169/2023-24564(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе
судьи Ширяева И.В.
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
на решение от 28.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023
по делу № А59-2069/2023 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению ФИО1
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «Ресурсоснабжающая организация «Универсал»
о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом Сахалинской области по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено дело по заявлению ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; дата прекращения деятельности: 01.06.2011) к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 693020, <...>
д. 23; далее – инспекция) об отмене определения от 20.12.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Ресурсоснабжающая организация «Универсал» (ОГРН 1166501059999, ИНН 6504017773; адрес: 694051, Сахалинская обл., Долинский р-н, г. Долинск, пр-кт Победы, д. 23).
Решением суда от 28.06.2023 (резолютивная часть от 05.06.2023), оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023, оспариваемое определение признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе инспекция просит суд кассационной инстанции признать решение и постановление незаконными и отменить.
По мнению инспекции, для правильной оценки фактических обстоятельств возможности (невозможности) установки приборов учёта в многоквартирном доме в первую очередь имеет значение указание в актах причин, препятствующих установке. Отмечает, что необходимость проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных сетей холодного водоснабжения и их неудовлетворительное состояние отнесено Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр к числу факторов, препятствующих выполнению монтажа приборов учёта. По мнению инспекции, несоответствие либо неполное соответствие акта обследования форме, предусмотренной Приказом Минстроя России от 28.08.2020
№ 485/пр, не имеет решающего правового значения при оценке действий ресурсоснабжающей организации.
В отзыве на кассационную жалобу ФИО1 привёл возражения по изложенным в жалобе доводам, просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена судом округа единолично без вызова сторон (статья 288.2 АПК РФ, пункт 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа счел принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене на основании следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, заместителем руководителя инспекции ФИО2 на основании обращения гражданина ФИО1 от 25.11.2022 по вопросу уклонения
ООО «РСО «Универсал» от установки общедомового (коллективного) прибора учета холодного водоснабжения и возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16
КоАП РФ, вынесено определение от 20.12.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Основанием для отказа применительно к пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ послужил вывод должностного лица об отсутствии события административного правонарушения.
В обоснование соответствующих выводов должностным лицом сделана ссылка на акт об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета по причине износа сетей и необходимости проведения капитального ремонта инженерных сетей с модернизацией узла учета.
Не согласившись с указанным определением, ФИО1 обратился с настоящим заявлением в суд.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Часть 12 статьи 9.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность для организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют:
а) за необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов и (или) от исполнения такого договора;
б) нарушение установленного порядка заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов;
в) несоблюдение организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 КоАП РФ.
В силу пунктов 2, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются: поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного Кодекса).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи (часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 20.12.2022 вынесено уполномоченным лицом – заместителем руководителя инспекции.
По итогам рассмотрения обращения гражданина административный орган пришел к выводу об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ в отношении ООО «РСО «Универсал» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо инспекции сослалось на акт от 20.04.2017 об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета ввиду износа сетей и необходимости модернизации внутридомовой разводки. 19.12.2022 инспекция провела повторное обследование инженерных сетей подвального помещения совместно с ООО «РСО «Универсал», представителем МО ГО «Долинский», управляющей организацией ООО «Районное жилищное управление», представителем Фонда капитального ремонта, по результатам которого отсутствие технической возможности подтвердилось.
Положения статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) предусматривают обязательные требования о наличии приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1), а также обязанность собственников помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона, до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов, в том
числе коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых ресурсов (часть 5).
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).
Согласно части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 статьи 13 не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента
его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Таким образом, если собственниками в установленный срок не исполнена обязанность об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранено такое нарушение, то у организации, снабжающей или передающей ресурсы, возникает обязанность об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
С учетом изложенного лицом, обязанным выполнять требования части 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, и, следовательно, субъектом административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ является ресурсоснабжающая организация.
Судами установлено, что ООО «РСО «Универсал» является организацией, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении дома № 15 по ул. Горняцкой с. Быков Долинского района Сахалинской области, поэтому в силу части 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ последнее обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет.
Приказом от 28.08.2020 № 485/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (приложение 2), которая предполагает в том числе участие представителей ресурсоснабжающей организации при обследовании многоквартирного дома на предмет наличия/ отсутствия технической возможности установки. Учитывая вышеизложенное, акт должен быть составлен с участием представителей ресурсоснабжающей и сетевой организации.
В пункте 2 Приказа № 485/пр установлено, что техническая возможность установки прибора учёта соответствующего вида в МКД (жилом доме или помещении), за исключением МКД (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 названного документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев, например такого, как установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам МКД (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых
инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Также указанным Приказом утверждена форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта.
При этом пунктом 3 Порядка заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта предусмотрено, что в пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе представителя гарантирующего поставщика или сетевой организации, уполномоченных в соответствии с законодательством об электроэнергетике на установку индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учёта.
Согласно пунктам 6, 7 Приказа № 485/пр результаты обследования технической возможности установки прибора учёта соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта. Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учёта электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации.
Судами установлено, что представленные в материалы дела акты обследования от 20.04.2017, 19.12.2022 не соответствуют утвержденной форме, поскольку в них отсутствует мотивированное заключение, на основании которого лица, проводившие обследование, установили отсутствие технической возможности для установки коллективного (общедомового) прибора учёта.
Кроме того, в данных актах не дана оценка причинам отсутствия технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта на предмет их соответствия положениям действующего законодательства.
Таким образом, наличие возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета многоквартирных домов надлежащими доказательствами не опровергнуто.
При этом техническая невозможность установки прибора учета в многоквартирном доме должна доказываться именно управляющей
организацией. Пока не доказано иное, законодательство исходит из того, что такая возможность имеется.
В этой связи оспариваемое определение признано судами незаконным и отменено применительно к части 2 статьи 211 АПК РФ.
При этом апелляционным судом правомерно отмечено, что ввиду признания оспариваемого определения незаконным инспекции необходимо повторно рассмотреть заявление ФИО1 по вопросу уклонения
ООО «РСО «Универсал» от установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, в рамках которого дать оценку акту обследования от 05.07.2023 на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учёта.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводы судов не опровергают и направлены на переоценку фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не установил безусловных нарушений норм процессуального права, поименованных в части 4 статьи 288 АПК РФ, а также нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, указанных в части 3 статьи 288.2 АПК РФ, а именно существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, являющихся основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по делу № А59-2069/2023 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В. Ширяев