ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А59-4643/18 от 23.07.2019 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2019 года                                                                        № Ф03-2632/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.

Судей: Новиковой С.Н., Ульяновой М.Ю.

при участии:

от заместителя прокурора Сахалинской области: Бобрышева Я.А. (служебное удостоверение)

от ООО «РСО «Универсал»: ФИО1, представитель                                   по доверенности без номера от 18.01.2019; ФИО2, представитель                  по доверенности без номера от 09.01.2019

от КУМС МО ГО «Долинский»: представитель не явился

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ресурсоснабжающая организация «Универсал»

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019

по делу № А59-4643/2018 Арбитражного суда Сахалинской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Пустовалова Т.П.,                 в апелляционном суде судьи Шалаганова Е.Н., Глебов Д.А., Шевченко А.С.

По иску заместителя прокурора Сахалинской области

кКомитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский», обществу с ограниченной ответственностью «Ресурсоснабжающая организация «Универсал»

о признании недействительным договора аренды муниципального имущества, о возложении обязанности по передаче объектов муниципального имущества

Заместитель прокурора Сахалинской области (далее – Прокурор) обратился Арбитражный суд Сахалинской области в порядке статьи 52           АПК РФ в защиту прав муниципального образования городской округ «Долинский» в лице его администрации (ОГРН <***>,                     ИНН <***>, адрес (место нахождения): 694051, <...>; далее – администрация) с иском                     к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» (ОГРН <***>,                       ИНН <***>, адрес (место нахождения): 694051, <...>; далее – Комитет) и обществу                            с ограниченной ответственностью «Ресурсоснабжающая организация «Универсал» (место нахождения): 694051, <...>; далее – ООО «РСО «Универсал», общество)                                       о признании недействительным заключенного между ответчиками договора аренды муниципального имущества от 04.04.2018 № 13 и о возложении                 на общество обязанности передать спорные объекты Комитету.

Решением суда от 28.01.2019 иск Прокурора удовлетворен частично, признан недействительным оспариваемый договор аренды от 04.04.2018                   № 13 в части объектов водозабора «Майский», в том числе скважин, земельного участка, водовода магистрального 14 речка и на общество возложена обязанность передать Комитету названное имущество.                        В остальной части исковых требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда                          от 24.04.2019 принятое по делу решение от 28.01.2019 изменено,                         иск Прокурора удовлетворен в полном объеме.

В кассационной жалобе ООО «РСО «Универсал» выражает несогласие с постановлением апелляционной инстанции и считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права,               а также выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам спора,             в связи с чем заявитель просит обжалуемое постановление отменить, ранее принятое решение суда первой инстанции – оставить в силе.  

Общество в обоснование поданной жалобы приводит доводы о том,  что нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) не подлежали применению к спорным правоотношениям, поскольку, как было установлено судом первой инстанции, большинство арендуемых объектов были реконструированы и введены в эксплуатацию менее пяти лет до заключения договора аренды. При этом полагает, что указание в приложении к договору дат первоначальной постройки объектов не подтверждает правомерность позиции Прокурора и апелляционного суда при наличии в деле разрешительных документов на проведение реконструкции спорного имущества, которым судом первой инстанции дана подробная оценка. Настаивает на том, что в сложившейся ситуации концессионное соглашение не могло быть заключено, поскольку одним из основных обязательств концессионера является проведение реконструкции переданного ему имущества, объективная необходимость которой в данном случае отсутствует. Кроме того, заявитель считает необоснованными ссылки апелляционного суда на ветхое состояние систем водоотведения, так как такие системы предметом спорного договора аренды не являются и обществу не передавались. 

Прокурор в отзыве на кассационную жалобу опровергает все приведенные в ней доводы и предлагает оставить обжалуемое апелляционное постановление без изменения как законное и обоснованное. При этом,              по мнению Прокурора, реконструированные объекты не являются                   вновь созданным имуществом, а представленные Комитетом документы            не позволяют идентифицировать спорные объекты и сопоставить их с условиями договора аренды. 

От Комитета и администрации отзывы на кассационную жалобу                  не поступили.

Судебное разбирательство по кассационной жалобе общества  откладывалось на основании статьи 158 АПК РФ до 23.07.2019, после               чего состав суда был изменен в порядке статьи 18 АПК РФ и рассмотрение дела произведено с самого начала.

