ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-3555/2021 от 28.04.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

мая 2022 года                                                                  № Ф03-1683/2022

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен мая 2022 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии: от прокурора Сахалинской области: старший прокурор Жданова В.В. (удостоверение),

от Агентства по рыболовству Сахалинской области: ФИО1, представитель по доверенности от 18.01.2022;

от Правительства Сахалинской области: ФИО2, представитель по доверенности от 03.03.2022

от Федерального агентства по рыболовству: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Агентства по рыболовству Сахалинской области

на решение от 09.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022

по делу №  А59-3555/2021

Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению прокурора Сахалинской области

к Агентству по рыболовству Сахалинской области

заинтересованные лица: Федеральное агентство по рыболовству, Правительство Сахалинской области

о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением к Агентству по рыболовству Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 693009, <...>; далее – Агентство) о признании незаконным бездействия, выраженного в неразработке проекта перечня рыболовных участков Сахалинской области в соответствии с требованиями Правил определения границ рыболовных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 № 681 «Об утверждении Правил определения границ рыболовных участков» (далее - Правила № 681); о возложении на Агентство обязанности в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект перечня рыболовных участков Сахалинской области в соответствии с требованиями Правил № 681, который согласовать с Федеральным агентством по рыболовству (далее – Росрыболовство) в порядке, установленном Приказом Росрыболовства от 26.11.2018 № 689 «О согласовании перечней рыболовных участков» и представить в Правительство Сахалинской области для утверждения.

Определением суда от 09.07.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Сахалинской области, Росрыболовство.

Решением суда от 09.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Агентство просит состоявшиеся по делу решение, постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на невозможность разработки проекта перечня рыболовных участков в связи с наличием коллизии права относительно порядка определения границ рыболовных участков. Обращает внимание окружного суда на то, что 20.12.2021 Постановлением Правительства № 552 утвержден разработанный Агентством перечень рыболовных участков Сахалинской области. Полагает, что отсутствие перечня рыболовных участков не влечет нарушения прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ввиду отсутствия претендентов на заключение договоров пользования рыболовными участками. Приводит доводы о том, что на момент рассмотрения дела Агентством представлены доказательства разработки и согласования проекта перечня рыболовных участков по состоянию на 01.12.2021.

Прокуратура Сахалинской области в отзыве выразила несогласие с доводами кассационной жалобы, считает принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.

Росрыболовство и Правительство Сахалинской области в отзывах просят удовлетворить кассационную жалобу Агентства.

В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представители Агентства, прокуратуры Сахалинской области и Правительства Сахалинской области поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.

Росрыболовство, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ruв сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.06.2020 заместителем Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора во исполнение задания прокуратуры Сахалинской области от 05.06.2020                                     № 7/1-19- 2020 принято решение № 131 о проведении проверки Агентства на предмет соблюдения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

По результатам проверки в адрес Агентства внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 10.07.2020                 № 7-28-2020.

По тексту представления прокуратура указала, что Агентством, вопреки положениям части 5 статьи 18 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ (далее – Закон № 166-ФЗ), пункта 3.26 Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 10.09.2010 № 428 (далее – Положение № 428), на момент вынесения представления не разработан проект перечня рыболовных участков Сахалинской области.

Рассмотрев указанное представление от 10.07.2020 № 7-28-2020, Агентство письмом №  исх-3.29-1583/20 от 01.09.2020 сообщило о том, что проект перечня находится в стадии разработки, заседание Комиссии по определению границ рыболовных участков в Сахалинской области планируется к проведению 10.09.2020, завершение работы по формированию перечня рыболовных участков ожидается к концу 2020 года.

Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой после обращений юридических лиц по проблемному вопросу установления границ рыболовных участков 09.04.2021 направлен запрос в адрес Агентства о позиции последнего по вопросу установления границ рыболовных участков с учетом требований Правил № 681.

В ответ на запрос письмом от 14.04.2021 № 3.29-670/21 Агентство сообщило, что нормативными правовыми актами не регламентированы сроки утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области рыболовства перечня рыболовных участков. Перечень будет сформирован и повторно направлен на согласование в Росрыболовство после внесения изменений в Правила № 681.

Посчитав, что Агентством допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению перечня рыболовных участков Сахалинской области в соответствии с требованиями Правил № 681, прокурор Сахалинской области обратился в суд с настоящим заявлением.

Положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

По общим правилам под незаконным бездействием следует понимать несовершение государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия, равно как и уклонение без уважительных причин от принятия решения в установленные законом или иными правовыми актами сроки.

Правовое регулирование общественных отношений, связанных с рыболовством и использованием водных биологических ресурсов, осуществляется Законом № 166-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Рыболовный участок выделяется для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского рыболовства. Для осуществления промышленного рыболовства рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации. Для добычи (вылова) анадромных видов рыб, предусмотренной статьей 29.1 настоящего Федерального закона, рыболовный участок выделяется во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Закона № 166-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона № 166-ФЗ границы рыболовных участков определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Перечень рыболовных участков, выделенных во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, и в территориальном море Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 5 статьи 18 Закона № 166-ФЗ).

Согласно пункту 3 Правил № 681 определение границ рыболовных участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений граждан, общественных объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований, заключения научной организации, осуществляющей деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, находящейся в ведении Федерального агентства по рыболовству.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 428, Агентство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики Правительства Сахалинской области в сфере рыболовства, рыбоводства и переработки водных биологических ресурсов, созданию условий для эффективного функционирования рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области, совершенствованию системы управления использования водных биологических ресурсов в Сахалинской области, реализации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере охраны и использования объектов животного мира, переданных органам исполнительной власти Сахалинской области.

Организация работ по определению границ рыболовных участков Сахалинской области и подготовка проекта перечня рыболовных участков Сахалинской области отнесена к полномочиям Агентства пунктом 3.26 Положения № 428.

Таким образом, приведенными выше нормативными положениями установлена обязанность Агентства разработать проект перечня рыболовных участков Сахалинской области, который подлежит утверждению органом исполнительной власти субъекта, то есть Правительством Сахалинской области, после согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Вместе с тем, на момент вынесения представления прокурора, а также рассмотрения дела судом первой инстанции такой перечень рыболовных участков Сахалинской области и Правительством Сахалинской области не утвержден.

Доказательств того, что на момент рассмотрения дела какой-либо вариант перечня рыболовных участков передан для утверждения в Правительство Сахалинской области, суды в материалах дела не усмотрели.

При изложенном бездействие Агентства, выраженное в неразработке проекта перечня рыболовных участков, обоснованно признано судами незаконным. Правомерно определен способ восстановления нарушенного права.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, не влияют на правильность выводов судов и итог рассмотрения спора, дублируют доводы, приведённые и получившие надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, в связи с чем подлежат отклонению.

Нарушения судом первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебных актов, не установлены.

При изложенном основания для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.12.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А59-3555/2021 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       И.В. Ширяев                        

Судьи                                                                                И.М. Луговая              

                                                                                     А.И. Михайлова