АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2022 года № Ф03-2595/2022
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Меркуловой Н.В., Ширяева И.В.
при участии:
от акционерного общества «ДВ-Инвест»: ФИО1, представитель по доверенности от 09.02.2022 № 3244098;
от Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области: ФИО2, представитель по доверенности от 02.02.2022 № 05; ФИО3, представитель по доверенности от 29.12.2021 № 51;
от общества с ограниченной ответственностью «КрасИнвест»: ФИО4, представитель по доверенности от 23.03.2022 № 148/ИС; ФИО5, представитель по доверенности от 23.03.2022 № 148/ИС;
от общества с ограниченной ответственностью«Новапорт Инвест»: представитель не явился;
от Правительства Сахалинской области: ФИО6, представитель по доверенности от 09.12.2021 № 1.2-5956/21;
от акционерного общества «Восточные ворота страны»: ФИО4, представитель по доверенности от 14.02.2022 б/н; ФИО5, представитель по доверенности от 14.02.2022 б/н;
от акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск»: ФИО4, представитель по доверенности от 10.10.2021 № 19-2021; ФИО5, представитель по доверенности от 10.10.2021 № 19/2021;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ДВ-Инвест»
на решение от 30.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022
по делу № А59-3957/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению акционерного общества «ДВ-Инвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693007, <...>, лит. А, пом. 24)
к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693009, <...>); обществу с ограниченной ответственностью «КрасИнвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 663091, <...>)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью«Новапорт Инвест» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119146, <...>); Правительство Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693009, <...>); акционерное общество «Восточные ворота страны» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693014, <...>, эт. 2, ком. 217); акционерное общество «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693014, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, Аэропорт)
о признании конкурсного отбора и инвестиционного соглашения недействительными; применении последствий недействительности сделки
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «ДВ-Инвест» (далее – АО «ДВ-Инвест») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее – Министерство Сахалинской области, министерство) и обществу с ограниченной ответственностью «КрасИнвест» (далее – ООО «КрасИнвест») с исковыми требованиями:
– о признании конкурсного отбора по привлечению инвестора для завершения строительства аэровокзального комплекса в аэропорту г. Южно-Сахалинска, проведенного Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области и оформленного Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе от 09.03.2021 № 3к/2021, недействительным;
о признании инвестиционного соглашения, заключенного по итогам проведения конкурсного отбора между министерством и ООО «КрасИнвест», недействительным;
применении последствий недействительности, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Сахалинской области, акционерное общество «Восточные ворота страны» (далее – АО «ВВС»), акционерное общество «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (далее – АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск»), общество с ограниченной ответственностью «Новапорт Инвест» (далее – ООО «Новапорт Инвест»).
Решением суда от 30.11.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022, в удовлетворении требований отказано.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе ООО «ДВ-Ивест», полагающего, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права и процессуального законодательства, без учета фактических обстоятельств дела, в связи с чем подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом судов первой и апелляционной инстанций о надлежащем способе приватизации акций путем внесения акций в качестве вклада в уставный капитал, который предусмотрен положениями статей 13, 25 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации, Закон № 178-ФЗ).
Утверждает, что проведение конкурсного отбора и заключение инвестиционного соглашения совершены в обход действующего законодательства. Считает, что в спорной ситуации процедура приватизации должна проводиться на основании конкурса, порядок проведения которого определен в статье 20 Закона № 178-ФЗ.
Указывает на отсутствие у министерства полномочий на проведение торгов, на право заключения инвестиционного соглашения в отношении завершения строительства и дальнейшей эксплуатации аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Южно-Сахалинск».
По мнению заявителя, суды допустили процессуальные нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов, поскольку ходатайства АО «ДВ-Инвест» об уточнении исковых требований, а также о принятии обеспечительных мер были отклонены неправомерно.
Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Правительство Сахалинской области, ООО «КрасИнвест», АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» в представленных отзывах выражают несогласие с доводами общества и просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
ООО «Новапорт Инвест», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в прогнозный план приватизации государственного имущества области на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденный Распоряжением Правительства Сахалинской области от 29.10.2019 № 609-р, включена приватизация 70 501 000 штук обыкновенных бездокументарных именных акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск», что составляет 100% уставного капитала названного общества.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 № 2097-р объект – «Аэропорт г. Южно-Сахалинска (Хомутово), строительство и реконструкция аэропортового комплекса Южно-Сахалинска (Хомутово) с пропускной способностью нового терминала аэропорта 800 пассажиров в час (Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск)» внесен в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 г. № 384-р.
В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области от 23.12.2020 № 1170-р «Об условиях приватизации имущества казны Сахалинской области» (далее – Распоряжение от 23.12.2020 № 1170-р) принято решение о приватизации находящихся в государственной собственности Сахалинской области 70 501 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (далее – Аэровокзал), что составляет 100% уставного капитала общества, с установлением способа приватизации путем внесения в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, учрежденного победителем конкурсного отбора в соответствии с условиями и порядком, установленными в приложении к распоряжению; цена подлежащего приватизации государственного имущества установлена в размере 6 454 140 000 руб.
Пунктом 4 Распоряжения от 23.12.2020 № 1170-р предусмотрено два этапа: проведение конкурсного отбора в соответствии с условиями и порядком, утвержденным настоящим распоряжением; заключение по итогам проведенного конкурсного отбора с победителем конкурсного отбора акционерного и инвестиционного соглашения и передача учрежденному победителем конкурсного отбора обществу имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
Условиями и порядком проведения конкурсного отбора, утвержденного Распоряжением от 23.12.2020 № 1170-р (в редакции от 25.12.2020 № 1198-Р, от 21.01.2021 № 19-Р, от 01.02.2021 № 38-Р), определено, что цель проведения конкурсного отбора - выбор инвестора, отвечающего общим и квалификационным требованиям, предусмотренным настоящими условиями и порядком конкурсного отбора, предложившего наибольший размер вклада в уставный капитал учрежденного Акционерного общества (далее – СП), последующее увеличение уставного капитала которого обеспечивается путем внесения Сахалинской областью 100% акций Акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск», подлежащих приватизации в качестве оплаты размещаемых дополнительных обыкновенных акций, в результате чего Сахалинская область получает 49% всех обыкновенных голосующих акций в уставным капитале СП, и взявшего обязательства по заключению акционерного соглашения с Сахалинской областью на условиях согласно приложению № 1 к настоящим условиям и инвестиционного соглашения на условиях согласно приложению № 2 к настоящим условиям (пункт 1.1.).
Участниками, соответствующими общим и квалификационным требованиям, утвержденным Распоряжением от 23.12.2020 № 1170-р, признаны ООО «КрасИнвест», ООО «Новапорт Инвест» и АО «ДВ-Инвест».
Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе от 09.03.2021 № 3к/2021 победителем конкурсного отбора признано ООО «КрасИнвест», предложившее наибольший размер вклада в уставный капитал.
11.03.2021 Постановлением Сахалинской областной Думы согласовано решение Правительства Сахалинской области об участии в акционерном обществе, подлежащем учреждению победителем конкурсного отбора, в соответствии с условиями и порядком конкурсного отбора, утвержденными Распоряжением от 23.12.2020 № 1170-р.
02.04.2021 министерство и ООО «КрасИнвест» заключили инвестиционное соглашение, во исполнение условий которого в июне 2021 г. ООО «КрасИнвест» было учреждено АО «ВВС».
Посчитав, что проведенный конкурсный отбор инвесторов для достройки нового аэровокзального комплекса проведен с нарушениями положений Закона о приватизации и нарушением конкуренции, АО «ДВ-Инвест» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 167, 217, 447, 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), положениями Закона о приватизации, правовыми актами Сахалинской области, и, исходили из того, что оспариваемый конкурсный отбор и инвестиционное соглашение совершены с соблюдением требований действующего законодательства, в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействительными и применения последствий недействительности сделки.
Суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации к способам приватизации государственного и муниципального имущества отнесено внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ.
Имущество может быть внесено в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления (пункт 1 статьи 25 Закона о приватизации).