В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Сахалинской области, представители ООО «РСО «Универсал» поддержали доводы поданной жалобы и дали по ним необходимые пояснения. Прокурор, в свою очередь, возражал против отмены обжалуемого апелляционного постановления по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу  и дополнительных письменных пояснениях.

Комитет и администрация извещены надлежащим образом о времени             и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права с учетом доводов общества и возражений Прокурора, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что в данном случае предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Как установлено апелляционным судом и подтверждается материалами дела, Комитетом организовано проведение торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора аренды спорного муниципального имущества (объекты водоснабжения), о чем было опубликовано соответствующее извещение от 28.02.2018. Единственная заявка на участие  в данном конкурсе поступила от ООО «РСО Универсал», в связи с чем торги были признаны несостоявшимися (протокол от 30.03.2018 № 1).

После этого Комитет (арендодатель) и ООО «РСО «Универсал» (арендатор) заключили договор аренды от 04.04.2018 № 13, по условиям которого обществу во временное владение и пользование на срок 11 месяцев передано муниципальное имущество – комплекс объектов водоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований г. Долинска,               с. Быков, с. Углезаводск, с. Покровка, с. Сосновка и с. Октябрьское,  необходимое для оказания коммунальных услуг водоснабжения потребителям указанных населенных пунктов.

Имущество передано арендатору по акту приема-передачи                         от 04.04.2018.

Перечень имущества и его технические характеристики приведены                в Приложении № 1 к договору и отражены в указанном акте приема-передачи от 04.04.2018. При этом по каждому объекту указан год ввода в эксплуатацию (временной период с 1958 года по 2014 год).

Полагая, что при заключении договора аренды ответчиками                        не соблюдены требования действующего законодательства, определяющие порядок распоряжения муниципальными объектами водоснабжения, что влечет ничтожность такой сделки, Прокурор обратился в арбитражный суд             с рассматриваемыми требованиями.

Частью 1 статьи 52 АПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что, предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный           суд в интересах публично-правового образования.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона                 от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации         о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях к объектам концессионного соглашения относятся объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Исходя из общего правила концессионное соглашение может быть заключено в отношении нескольких объектов концессионных соглашений, указанных в части 1 данной статьи. Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (часть 5 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).

Передача прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011                   № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении                    передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении прямо предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.

В силу изложенного специальными нормами действующего законодательства, регулирующими правоотношения по объектам водоснабжения в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям,                  если иное не установлено законом.

Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) напрямую связано с датой ввода таких объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор публичными органами формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

В данном случае оспариваемый договор аренды от 04.04.2018 № 13 заключен ответчиками ввиду признания несостоявшимися торгов на приобретение права получения в аренду муниципальных объектов водоснабжения. Торги на заключение концессионного соглашения в отношении данного имущества не проводились, что не отрицалось участвующими в деле лицами. 

Частично удовлетворяя заявленные Прокурором требования, суд первой инстанции исходил из признания ответчиками того факта, что часть спорного муниципального имущества – объекты водозабора «Майский» были построены в 1976-1990 годах и это исключает возможность передачи таких объектов в аренду.  

В отношении остального имущества суд первой инстанции указал             на то, что все объекты были реконструированы и введены в эксплуатацию             в 2013-2014 годах, то есть менее пяти лет до заключения спорного договора, что подтверждено представленными в материалы дела разрешениями, выданными в порядке статей 51, 55 Градостроительного кодекса РФ.                При этом реконструкция отдельных объектов продолжается.   

С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел                  к выводу о том, что заключение концессионного соглашения в отношении          уже реконструированных (или находящихся в стадии реконструкции) объектов не будет отвечать целям Закона о концессионных соглашениях                   и на основании этого признал оспариваемый договор аренды                                не противоречащим действующему законодательству, в связи с чем  отказал  в иске Прокурора в соответствующей части.

Изменяя принятое по делу решение и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, апелляционный суд руководствовался следующим.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы   дела доказательства, в том числе постановления Мэра города Долинск                   от 31.12.2013 № 112-п, № 113-п и разрешения на ввод объектов                           в эксплуатацию, апелляционный суд счел, что указанные документы                            не позволяют достоверно установить факт реконструкции всех систем водоснабжения, являющихся предметом спорного договора аренды                        от 04.04.2018 № 13.

