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние на 2022 год» Министерством с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО «Амикан.ру» заключен государственный контракт № ГТО-2022 от 30.03.2022 на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок.
Наименование, количество, характеристики товара, иные данные о товаре определены сторонами в приложении № 1 к контракту. Цена контракта составляет
13 175 656 рублей 56 копеек и является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом или законодательством Российской Федерации. Источник финансирования – федеральный бюджет, государственный бюджет.
C учетом цены этапов исполнения контракта, поставщик обязуется поставить товар по контракту в полном объеме в срок до 30.06.2022 поэтапно в соответствии с графиком поставки (Приложение № 2 к контракту):
1 этап поставки в срок до 30.04.2022 на сумму 4 767 283 рублей 06 копеек;
2 этап - до 31.05.2022 на сумму 4 179 068 рублей 50 копеек;
3 этап - до 30.06.2022 на сумму 4 229 305 рублей.
Правительством Республики Саха (Якутия) издано распоряжение от 19.08.2022
№ 780-р «Об изменении существенных условий государственного контракта на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, предусмотренных частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.042013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым разрешено внесение изменений
по соглашению сторон в существенные условия государственного контракта на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок
с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 Федерального закона от 05.042013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) согласно приложению к распоряжению.
Согласно пункту 3 указанного распоряжения и приложению к нему, Министерству надлежит изменить существенные условия контракта № ГТО-2022 от 30.03.2022 в соответствии с пунктами 1, 2 распоряжения, предусматривающих возможность увеличения цены контракта не более чем на 30 % и изменение сроков поставки товаров по 3 этапу контакта – до 01.09.2022, заключив дополнительное соглашение к контракту.
Министерство и ООО «Амикан.ру» заключили дополнительное соглашение № 2
от 23.08.2022 к государственному контракту № ГТО-2022 от 30.03.2022, в соответствии
с которым изменены цена контракта (увеличена до 17 128 383 рубля 84 копейки), и срок его исполнения.
Цена этапов исполнения контракта составила: 1 этап – 6 197 467 рублей 98 копеек,
2 этап – 5 432 789 рублей 05 копеек, 3 этап – 5 498 126 рублей 81 копейка. Срок поставки до 01.09.2022 поэтапно в соответствии с графиком поставки.
На основании поступившего в Якутское УФАС России обращения ФИО2 и материалов из средств массовой информации о нарушении Министерством законодательства о контрактной системе ввиду заключения контракта на поставку уличных тренажеров без проведения торгов, антимонопольным органом в соответствии с приказом от 04.10.2022 проведена внеплановая проверка соблюдения Министерством законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
По результатам проведенной проверки Комиссией Якутского УФАС России принято решение о признании заказчика – Министерства при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, нарушившим часть 1 статьи 93, часть 1 статьи 95, часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению по следующим мотивам.
В силу положений статей 1, 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика определен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предусматривающего.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 46-ФЗ) установлено, что в период до 31.12.2022 включительно
решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
В соответствии с указанным положением Правительством Республики Саха (Якутия) издано постановление от 15.03.2022 № 148 «О случаях осуществления
закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления» (далее – Постановление № 148).
Пунктом 1 Постановления № 148 установлены дополнительные случаи закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
а) на основании протоколов заседаний Правительства Республики Саха (Якутия), координационного или совещательного органа под председательством Главы Республики Саха (Якутия), Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), Оперативного штаба по обеспечению экономического развития Республики Саха (Якутия), содержащих решение, определяющее конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия), которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) на основании решения об осуществлении закупки за счет средств резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд Республики Саха (Якутия)).
В силу положений подпункта «а» пункта 4 Постановления № 148 в контракте указывается один из подпунктов пункта 1 настоящего постановления, на основании которого подготовлено решение Правительства Республики Саха (Якутия) в соответствии с которым осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следовательно, как правильно указали судебные инстанции, с учетом положений Закона № 46-ФЗ Правительство Республики Саха (Якутия) вправе было определять случаи и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего спора, Министерство ссылалось на то, что правовым основанием для заключения контракта с единственным поставщиком являлось распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.03.2022 № 278-р, принятое в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ и Постановлением № 148.
Отклоняя данный довод заявителя, суды исходили из того, что в силу положений части 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ и Постановления № 148 с единственным поставщиком (подрядчика, исполнителя) могут быть осуществлены не все закупки. Судами верно учтена пояснительная записка к проекту Федерального закона № 80712-8 «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой целью принятия Закона № 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно отметили, что решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки, тогда как предметом заключенного контакта являлась поставка спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок.
По результатам исследования и оценки доказательств суды установили, что государственной контракт, заключенный между Министерством и ООО «Амикан.ру» не содержит основания для заключения в соответствии с Постановлением № 148, а также не отвечает целям Закона о контрактной системе и Постановления № 148 в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика, тем самым Министерством неправомерно не предприняты меры по объявлению конкурентной закупки на поставку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок.
Также суды верно отметили, что обстоятельства дела указывают на отсутствие оснований для заключения дополнительного соглашения к государственному контракту, в соответствии с которым цена контракта увеличена до 17 128 383 рублей 84 копеек, срок осуществления поставки товара по контракту в полном объеме продлен до 01.09.2022.
Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе (в редакции Закона № 46-ФЗ) по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
По мнению Министерства, изменение цены контракта вызвано удорожанием металлоконструкций в стране; а также в связи с нестабильной экономической ситуацией
в стране распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2022 № 1227-р увеличены федеральные субсидии на 30% по всем субъектам Российской Федерации, реализующим мероприятия по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием для создания малых спортивных площадок, в целях поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях санкций против России.
В рассматриваемом случае, отклоняя доводы Министерства, суды верно определили, что независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, которые могли бы служить основанием для изменения условий контракта, с момента заключения контракта до заключения дополнительного соглашения не возникли.
При этом суды обоснованно исходили из того, что до заключения 23.08.2022 дополнительного соглашения к контракту, объем выполненных ООО «Амикан.ру» обязательств по контракту составил 11 200 886 рублей 31 копейку, из предусмотренных контрактом 13 175 656 рублей 56 копейки, что составляет 85%; дополнительным соглашением, в том числе увеличена цена за товары, по которым произведена приемка и оплата до заключения указанного дополнительного соглашения; Министерством не представлены сведения о сравнительном анализе стоимости металлоконструкций на момент заключения государственного контракта с предыдущими периодами, свидетельствующие о многократном увеличении их стоимости.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не предусматривает случая изменения существенных условий контракта в связи с увеличением размера федеральных субсидий, суд округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и выводами антимонопольного органа о неправомерном изменении существенных условий контракта от 30.03.2022 № ГТО-2022.
Учитывая вышеизложенное, судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судами норм материального и нарушения норм процессуального права, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам в заявлении и апелляционной жалобе, которым судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 июня 2023 года
по делу № 58-9910/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 30 августа 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Г.В. Ананьина
Т.И. Коренева
М.М. Шелёмина