Как установлено судебными инстанциями, имущество включено в план приватизации, участие субъекта РФ в соответствующем акционерном обществе согласовано, Распоряжением от 23.12.2020 № 1170-р определено, что приватизация акций Аэровокзала осуществляется путем внесения в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества. Указанное распоряжение является действующим.
С учетом изложенного суды правомерно указали, что выбранный способ приватизации соответствует требованиям подпункта 9 пункта 1 статьи 13 и пункта 1 статьи 25 Закона о приватизации, в соответствии с которыми внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества и может осуществляться по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Доводы общества о применении к спорным правоотношениям положений статьи 20 Закона № 178-ФЗ обоснованно отклонены судами, поскольку содержащиеся в указанной статье нормы регулируют иной способ приватизации.
Согласно Распоряжению от 23.12.2020 № 1170-р основным критерием отбора инвестора по итогам конкурса является наибольший размер вклада в уставный капитал в учреждаемое им акционерное общество в качестве вклада в уставный капитал при создании, предложенный участниками конкурса, которые отвечают общим и квалификационным требованиям, предусмотренным условиями и порядком конкурсного отбора.
Анализируя документацию, суды установили, что при объявлении конкурсного отбора министерством обеспечены единые и понятные требования к документации, процедуре участия в торгах, критерии отбора участников. Все заявки участников поступили в установленные сроки, содержат документы и информацию в соответствии с условиями и порядком, определенными Распоряжением от 23.12.2020 № 1170-р.
Конкурсный отбор участников являлся открытым, необходимость прохождения конкурсного отбора в равной степени распространялась на всех желающих принять участие, поэтому не может оказывать влияние на конкуренцию.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств того, что примененные конкурсной комиссией критерии оценки для определения победителей конкурсного отбора привели к неправильному определению его победителя, суды пришли к верному выводу, что ООО «КрасИнвест» правомерно признано победителем конкурсного отбора. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
По мнению АО «ДВ-Инвест», установленный Распоряжением от 23.12.2020 № 1170-р порядок определения победителя конкурсного отбора не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку, как считает общество, к конкурсному отбору должны применяться положения ГК РФ о заключении договора на торгах (пункт 4 статьи 447 ГК РФ), а единственный ценовой критерий определения победителя конкурса не отвечает цели его проведения.
Суды, отклоняя заявленный довод, приняли во внимание, что избранный способ приватизации регламентирован статьей 25 Закона о приватизации и не предусматривает какой-либо способ выбора участников создаваемых акционерных обществ. Критерии конкурсного отбора нормативно не установлены.
Отклоняя доводы АО «ДВ-Инвест» об отсутствии у министерства полномочий на проведение торгов в виде конкурса на право заключения инвестиционного соглашения, суды обоснованно отметили, что согласно Распоряжению от 23.12.2020 № 1170-р конкурсный отбор был направлен на предварительный выбор акционера для реализации избранного министерством способа приватизации.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2016 № 270 утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного положения министерство осуществляет функции по приватизации государственного имущества области, включая подготовку к приватизации, разработку проекта прогнозного плана приватизации государственного имущества области, принятие решений об условиях приватизации, организует и контролирует реализацию плана (программы) приватизации областного государственного имущества на очередной финансовый год и плановый период. Выступает от имени Сахалинской области учредителем (участником) акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации областных государственных унитарных предприятий, а также иных хозяйственных обществ.
Полномочия министерства в области приватизации, принятие решений об условиях приватизации государственного имущества области (включая определение способа приватизации) определены постановлением администрации Сахалинской области от 09.09.2004 № 138-па «О порядке подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Сахалинской области» (далее – Порядок № 138-па); распоряжением Правительства Сахалинской области от 29.10.2019 № 609-р «Об утверждении прогнозного плана приватизации государственного имущества области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Законом Сахалинской области от 06.07.2010 № 73-ЗО «О приватизации государственного имущества Сахалинской области».
К компетенции министерства на основании пунктов 2, 6, 7 Порядка № 138-па отнесен выбор способа приватизации.
