36/2022-22857(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе судьи Луговой И.М.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
на решение от 20.04.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022
по делу № А59-659/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 693020, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 693007, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления
[A1] УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» (далее – заявитель, общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – управление, административный орган, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 21.01.2022 № 065/04/9.21633/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Определением суда от 16.02.2022 дело назначено к рассмотрению по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Решением, оформленным в виде резолютивной части 11.04.2022, требования общества удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Мотивированное решение изготовлено судом 20.04.2022.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 решение суда первой инстанции от 20.04.2022 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Управление в жалобе настаивает на том, что административное правонарушение, совершенное обществом, является длящимся, в связи с чем суды необоснованно пришли к выводу об истечении срока давности привлечения к административной ответственности. Считает, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с даты обнаружения административного правонарушения, а именно с 04.10.2021 – ответ сетевой организации, изложенный в письме № 01-36-4593.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286, 288.2 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального
[A2] права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной не находит оснований её удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что 03.08.2020 между обществом и ФИО1 заключен договор № 26113- ТП/20 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических лиц присоединяемой мощностью до 40 кВт.
Согласно пункту 5 договора срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения.
В ходе рассмотрения заявления гражданина и представленных документов управление, установив, что по состоянию на 20.09.2021 (дата обращения ФИО1 в управление) обязательства по договору сетевой организацией не исполнены, работы по подключению объекта на месте не осуществлены, пришло к выводу о нарушении обществом положений пункта 16 и пункта 18 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям или иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила).
По результатам рассмотрения заявления и имеющихся материалов антимонопольный орган возбудил дело об административном правонарушении № 065/04/9.21-633/2021 и назначил проведение административного расследования.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, управление составило протокол об административном правонарушении от 07.12.2021 № 065/04/9.21-633/2021.
[A3] Не согласившись с постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, признав в действиях (бездействии) общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, требования удовлетворил, поскольку счел пропущенным срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону данного правонарушения образуют, в том числе, действия собственника или иного законного владельца сетей энергоснабжения, которые привели к препятствованию транспортировки электрической энергии по их сетям.
Субъектом ответственности за данное правонарушение выступает собственник или иной законный владелец сетей энергоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий, которые согласно пункту 3 статьи 8 данного Закона обязаны предоставлять доступ на
[A4] товарные рынки (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Суды установили, что общество осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по передаче электрической энергии в границах прилегания принадлежащих ему электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, следовательно, является субъектом естественной монополии, на который распространяются запреты части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона № 35-ФЗ услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Следовательно, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах.
В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по
[A5] технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 5 Правил присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций, является опосредованным присоединением к электрической сети.
Пунктом 6 Правил определено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (пункт 8 Правил).
Пункт 7 Правил устанавливает процедуру технологического присоединения, которая начинается с подачи заявки; далее следует заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Подпунктами «а» и «б» пункта 16 Правил установлено, что договор должен содержать следующие существенные условия: а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроки, установленные данным подпунктом, в том числе: 1 год - для заявителей, максимальная
[A6] мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией (подпункт «г» пункта 18 Правил).
Суды установили, что между обществом и ФИО1 заключен договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических лиц присоединяемой до 40 кВт.
Перечень мероприятий, которые должна осуществить сетевая организация в рамках исполнения технологического присоединения энергопринимающих устройств, приведен в подпункте 12 Технических условий к договору от 03.08.2020 и включает в себя, в том числе мероприятия по фактическому присоединению объектов гражданина к электрическим сетям.
Пунктом 5 договора установлен срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению – 4 месяца со дня заключения договора, то есть до 03.12.2020.
Однако в установленный срок сетевой организацией технологическое присоединение объекта гражданина к электрическим сетям не осуществлено, то есть нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, что свидетельствует о нарушении пунктов 16 и 18 Правил.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, согласились с управлением в том, что в действиях общества имеется нарушение Правил, выразившихся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
При установленных обстоятельствах, вывод судов о наличии в действиях (бездействии) общества признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суд округа признает правильным.
Между тем, как обоснованно признали суды, оспариваемое постановление принято управлением в отсутствие на то правовых оснований,
[A7] поскольку имелись обстоятельства, исключающие производство по административному делу.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
По правилам части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 5) и в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 2), длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
[A8] Согласно пункту 19 Постановления № 5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Суды установили, что обязанность по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ФИО1 к своим электрическим сетям общество должно было исполнить не позднее 03.12.2020.
Учитывая, что в рассматриваемом случае правонарушение, исходя из его существа, не является длящимся, годичный срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ подлежит исчислению со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, и истекает 04.12.2021.
Оспариваемое постановление вынесено антимонопольным органом только 21.01.2022, то есть за пределами годичного срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем выводы судов о незаконности оспариваемого постановления, как принятого с нарушением части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, являются правильными.
Довод управления о том, что правонарушение, совершенное обществом, является длящимся, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с даты обнаружения административного правонарушения - 04.10.2021 (ответ сетевой организации, изложенный в письме № 01-36-4593), правомерно не принят судами во внимание.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте пункта 19 Постановления № 2, под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
[A9] Из материалов дела усматривается, что вмененное обществу административное правонарушение заключается в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению к определенному договором сроку.
С учетом изложенного, по верным выводам судов, срок давности привлечения к административной ответственности за выявленные нарушения следует исчислять со дня совершения административного правонарушения, а не со дня его обнаружения административным органом.
Таким образом, учитывая, что основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности отсутствовали, суды правомерно признали оспариваемое постановление незаконным.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, оснований для пересмотра в порядке кассационного производства решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289,288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.04.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по делу № А59-659/2022 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.М. Луговая
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство
Дата 03.02.2022 4:17:24
Кому выдана Луговая Ирина Михайловна