Более того, как поясняли ответчики и подтверждается представленным в дело муниципальным контрактом от 20.06.2018 № Ф.2018.273035                       на капитальный ремонт сетей водоснабжения с. Быков, часть переданного              в аренду имущества до настоящего времени находится в стадии реконструкции.

Принимая во внимание даты заключения договора аренды                            от 04.04.2018 № 13 и муниципального контракта от 20.06.2018                               № Ф.2018.273035, апелляционный суд обоснованно указал на то, что                         не все спорное имущество было реконструировано на момент его передачи обществу в аренду, как утверждали ответчики в ходе рассмотрения спора.

Учитывая установленный апелляционным судом факт реконструкции          в пределах 5 летнего срока лишь части спорного имущества, то в силу части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении весь комплекс коммунальных объектов мог быть передан в пользование ресурсоснабжающей организации в целом только по концессионному соглашению.

С учетом изложенного суд округа поддерживает итоговый вывод апелляционного суда о том, что оспариваемый договор аренды от 04.04.2018 № 13 заключен с нарушением действующего законодательства и является ничтожной сделкой в силу норм статей 166, 168, 422 ГК РФ, части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и разъяснений пунктов 74, 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении            судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил иск Прокурора и признал недействительным договор аренды от 04.04.2018 № 13, обязав общество вернуть Комитету все спорное имущество. Оснований для применения двусторонней реституции апелляционным судом не выявлено, поскольку общество фактически пользовалось переданными ему объектами, оказывало населению  коммунальные услуги и получало от этого доход. 

Оснований полагать, что спорная сделка является недействительной только в части объектов, не подвергнутых реконструкции (статья 180                   ГК РФ), суд округа также не усматривает. В данном случае все объекты передавались в аренду как единый коммунальный комплекс. В ином случае при возможности самостоятельного использования отдельных объектов             они подлежали передаче в пользование по разным концессионным соглашениям в целях недопущения, ограничения, устранения конкуренции (часть 5 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях).

В целом выводы апелляционного суда об удовлетворении иска соответствуют фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.

Доводы общества о том, что Закон о концессионных соглашениях неправильно применен апелляционным судом без учета того, что большинство арендуемых объектов были реконструированы и введены в эксплуатацию менее пяти лет до заключения договора аренды, отклоняются судом округа как прямо противоречащие имеющимся в деле доказательствам.

Для заключения договора аренды требуется, чтобы все без исключения объекты водоснабжения (а не большинство из них как утверждает общество) были введены в эксплуатацию менее 5 лет до передачи их в аренду.

Сам факт заключения муниципального контракта от 20.06.2018                       № Ф.2018.273035 уже после передачи обществу в аренду спорных объектов 04.04.2018 бесспорно свидетельствует о том, что часть этих объектов нуждалась в реконструкции на момент заключения оспариваемого договора, что как раз и требовало привлечения концессионера для проведения данной реконструкции.

Несогласие общества с результатами оценки апелляционным судом имеющихся в деле доказательств не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления. Полномочиями по самостоятельной оценке данных доказательств суд округа не наделен в силу норм статей 284, 286 АПК РФ.

При этом суд округа также считает необходимым отметить, что на момент принятия апелляционным судом обжалуемого постановления срок действия договора аренды от 04.04.2018 № 13 уже истек и оснований для дальнейшего использования обществом спорного имущества без проведения конкурсных процедур не имелось.  

Вместе с тем органы местного самоуправления не лишены возможности распорядиться спорным имуществом в соответствии с требованиями действующего законодательства, а общество, в свою очередь, вправе претендовать на получение данного имущества посредством участия  в проводимых торгах.

Ссылки апелляционного суда на то, что канализационные сети на территории муниципального образования являются ветхими и также требуют капитального ремонта, не повлияли на итоговый результат по делу.

Иных доводов, которые не были проверены апелляционным судом, однако имеют существенное значение для правильного разрешения настоящего спора, в кассационной жалобе не приведено.

Поскольку нормы материального права применены апелляционным судом верно и им не допущено процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, то обжалуемое постановление не подлежит отмене, а кассационная жалоба общества – удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда                      от 24.04.2019 по делу № А59-4643/2018 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,                  в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

Председательствующий судья                                                  С.И. Гребенщиков                          

Судьи                                                                                                 С.Н. Новикова

                                                                                                    М.Ю. Ульянова