Таким образом, следует признать верным вывод судов о том, что министерство, организуя конкурс выбора акционера для реализации избранного способа приватизации, действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
Довод о том, что в результате заключения инвестиционного соглашения с ООО «КрасИнвест» допущено ограничение конкуренции на рынке аэропортовых услуг Дальнего Востока, был предметом проверки и отклонен, поскольку проведение конкурсного отбора и заключение сделки по приобретению 100% акций Аэровокзала компанией, учрежденной обществом, было согласовано ФАС России, которая по результатам анализа и оценки состояния конкуренции на рынке аэропортовых услуг, а также определения продуктовых и географических границ затрагиваемых товарных рынков установила отсутствие угрозы ограничения конкуренции на «рынке аэропортовых услуг в Дальневосточном регионе» в случае передачи акций Аэровокзала в собственность компании, учрежденной ООО «КрасИнвест» как победителем конкурсного отбора, равно как и отсутствие такого рынка в географических границах Дальневосточного региона.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что при выбранном способе приватизации действия министерства по проведению конкурсного отбора и заключению инвестиционного соглашения не нарушают чьих-либо прав и законных интересов, и не могут привести к ограничению конкуренции.
Рассматривая требование АО «ДВ-Инвест» основанное на положениях статьи 449 ГК РФ об оспаривании торгов (конкурса) и признании недействительным инвестиционного соглашения, заключенного по итогам конкурсного отбора с применением последствий недействительности, предусмотренных статьей 167 ГК РФ, суды пришли к выводу о недоказанности нарушения прав и законных интересов, а также возможности восстановления нарушенных прав АО «ДВ-Инвест».
Как следует из материалов дела, 02.04.2021 между Сахалинской областью в лице Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, именуемое в дальнейшем Регион, и ООО «КрасИнвест», именуемое в дальнейшем Инвестор, заключено инвестиционное соглашение о реализации проекта по завершению строительства и дальнейшей эксплуатации аэровокзального комплекса Международного аэропорта «Южно-Сахалинск».
Предметом настоящего соглашения является реализация сторонами проекта за счет средств инвестора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим соглашением с учетом иных документов по проекту (пункт 1.1).
Статьей 3 предусмотрены базовые требования к реализации проекта. Согласно пункту 3.4. право собственности на все создаваемые в ходе реализации проекта объекты строительства должно возникнуть у Аэровокзала и в последующем принадлежать Аэровокзалу.
Общая сметная стоимость завершения строительства на дату заключения инвестиционного соглашения составляет 10 011 480 430 руб. (пункт 4.1.). Инвестор обеспечивает предоставление Аэровокзалу финансирование для целей завершения строительства в размере не менее 6 717 580 000 руб., в случае необходимости дополнительного финансирования Аэровокзала, превышающем финансирование, указанное в пункте 4.2., указанное обстоятельство является дополнительным финансовым риском Инвестора (пункты 4.2., 4.3.)
Статьей 5 предусмотрены планируемые способы финансирования проекта. Согласно пункту 5.1. инвестор учреждает непубличное акционерное общество (далее «СП») с первоначальным уставным капиталом в размере не менее 6 717 580 000 руб., который оплачивается денежными средствами.
Статьей 6 предусмотрены основные обязательства Инвестора. Согласно пункту 6.1. инвестор обязан учредить и зарегистрировать на территории Сахалинской области СП с первоначальным уставным капиталом в размере 6 717 580 000 рублей и оплатить уставный капитал СП при учреждении денежными средствами.
Согласно пункту 6.1.1. инвестор обязан обеспечить принятие решения об увеличении первоначального уставного капитала за счет размещения посредством закрытой подписки акций СП в следующем порядке: 6 454 140 000 штук дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая в пользу Региона по цене размещения 1 рубль за 1 дополнительную акцию на сумму 6 454 140 000 руб., которые будут оплачиваться передачей в собственность СП 100% акций Аэропорта. При этом доля акций Региона в общем количестве обыкновенных акций СП не может составлять менее чем 49%.
Пунктом 7.1. предусмотрена обязанность Региона приобрести 49% обыкновенных акций СП путем внесения в его уставный капитал 100% акций Аэровокзала в порядке и на условиях, предусмотренных Акционерным соглашением.
Из выписки из ЕГРЮЛ (общедоступный источник) следует, что 07.06.2021 создано и зарегистрировано Акционерное общество «Восточные ворота страны», сокращенное наименование – АО «ВВС». Единственным акционером является ООО «КрасИнвест» (запись от 07.06.2021). Держателем реестра акционеров указано АО «Межрегиональный регистрационный центр» (запись от 07.06.2021).
14.09.2021 Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области издано распоряжение № 754-р «Об условиях приватизации имущества казны Сахалинской области».
В соответствии с условиями указанного распоряжения приватизация находящегося в государственной собственности Сахалинской области имущество: 70 501 000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск», что составляет 100% уставного капитала общества, осуществляется путем внесения в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества «Восточные ворота страны» в порядке оплаты размещенных обыкновенных акций дополнительной эмиссии общества.
Согласно уведомлению АО «Межрегиональный регистрационный центр» о выполнении операций в реестре АО «ВВС» от 16.09.2021 № 8732/21-ЦО, 15.09.2021 произведена регистрация операций по первичному размещению 6 454 140 000 штук обыкновенных акций АО «ВВС» в пользу Сахалинской области в лице Министерства.
Согласно уведомлению АО «Независимая регистрационная компания Р.О.С.Т» о выполнении операций в реестре АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» от 15.09.2021 № ЮЖСФ21-0276, 15.09.2021 произведена регистрация операции по переходу права собственности на 70 501 000 обыкновенную именную акцию от Сахалинской области в лице Министерства в пользу АО «ВВС».
Из выписки из ЕГРЮЛ (общедоступный источник) следует, что 10.11.2021 внесена запись о том, что единственным акционером АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» является АО «ВВС».
15.09.2021 в отношении акций АО «ВВС» между Сахалинской областью в лице Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области и ООО «КрасИнвест» заключено акционерное соглашение.
Письмом от 30.09.2021 АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» уведомил Министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области об окончании срока консервации недостроенного объекта: «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск».
В сложившейся ситуации, с учетом завершения этапа Конкурсного отбора и фактического внесения 100% акций в уставный капитал АО «ВВС», применение реституции и восстановление прав истца в результате удовлетворения исковых требований является невозможным, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В настоящий момент сделка заключена во исполнение прогнозного плана приватизации государственного имущества; имущество Сахалинской области внесено в уставной капитал Акционерного общества, созданного победителем конкурсного отбора; доля Сахалинской области в уставном капитале созданного АО составляет 49% акций; акции общества полностью оплачены и зарегистрированы в соответствии с законом; действительная воля учредителей АО направлена именно на создание общества и на участие в обществе, и она была достигнута.
Исследовав указанные выше обстоятельства и оценив по правилам главы 7 АПК РФ доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, суды двух инстанций пришли к правильному выводу, что оспариваемый конкурсный отбор и инвестиционное соглашение совершены с соблюдением требований действующего законодательства, в связи с чем отсутствуют основания для признания их недействительными и применения последствий недействительности сделки.
Довод общества о неправомерном отклонении судом первой инстанции ходатайства об уточнении исковых требований, суд округа не принимает.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 11.05.2010 № 161/10, отказ судом первой инстанции в уточнении искового требования не влечет за собой отказа в предоставлении истцу судебной защиты, так как он вправе обратиться в суд с новым иском.
Таким образом, отказ в принятии уточнений исковых требований не является основанием для отмены обжалованных судебных актов.
Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно не принял обеспечительные меры по заявлению АО «ДВ-Инвест», что повлекло лишение общества права на судебную защиту и восстановление нарушенных прав, не может быть принят судом кассационной инстанции, так как определение об отказе в принятии обеспечительных мер было обжаловано в самостоятельном установленном процессуальным законодательством порядке и предметом обжалования рассматриваемой кассационной жалобы не является.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 АПК РФ.
В соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.11.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу № А59-3957/2021 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи Н.В. Меркулова
И.В. Ширяев